Цель исследования:
Выявить уровень чтения художественной литературы у сельских школьников;
Выявить причину нежелания чтения художественной литературы.
Задачи исследования:
- Выяснить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
- Определить роль семьи в развитии интереса ребёнка к чтению литературы;
- Выяснить влияние школы на формирование читательского интереса школьников.
Практическая значимость: Материалы можно использовать в классных и родительских собраниях.
Объект исследования: Учащиеся с 5–11 классы.
Актуальность рассмотрения проблемы чтения заключается в том, что экранная культура охватывает широкие слои населения, компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Дети и подростки наиболее восприимчивы к новым технологиям. С одной стороны, именно они – наиболее увлечённые пользователи. С другой – в последние десятилетия учителя, библиотекари, некоторые родители выражают опасения по поводу того, что дети читают всё меньше, что печать проигрывает соревнование за читательское внимание экрану – телевизионному или компьютерному. [5]
Актуализацию проблемы чтения мы видим и в нашей сельской школе, где проведённое исследование показывает низкий уровень чтения среди школьников. Социальная значимость проблемы определили тему исследования: «Проблема чтения сельских школьников».
Рис. 1. Показание социологического опроса. Ответ школьников с 5 – 11 классы. Всего участвовало 88 учащихся.
Рис. 2. Показание социологического опроса «Как часто вы посещаете библиотеку?»
Рис. 3 Показание социологического опроса «Как часто вы читаете?»
Рис. 4. Показание социологического опроса «Есть ли домашняя библиотека?»
Рис. 5 и 6. Показания социологического опроса «Книги какого жанра вы предпочитаете?» и «Чем вы занимаетесь в свободное время?»
Основные результаты. В опросе участвовало всего 88 учащихся с 5 – 11 (в возрасте от 11 до 18 лет) классы нашей школы. На вопросы:
«Любите ли вы читать?» ответили «да» - 61% человек, «нет» – 39%.
«Как часто вы посещаете библиотеку?» ответили: «каждую неделю» – 7%; «по мере необходимости» – 36%; «крайне редко» – 57%.
«Как часто вы читаете?» ответили: «хотя бы час в день» – 18%; «от случая к случаю» – 46%; «очень редко» – 36%.
«Есть ли домашняя библиотека?» ответили: «да» – 39%; «нет» – 61%.
«Чем в основном занимаются в свободное время?» ответили: «играю на компьютере» – 35%; «гуляю с друзьями» – 20%; «читаю книги» – 18%; «сижу в Интернете» – 32%; «помогаю родителям по дому» – 81%.
«Литературу, какого жанра вы предпочитаете?» ответили:
– сказки – 25,5% –поэзия – 45%
– фантастика – 62,5% –приключения – 62,5%
– детективы – 26% –историческая литература – 26%
– научно-популярная литература – 5,6% –журналы, газеты – 19%
– классика – 10% –любовные романы – 9%
– православная литература – 0% –ничего – 1%
Социологический опрос учащихся среднего и старшего школьного звена показал, что в основном нет детей, которых не любят читать. Но у них практически времени не хватает на чтение. В свободное время большинство наших детей помогают по дому своим родителям (81%). На втором месте интерес детей лежит на компьютере и Интернете (32-35%). А на самом последнем месте – чтение книги (18%). Но всё-таки должны, же читать хотя бы произведения школьной программы и найти как-то время на чтение. Нам кажется, что они просто не думают это как должное. Это, наверное, зависело от того, что предмет литературы не был выборным предметом. А с нынешнего года он стал обязательным. По Указу президента В.В. Путина выпускники должны писать сочинение на литературное произведение. Поэтому надеемся, что такой подход приведёт к наилучшим результатам. Нас радует то, что у наших школьников есть интерес к поэзии. На вопрос: «Литературу, какого жанра предпочитаете?», ответили «поэзия» – 45% учащихся. Мы думаем, что работа литературного кружка «Сыккыс» эффективно влияет на интерес учащихся. А значит нужно придумать что-то такое, чтобы могло заставить школьников пойти в библиотеку. В данное время библиотеку посещает только 6,8% учащихся. Чтению время уделяют наименьшая часть учащихся. А именно: из 88 учащихся читают хотя бы час в день 18%, читают по выходным 46 %, читают очень редко – 34 %.
Выводы:
Во-первых, у большинства школьников не хватает времени на чтение. Прежде всего, родители не дают возможности своим детям читать книги. Слишком уж нагружают хозяйственными работами.
Во-вторых, дороговизна книжных и печатных изданий.
В-третьих, наличие других источников информации (Интернет, компьютер, телевизор, телефон, планшет).
В-четвёртых, изобилие массовой литературы, отвлекающих учащихся от классической литературы.
Все эти моменты во многом и объясняют причины отсутствия интереса к чтению у сельских школьников.
Литература:
1. W.shool2100.ru
2. lesmatveev.narod.ru (данные 15 лет)
3. libold.herzen.spb/ru>vorontsov_chtenie 2009.pdt
4. Psibook.com>sociology/chtenie-как...problema/ht ml
5. Edu54.ru>node/1776
6. www.kremlin.ru