Любовь к природе у детей не приходит сама по себе — ее нужно пробудить. Создание экологической тропы основано на непринужденном усвоении информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природной среде в процессе непосредственного контакта учащегося с природой. Это сочетается с отдыхом и обучением во время движения по маршруту тропы.
Создание тропы — одна из творческих форм экологического воспитания подрастающего поколения. Если оно будет правильно организовано, это позволит детям раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд для изучения и охраны окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей, полученные в области биологии, географии, химии на практике. А выполненная исследовательская работа по изучению определенных объектов живой природы укрепит взаимосвязь между интеллектуальным и эмоциональным состоянием школьника. Это пробудит в них убежденность в необходимости беречь природу и приумножать ее богатства, опираясь не только на знания, почерпнутые из книг, но и принимая во внимание личный опыт [3, с. 6].
На территории школы присутствуют участки смешанных и хвойных лесов, где можно проводить практическую работу по изучению видового состава растений и животных, проводить сравнительную характеристику экосистем, проводит экскурсии и различные мероприятия как урочной, так и внеурочной деятельности для разных возрастных групп.
Проблема: Потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к экологическим проблемам — все это приводит к недостаточной осведомленности людей о необходимости их защиты.
В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости мы развиваем способность и желание активно защищать природу:
— видеть объекты во всем многообразии их свойств и качеств, черт и проявлений;
— участвовать в создании необходимых условий для нормального функционирования живых существ в сфере нашей деятельности;
— понимать важность сохранения природы;
— сознательно выполнять нормы поведения на природе.
Вот почему возникла необходимость в создании экологической тропы.
Цель проекта: создание экологической тропы на территории МБОУ СОШ № 11.
Задачи:
- Способствовать формированию у учащихся МБОУ СОШ № 11 основ экологической культуры.
- Познакомить с особенностями растений, произрастающих на пришкольной территории.
- Информировать посетителей о представителях флоры и фауны данного участка.
- Организовать проведение экскурсий, образовательных событий на тропе.
- Воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней.
- Провести обследование санитарного состояния территории пришкольного участка, делать обобщение и формировать выводы.
В период проведения исследования были использованы следующие методы: поисковый, практический, сравнительно-описательный, анализ научной литературы, разработка туристического маршрута.
1. Экологическая тропа и её назначение
Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы — одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения [2, с. 3–4].
Основное назначение троп природы — воспитание культуры поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, к своей малой родине.
2. Организация работы
Экологическая тропа — это возможность применить различные методы воспитательной работы. Путешествуя по природной дорожке, организатор выбирает вид деятельности в зависимости от возраста участников: учебные занятия, исследовательские работы, экскурсии, мероприятия внеурочной деятельности, интеллектуальные игры.
Мы планируем создать на территории школы экологическую тропу, состоящую из шести станций:
Станция № 1 «Природное сообщество»
Природное сообщество будет являться масштабной станцией, в которой можно проводить уроки биологии для разных возрастных групп, викторины, интеллектуальные игры, изучать многообразие живых организмов, обитающих на территории школы.
Я считаю, что эта станция принесёт огромную пользу, потому что детям будет гораздо интереснее общаться с живыми объектами, нежели по таблицам и картинкам.
Станция № 2 «Муравейник»
На этой станции дети смогут в живую наблюдать за жизнью муравьёв, их повадками, строением тела и устройством их дома.
Станция № 3 «Белкин дом»
В нашем школьном дворе живёт несколько белок, чтобы им было комфортнее жить, я планирую организовать постройку жилища для них. Это жилище будет одной из станций моей тропы. На этой станции дети смогут не только наблюдать за белками и изучать их поведение, но и ухаживать за ними. Также эта станция будет включать в себя кормушки для птиц, где дети смогут их кормить и наблюдать за ними и слушать пение птиц.
