Научиться любить планету и оберегать ее — актуальная проблема. Участие школьников в фенологических наблюдениях позволит сформировать у них положительное отношение к природе, но опрос среди обучающихся в Центре экологического воспитания МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска показал низкую осведомленность о фенологии и правилах проведения фенологических исследований. Кроме того, поиск литературы выявил, что в городских библиотеках нет книг о том, как проводить фенологические наблюдения, отсутствуют шаблоны дневников наблюдений.
Учитывая наш опыт организации и проведения фенологических наблюдений [1], мы решили разработать дневник наблюдений, который познакомит школьников с сезонными явлениями, научит вести наблюдения, а это, в свою очередь, поможет привить школьникам любовь к природе. Практическая ценность данного проекта состоит в разработке материалов для проведения практических занятий по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной направленности.
В работе представлен личный опыт проведения наблюдений, обосновано использование нескольких источников информации для составления дневника [2], были разработаны тест для школьников и критерии оценивания.
В ходе работы над проектом были разработаны дорожная карта (в которой подробно описаны все этапы работы и сроки их выполнения), технологическая карта (описание разделов дневника наблюдения), составлена смета расходов.
Дневник содержит 9 разделов: вступительная статья автора; основные понятия и термины; выбор участка и его описание; порядок наблюдений и их фиксации, осенние, зимние, весенние и летние наблюдения, рекомендуемая литература. В каждом разделе наблюдений представлена краткая информация об особенностях данного времени года, какие явления в нашем регионе можно наблюдать в каждом месяце и номера явлений для фиксации в таблице наблюдений (рис. 1).
Рис. 1. Страницы дневника
Как видно из рис. 1, кроме познавательной информации, предложены занимательные задания, которые будут развивать интерес к природе и бережному отношению к окружающей среде. Для ознакомления с дневником наблюдений в Экологическом центре проведено занятие «Наблюдателем может быть каждый» и тестирование школьников.
Тестирование подтвердило низкую осведомленность школьников о фенологических наблюдениях, что подтверждает актуальность исследовательского проекта.
После знакомства с методами фенологических исследований и презентации дневника наблюдений было проведено повторное тестирование обучающихся Экологического центра.
Таблица 1
Сравнительные результаты опроса
Вопрос |
Количество правильных ответов, % |
|
До презентации |
После презентации |
|
Что такое фенология? |
10 % |
95 % |
Напиши, какие сезонные явления ты знаешь |
40 % |
70 % |
Когда лучше проводить наблюдения? |
30 % |
90 % |
Выбери хвойные растения |
80 % |
100 % |
Выбери лиственные растения |
75 % |
100 % |
Как видно из таблицы 1, после презентации дневника наблюдений количество правильных ответов о фенологии и сезонных явлениях увеличилось.
Таблица 2
Критерии оценок при тестировании
Оценка |
Балл |
Критерии оценок (количество правильных ответов) |
отлично |
«5» |
25–28 |
хорошо |
«4» |
22–24 |
удовлетворительно |
«3» |
16–21 |
неудовлетворительно |
«2» |
менее 16 |
На рисунке 2 представлен сравнительный анализ результатов тестирования до и после презентации дневника наблюдений.
Рис. 2. Результаты тестирования
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный дневник наблюдений расширяет кругозор школьников и учит правильно проводить фенологическое наблюдение.
Дневник наблюдений «С любовью к природе» предназначен для школьников, родителей, учителей и педагогов дополнительного образования.
Литература:
- Глухова Д. Ю. Осенние фенологические исследования: опыт организации и проведения / Д. Ю. Глухова // Юный ученый: международный научный журнал. — № 10.– 2022. — С. 22–25.
- Гумилевская М. Почему так бывает? [Текст]. — М.: Детская литература. — 1968. — 144 с.