С любовью к природе: дневник фенологических наблюдений | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №6 (69) июнь 2023 г.

Дата публикации: 04.06.2023

Статья просмотрена: 642 раза

Библиографическое описание:

Глухова, Д. Ю. С любовью к природе: дневник фенологических наблюдений / Д. Ю. Глухова, Н. А. Наумова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 6.1 (69.1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/young/archive/69/3838/ (дата обращения: 19.12.2024).



Научиться любить планету и оберегать ее — актуальная проблема. Участие школьников в фенологических наблюдениях позволит сформировать у них положительное отношение к природе, но опрос среди обучающихся в Центре экологического воспитания МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска показал низкую осведомленность о фенологии и правилах проведения фенологических исследований. Кроме того, поиск литературы выявил, что в городских библиотеках нет книг о том, как проводить фенологические наблюдения, отсутствуют шаблоны дневников наблюдений.

Учитывая наш опыт организации и проведения фенологических наблюдений [1], мы решили разработать дневник наблюдений, который познакомит школьников с сезонными явлениями, научит вести наблюдения, а это, в свою очередь, поможет привить школьникам любовь к природе. Практическая ценность данного проекта состоит в разработке материалов для проведения практических занятий по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной направленности.

В работе представлен личный опыт проведения наблюдений, обосновано использование нескольких источников информации для составления дневника [2], были разработаны тест для школьников и критерии оценивания.

В ходе работы над проектом были разработаны дорожная карта (в которой подробно описаны все этапы работы и сроки их выполнения), технологическая карта (описание разделов дневника наблюдения), составлена смета расходов.

Дневник содержит 9 разделов: вступительная статья автора; основные понятия и термины; выбор участка и его описание; порядок наблюдений и их фиксации, осенние, зимние, весенние и летние наблюдения, рекомендуемая литература. В каждом разделе наблюдений представлена краткая информация об особенностях данного времени года, какие явления в нашем регионе можно наблюдать в каждом месяце и номера явлений для фиксации в таблице наблюдений (рис. 1).

Страницы дневника Страницы дневника Страницы дневника

Рис. 1. Страницы дневника

Как видно из рис. 1, кроме познавательной информации, предложены занимательные задания, которые будут развивать интерес к природе и бережному отношению к окружающей среде. Для ознакомления с дневником наблюдений в Экологическом центре проведено занятие «Наблюдателем может быть каждый» и тестирование школьников.

Тестирование подтвердило низкую осведомленность школьников о фенологических наблюдениях, что подтверждает актуальность исследовательского проекта.

После знакомства с методами фенологических исследований и презентации дневника наблюдений было проведено повторное тестирование обучающихся Экологического центра.

Таблица 1

Сравнительные результаты опроса

Вопрос

Количество правильных ответов, %

До презентации

После презентации

Что такое фенология?

10 %

95 %

Напиши, какие сезонные явления ты знаешь

40 %

70 %

Когда лучше проводить наблюдения?

30 %

90 %

Выбери хвойные растения

80 %

100 %

Выбери лиственные растения

75 %

100 %

Как видно из таблицы 1, после презентации дневника наблюдений количество правильных ответов о фенологии и сезонных явлениях увеличилось.

Таблица 2

Критерии оценок при тестировании

Оценка

Балл

Критерии оценок (количество правильных ответов)

отлично

«5»

25–28

хорошо

«4»

22–24

удовлетворительно

«3»

16–21

неудовлетворительно

«2»

менее 16

На рисунке 2 представлен сравнительный анализ результатов тестирования до и после презентации дневника наблюдений.

Результаты тестирования

Рис. 2. Результаты тестирования

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный дневник наблюдений расширяет кругозор школьников и учит правильно проводить фенологическое наблюдение.

Дневник наблюдений «С любовью к природе» предназначен для школьников, родителей, учителей и педагогов дополнительного образования.

Литература:

  1. Глухова Д. Ю. Осенние фенологические исследования: опыт организации и проведения / Д. Ю. Глухова // Юный ученый: международный научный журнал. — № 10.– 2022. — С. 22–25.
  2. Гумилевская М. Почему так бывает? [Текст]. — М.: Детская литература. — 1968. — 144 с.


Задать вопрос