Станция № 4 «Биохимическая лаборатория»
Биология и химия — это достаточно интересные, но в то же время сложные предметы. Однако и здесь можно проводить практические работы не в кабинете, а на природе, например, определить кислотность и химический состав почвы, выявлять их влияние на живые организмы. Определение кислотности почвы позволит узнать, какие растения можно выращивать на этом участке, а какие нельзя.
Станция № 5 «Географическая»
На этой станции дети, с помощью метеостанции, смогут научить определять погоду. Также дети смогут составлять план местности более продуктивно, ведь мы знаем, что свежий воздух улучшает работу головного мозга. Ещё на этой станции детей можно будет научить определять своё местоположение с помощью окружающих факторов, что поможет им, если они заблудятся в лесу.
Станция № 6 «Станция здоровья»
На уроках ОБЖ в большей степени изучаем теорию, но нет возможности проведения практических занятий, на которых можно научиться элементарным вещам, таким как разжигание костра, его тушение, а также правилам выживания в дикой среде. Да, всё это проходят на уроках, но, как и в любом деле, без практики знания бесполезны. Поэтому я решил, что здесь можно будет отрабатывать практические навыки выживания в природе и научатся беречь её.
3. Реализация проекта
I. Подготовительный: 1 год — Поисково-исследовательский.
— Определение темы, постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования. Создание наброска плана исследовательской деятельности.
— Сбор информации об экологической тропе.
— прохождение маршрута;
— сбор информации о растительности, животных на тропе;
— составление схемы маршрута;
— подготовка материала для реализации проекта.
II. Основной: 2 год — Фундаментальный.
— создать все станции;
— провести ознакомительную экскурсию;
— составить план проведения мероприятий на экологической тропе.
III. Заключительный: 3 год — Практический.
— проведение практических работ по предметам;
— проведение экскурсий и внеклассных мероприятий.
План мероприятий по реализации проекта
Перечень мероприятий, запланированных для реализации проекта |
Сроки проведения указанных мероприятий |
ФИО исполнителей мероприятий |
Разработка маршрута экологической тропы |
апрель 2023 г |
Администрация МБОУ СОШ № 11 учителя биологии, географии, химии, совместно со старшеклассниками школы |
Подготовка информационных материалов для размещения на стендах и проведения экскурсий |
апрель 2023 г |
Учителя биологии, географии, химии, совместно со старшеклассниками школы |
Строительство домиков для белок, скворечников |
июнь-июль 2023 г |
Учитель технологии |
Изготовление и установка информационных стендов о представителях флоры и фауны пришкольной территории |
июль 2023 г |
Сотрудники полиграфического салона «Догма» |
Установка биохимической лаборатории |
июль-август 2023 г |
сотрудники организации, занимающихся установкой лаборатории |
Установка метеостанции |
июль-август 2023 г |
сотрудники организации, занимающихся установкой метеостанции |
Заключение
Благодаря этому проекту я научился искать и отбирать нужную информацию. Также он помог мне реализовать свой учебный потенциал. Эта тропа имеет для меня огромную ценность, потому что на её создание ушло не мало времени и сил, а также с её помощью я обрёл новый полезный опыт.
Подводя итог сказанному выше, хочу отметить, что экологическая тропа вызвала интерес не только у меня, но и у окружающих меня школьников и взрослых. Я хочу, чтобы как можно больше людей, изменили свой взгляд и начали ценить и беречь природу. Именно для этого я и хочу создать эту тропу. Хотя она не такая большая, но всё начинается с малого.
Литература:
- Захлебный А. Н. “Учебная экологическая тропа”, № 3 1983.
- Комова Г. А. “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000, с. 52–58.
- Чижова В. П., Добров А. В., Захлебный А. Н. Учебные тропы природы. — М.: Агропромиздат, 1989. — 159 с.
- Каплан Б. М. Флористические исследования местности: учебное пособие для юных натуралистов. — М.: ГОУ ДОД ФДЭБЦ, 2007. — 48 с.
- Чижова В. П. Как себя вести наедине с природой // Там же, 2001 г.