Классификация орнаментики чоронов из коллекции историко-литературного музея имени А. Г. Кудрина-Абагинского | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №4 (7) июль 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Осипова, Д. П. Классификация орнаментики чоронов из коллекции историко-литературного музея имени А. Г. Кудрина-Абагинского / Д. П. Осипова, К. А. Сокорутова, Е. Г. Молокотина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 4.1 (7.1). — С. 34-35. — URL: https://moluch.ru/young/archive/7/464/ (дата обращения: 17.10.2024).



Актуальность

Деревянная посуда занимала важнейшее место в обиходе всех тюркоязычных народов. Рассматриваемая в данной работе посуда из дерева — чорон — является наиболее характерным образцом, сохранившим неповторимое своеобразие и специфические черты якутской культуры [1]. Проблема изучения народного искусства особо значима для понимания основ традиционной культуры. Восстановление, сохранение и использование художественных традиций остается актуальной задачей наших дней, так как является источником для творчества современных мастеров.

Цель работы.

Изучение художественных особенностей кумысного сосуда чорона как центрального элемента якутской деревянной посуды.

Задачи:

Изучить орнаментальный комплекс кумысных сосудов чоронов XVIII-XIX вв. на основе анализа форм и орнамента чоронов атрибутировать ряд образцов из коллекции школьного музея.

Методы работы

1.Описание.

2.Сравнительный анализ.

Классификация орнаментов чорона.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, исследователи выделяют в его структуре две основные группы геометрический и растительный. В геометрическом орнаменте выделяются две подгруппы простые геометрические узоры и геометризованные мотивы. Подобная классификация позволяет выявить и подчеркнуть стилистические особенности якутского орнамента [2].

В историко-литературном музее имени А. Г. Кудрина-Абагинского есть коллекция чоронов XVIII-XIX веков. На дне некоторых чоронов можно увидеть нарезные знаки, составленные из одной или нескольких зарубок, точек. Например, знаки, похожие на буквы «Х», «К» с тремя зарубками и один чорон с одной зарубкой. У трехногого чорона есть знак в виде точек на ножке. В XVII -XIX в. у якутов нередко были в ходу личные и родовые тамги, как у пиктографических памятников на Ленских столбах и деревянных календарях, счетных палочках. Такие тамги закреплялись за их владельцем навсегда [1].

Классификация орнаментики чоронов из коллекции историко-литературного музея им А. Г. Кудрина-Абагинского (по Борису Федоровичу Неустроеву-Мандар Уус) [4]:

Чорон № 1

1.XIX век. 9 поясов

2.В центре тулова: орнамент в виде «муравья». Не получил широкого распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего быта.

3.В горловине чорона — орнамент в виде трав или ребристый рисунок. В старину это обозначало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов и раструба чоронов.

4.В горловине и поддоне чорона — «ураса» узор или «ломаные линии» взят из шва берестяной посуды. Этот узор применялся в посуде XVIII века, сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

5.Линейный орнамент обрамляет узоры «ураса». Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков.

Чорон № 2

1.XVIII век. 9 поясов, чорон, предназначенный для ребёнка.

2.В центре — «илим харага». Ячейка сети. Ромбовидный орнамент. Появление этого орнамента точно не установлено. В деревянных изделиях заимствован рисунок у швов берестяных посуд.

3.В горловине и поддоне — орнамент в виде травы или гребенчатый узор.

4.Линейный орнамент — двойной в горловине, обрамляет зигзагообразный узор.

Вывод. Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к таким выводам:

1.Семантическая интерпретация произведений народного искусства помогает раскрыть функциональную и социальную значимость предметов и рассматривать их как элементы особого языка.

2.Кумысный сосуд чорон — многозначный символ, связанный с ключевыми понятиями жизни якутов.

3.Исследованная нами посуда является чоронами XVIII и XIX веков. Из восьми чоронов 5 — XIX века, а 3 — XVIII века. Чороны XIX века знаменуют собой одну из самых ярких страниц в истории якутского народного прикладного искусства. Орнамент их более яркий, насыщенный, разнообразный, а у чоронов XVIII века более простой, однотипный.

4.В ходе исследования, мы узнали, что нанесенная на чоронах резьба — это не просто узоры и орнаменты, а семантические знаки. Они наносились в определенной последовательности, как описание жизни человека от рождения до смерти, соответственно, менять местами их, как делают сейчас, было нельзя.

5.В дальнейшем мы будем исследовать семантику орнаментов чоронов.

Литература:

  1. Винокурова Е. И. Словарь-справочник по народному прикладному искусству народа саха. М., 2002. — 38 с.
  2. Народное искусство Якутии. Автор-составитель М. В. Хабарова. Л. Изд. Худ. РСФСР. 1981. — 143 с.
  3. Неустроев Б. Ф. Якутские орнаменты. Я. ЧИФ «Ситим». 1994–72 с.
  4. Мандар Уус. Узоры и орнаменты саха. Я: Бичик. 2010. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): XVIII-XIX, орнамент, народное искусство, якутский орнамент, XIX века, XVIII века, узор.


Задать вопрос