Проблема чтения сельских школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №4 (7) июль 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Латышев, А. Р. Проблема чтения сельских школьников / А. Р. Латышев, А. А. Банчина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 4.1 (7.1). — С. 97-101. — URL: https://moluch.ru/young/archive/7/429/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель исследования:

 Выявить уровень чтения художественной литературы у сельских школьников;

 Выявить причину нежелания чтения художественной литературы.

Задачи исследования:

  1. Выяснить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
  2. Определить роль семьи в развитии интереса ребёнка к чтению литературы;
  3. Выяснить влияние школы на формирование читательского интереса школьников.

Практическая значимость: Материалы можно использовать в классных и родительских собраниях.

Объект исследования: Учащиеся с 5–11 классы.

Актуальность рассмотрения проблемы чтения заключается в том, что экранная культура охватывает широкие слои населения, компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Дети и подростки наиболее восприимчивы к новым технологиям. С одной стороны, именно они – наиболее увлечённые пользователи. С другой – в последние десятилетия учителя, библиотекари, некоторые родители выражают опасения по поводу того, что дети читают всё меньше, что печать проигрывает соревнование за читательское внимание экрану – телевизионному или компьютерному. [5]

Актуализацию проблемы чтения мы видим и в нашей сельской школе, где проведённое исследование показывает низкий уровень чтения среди школьников. Социальная значимость проблемы определили тему исследования: «Проблема чтения сельских школьников».

Рис. 1. Показание социологического опроса. Ответ школьников с 5 – 11 классы. Всего участвовало 88 учащихся.

Рис. 2. Показание социологического опроса «Как часто вы посещаете библиотеку?»

Рис. 3 Показание социологического опроса «Как часто вы читаете?»

Рис. 4. Показание социологического опроса «Есть ли домашняя библиотека?»

Рис. 5 и 6. Показания социологического опроса «Книги какого жанра вы предпочитаете?» и «Чем вы занимаетесь в свободное время?»

Основные результаты. В опросе участвовало всего 88 учащихся с 5 – 11 (в возрасте от 11 до 18 лет) классы нашей школы. На вопросы:

 «Любите ли вы читать?» ответили «да» - 61% человек, «нет» – 39%.

 «Как часто вы посещаете библиотеку?» ответили: «каждую неделю» – 7%; «по мере необходимости» – 36%; «крайне редко» – 57%.

 «Как часто вы читаете?» ответили: «хотя бы час в день» – 18%; «от случая к случаю» – 46%; «очень редко» – 36%.

 «Есть ли домашняя библиотека?» ответили: «да» – 39%; «нет» – 61%.

 «Чем в основном занимаются в свободное время?» ответили: «играю на компьютере» – 35%; «гуляю с друзьями» – 20%; «читаю книги» – 18%; «сижу в Интернете» – 32%; «помогаю родителям по дому» – 81%.

 «Литературу, какого жанра вы предпочитаете?» ответили:

– сказки – 25,5% –поэзия – 45%

– фантастика – 62,5% –приключения – 62,5%

– детективы – 26% –историческая литература – 26%

– научно-популярная литература – 5,6% –журналы, газеты – 19%

– классика – 10% –любовные романы – 9%

– православная литература – 0% –ничего – 1%

Социологический опрос учащихся среднего и старшего школьного звена показал, что в основном нет детей, которых не любят читать. Но у них практически времени не хватает на чтение. В свободное время большинство наших детей помогают по дому своим родителям (81%). На втором месте интерес детей лежит на компьютере и Интернете (32-35%). А на самом последнем месте – чтение книги (18%). Но всё-таки должны, же читать хотя бы произведения школьной программы и найти как-то время на чтение. Нам кажется, что они просто не думают это как должное. Это, наверное, зависело от того, что предмет литературы не был выборным предметом. А с нынешнего года он стал обязательным. По Указу президента В.В. Путина выпускники должны писать сочинение на литературное произведение. Поэтому надеемся, что такой подход приведёт к наилучшим результатам. Нас радует то, что у наших школьников есть интерес к поэзии. На вопрос: «Литературу, какого жанра предпочитаете?», ответили «поэзия» – 45% учащихся. Мы думаем, что работа литературного кружка «Сыккыс» эффективно влияет на интерес учащихся. А значит нужно придумать что-то такое, чтобы могло заставить школьников пойти в библиотеку. В данное время библиотеку посещает только 6,8% учащихся. Чтению время уделяют наименьшая часть учащихся. А именно: из 88 учащихся читают хотя бы час в день 18%, читают по выходным 46 %, читают очень редко – 34 %.

Выводы:

Во-первых, у большинства школьников не хватает времени на чтение. Прежде всего, родители не дают возможности своим детям читать книги. Слишком уж нагружают хозяйственными работами.

Во-вторых, дороговизна книжных и печатных изданий.

В-третьих, наличие других источников информации (Интернет, компьютер, телевизор, телефон, планшет).

В-четвёртых, изобилие массовой литературы, отвлекающих учащихся от классической литературы.

Все эти моменты во многом и объясняют причины отсутствия интереса к чтению у сельских школьников.

Литература:

1. W.shool2100.ru

2. lesmatveev.narod.ru (данные 15 лет)

3. libold.herzen.spb/ru>vorontsov_chtenie 2009.pdt

4. Psibook.com>sociology/chtenie-как...problema/ht ml

5. Edu54.ru>node/1776

6. www.kremlin.ru

Основные термины (генерируются автоматически): социологический опрос, какой жанр, свободное время, художественная литература, время, домашняя библиотека, показание, ребенок, уровень чтения, учащийся.


Задать вопрос