Цель: создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе.
Ход проекта:
- Собрать материал из разных литературных источников.
- Провести опрос.
- Проанализировав полученные результаты, сделать вывод.
- Создать методическое пособие-презентацию.
Развитие у учащихся самостоятельности, активности и творчества предполагает наряду с другими умениями формирование навыка владения деловой речью. Оканчивая школу, мы сталкиваемся с необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна познакомить учащихся с официально-деловым стилем речи, сформировать у них навыки делового письма. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с лексико-фразеологическими и грамматическими особенностями официально-делового стиля, с образцами документов, вариантами их композиционной структуры, но из-за ограниченного количества часов нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг.
Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни — необходимое требование времени.
Проведён опрос среди учащихся 9–12 классов Вечерней (сменной) общеобразовательной школы, в нем приняло участие 36 человек.
Вопросы опроса:
Знаете ли вы что такое документ?
Знаете ли вы что такое доверенность?
Знаете ли вы что такое акт?
Знаете ли вы, как эти документы составляются?
Итоги:
На первый вопрос с ответом «да» ответило 90 % человек, из которых 50 % – девочки.
На второй вопрос положительно ответило 80 % человек.
На третий и четвертый ответом «да» ответило 70 % человек, 79 % из 100 не смогут написать доверенность, 87 % не знают, что такое протокол, 52 % не знают, что такое резюме, 57 % не умеют писать объяснительную записку, 68 % не смогут написать заявление. Тем самым опрос показал, что большинство учеников не умеют составлять деловые бумаги и даже не знают значения некоторых из них.
Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась вся полезная информация о деловых бумагах. Мы решили сделать такое пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике информации найти всё, что касается деловых бумаг школьника.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:
— проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;
— изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;
— создать методическое пособие для учащихся.
Практическое значение: это методическое пособие может быть полезно на уроках русского языка, а также всем, кто желает научиться правильно, оформлять деловые бумаги.
Гипотеза: если будет создано методическое пособие, то в дальнейшем оно поможет учителям и ученикам изучить построение деловых бумаг.
Объект исследования: деловой стиль речи.
Предмет исследования: учебники русского языка, риторики, справочная, литература и интернет-ресурсы.
- Функциональные стили речи.
Стили речи:
Публицистический стиль — используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы.
Научный стиль — в нем значительную роль играет специальная лексика, или терминология, состоящая из терминов — слов с точно определенным значением.
Художественный стиль — в художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.
- Официально-деловой стиль.
Термином «официально-деловой стиль» принято обозначать особенности языка служебных, в первую очередь, организационно-распорядительных (заявление, объяснительная, расписка, доверенность и т. д.), а также дипломатических документов.
Характеризуется высокой регламентированностью речи, официальностью, безличностью. Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально-делового стиля, то он подразделяется на две разновидности: официально-документальный и обиходно-деловой. В первом можно выделить язык дипломатии и язык законов, а во втором — служебную переписку и деловые бумаги.
2.1 Особенности официально-делового стиля речи:
точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка);
краткость, ясность излагаемого материала;
юридическая обоснованность;
неличный характер;
стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке);
стандартность расположения частей текста или реквизитов (обязательных составных частей делового письма);
предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределенной форме: обязан выполнять…, заключать… и т. д.)
отсутствие эмоциональности, экспрессивности;
единая внешняя форма.
Основные признаки официально-делового стиля:
назначение;
виды и жанры;
особенности лексики;
характер формулировок;
требования к оформлению.
2.2 Виды деловых бумаг.
Заявление
Один из самых распространённых типов деловых бумаг. В нем излагается просьба, ходатайство о чем-либо. Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.
Доверенность
Документ, удостоверяющий факт временной передачи полномочий на осуществление каких-либо действий от одного лица другому лицу.
Расписка
Официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т. п.). Пишется в подтверждении получения ценных предметов тем, кто их получил.
Объявление
В настоящее время получили распространение объявления через газету о сдаче, найме, купле, продаже, обмене чего-либо.
Чаще всего объявление в газете начинается с глагола, состоящего в форме 1-го лица ед. (мн.) числа или в форме страдательного залога.
В конце объявления обязательно следует указать, к кому обращаться (телефон, адрес, удобное время) о предмете объявления.
Автобиография
Это своеобразный документ, представляющий человека. В автобиографии кратко перечисляют основные события собственной жизни в их временной последовательности. В ней недопустимы сведения личного характера, самооценка типа «у меня дружная семья», «я люблю свою работу».
Автобиография пишется от руки в одном экземпляре.
Характеристика
Так же, как и автобиография, относится к документам, которые дают общее представление о человеке. Она содержит отзыв, заключение коллектива, руководителя о чьей-либо трудовой (учебной) и общественной деятельности, социально-значимых личных качествах. В отличие от автобиографии этот документ должен быть заверен подписью ответственного лица и печатью учреждения, предприятия и т. п.
Объяснительная записка
Обычно пишется на имя официального лица и содержит разъяснение каких-либо поступков или действий. В 19 веке довольно широко использовалась как документ нормативного делового общения.
Отчет оработе
Речевой жанр официально-делового стиля речи, основная задача которого — представить сведения за определенный период деятельности лица ли организации.
Деловое письмо
Отличие делового письма от письма личного в следующем:
— предельно ясное, однозначное, по возможности лаконичное содержание делового письма;
— корректный деловой тон письма;
— речевой этикет служебной переписки;
— формы обращения и концовки письма;
— нормы современного делового письма в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики;
— стандартные обороты речи, которые ускоряют и облегчают составление и рассмотрение деловых бумаг;
— безупречная внешняя форма письма.
Протокол
Это официальный документ, содержащий точную запись всего, что было сказано, сделано и решено на собрании (заседании, совещании). Протокол собрания отражает ход обсуждения и принятия решения. Его ведет секретарь, которого выбирают из числа присутствующих. Современный деловой человек должен владеть навыками составления и краткого, и подробного протокола.
Акт
При необходимости документальной записи какого-нибудь события или результатов его обследования составляется акт — документ, фиксирующий фактическое состояние дел.
Справка. Удостоверение.
Это документы информационного характера, удостоверяющие что-нибудь, какой-либо факт. Справки содержат информацию без выводов и предложений по ней.
Удостоверение выдается только лицу, справка — лицу или учреждению.
Договор
Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношения.
Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами.
Договоры составляются в нескольких экземплярах (2–4), подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих.
Резюме
Составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные:
- ФИО, год рождения, контактные телефоны.
- Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет).
- Образование.
- Опыт работы.
- Дополнительное образование.
- Ваши преимущества (указать личные черты, которые отличают Вас от других, помогают Вам достигать нужных результатов).
Результаты проекта представляются в виде учебного пособия-презентации.
Вывод
Мы провели опрос среди учащихся 9–12 классов нашей школы. На мой взгляд, вопросы были легкие, но многие на них не смогли ответить. На первый вопрос «Знаете ли вы что такое документ?» из опрошенных респондентов ответили «Да» 90 %. На второй вопрос: «Знаете ли вы что такое доверенность?» ответило утвердительно 80 %. На третий: «Знаете ли вы что такое акт?» и четвертый вопрос «Знаете ли вы, как эти документы составляются?» ответило 70–79 % участников опроса.
Проект состоит в том, что нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась вся полезная информация о деловых бумагах. Мы решили сделать методичку, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике найти всё, что касается деловых бумаг.
Литература:
- Голодяевская А. М. Деловая речь Воронеж: Изд-во Воронежского университета,1995.
- Никитина Е. Н. Русская речь. М.: Просвещение, 1995.
- Щепина К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.