Рис.1. Сэргэ «Аар-Курдук-Чэрчи-Мас»
Материальная и духовная культура якутского народа имеет сложный характер, вызванный тем, что на её южную тюрко-монгольскую основу напластовались элементы северной культуры.
Одним из памятников этой культуры являются коновязные столбы — СЭРГЭ. Условно они выделялись по назначению на три группы: надворные, культовые и ритуальные.
— Надворные служили для хозяйственного назначения (привязывание коня);
— Культовые — для проведения культовых и религиозных обрядов;
— Ритуальные — для традиционных праздников ЫСЫАХ или других событий, дат.
Рассмотрим одно из разновидностей СЭРГЭ — прообраз мирового дерева «Аар — Курдук — Чэрчи — Мас» (Ааар — тэлгэhэ — сэргэ-мас, Аал луо — мас), основанного на фольклоре. В якутской мифологии огромное внимание уделялось чудесному дереву, которое будто бы растёт посреди пупа Земли (сир киинигэр), и оно источает живительную влагу «илгэ», придающую отведавшим её бодрость и новые силы. Чудесное дерево связывает все три мира вселенной: корни — нижний мир, ствол — средний мир, ветви — верхний мир [4, с.119–123].
На ветвях её обитают все добрые духи — хозяева плодородия и покровители животных, символизирующие небесную благодать, счастье и изобилие. Внутри дерева обитает благодетельная богиня вселенной — «Айыы Мичил Хотун», которая даёт добрые советы и придаёт могучие силы. По другой версии это хозяйка Земли «Аан Алахчын Хатын», имеющая двух детей Эрэкэ и Дьэрэкэ, которые бегают в виде амбры или испарения и являются «духами» иччи мелкой растительности.
Данное дерево на снимке тоже является прообразом мирового дерева. «Трёхразвилистый, многоветвистый, двенадцатимесячный почтенный господин сэргэ» относится к культовому сооружению для умножения потомков и живности. Объект исполнения желаний. Он придаёт живительную силу (исцеление), благополучие и изобилие.
Большое сэргэ (ствол) — вселенная, три центральных ветви — три мира, а отростки предназначены для приёма и размещения целой группы духов, съехавшихся со всех трёх миров. Вокруг ствола хоровод людей — 12-ти месяцев года.
По отношению к прообразу человека: корни — связь с предками, ствол — тело, три ответвления — три кут-души («ийэ кут» — мать-душа, «салгын-кут» — воздух-душа, «буор-кут» — земля-душа). Мать-душа — это сознание, разум, интеллект; воздух-душа — творчество, интуиция, деятельность; земля-душа — это тело, материализм. Корень представляет обычаи и традиции [6, с.5–9].
До настоящего времени жертвоприношения священному родовому дереву осуществляются во время обрядов для получения промысловой удачи. Ритуалы жертвоприношений совершались деревьям определенной породы. Обычно такое дерево выделялось своим внешним видом и место расположения. Охотник вырезал на стволе дерева антропоморфное изображение или треугольник, в который складывали приносимое угощение, и просил у духов удачи на промысле и счастья в жизни [1, с. 210–211].
Территория вокруг дерева символизирует прообраз подворья (тэлгэhэ) наших предков. В данном случае является культурно-обрядовой площадкой в этно-традиционнм стиле.
На площадке находятся прообраз жилища «балаган», столб-сэргэ, олицетворяющий саму «хозяйку» подворья — тэлгэhэ, старинная хозяйственная утварь, а так же «Аар ба5ах» сэргэ, служащее пристанищем для «духов-предков» с надголовьями: лошади (благополучие), чорон — изобилие и «тойон-сэргэ».
Ограждение территории в стиле «ат сэргэтэ», «бэриинэ сэргэ» — к верхней перекладине привязывали лошадей, к нижней — быков. Вход в территорию площадки украшала импровизированная «арка очищения» — «кычипкаан», перенятая у эвенков. [2, с.136–145]
Рис.2. Янков Кирилл у Сэргэ «Аар-Курдук-Чэрчи-Мас»
Группы коновязных столбов — сэргэ.
1. Надворные коновязи (тэлгэhэ сэргэлэрэ). Относятся столбы, стоящие у жилых домов и использовавшиеся по их прямому назначению — для привязывания коня.
2. Культовые (итэ5эл сэргэлэрэ). Исользовались при проведении культовых, религиозных обрядов.
3. Ритуальные сэргэ, устанавливавшиеся на традиционных праздниках Ысыах [6].
Коновязный столб вкапывали рядом с могилой при похоронах, когда с умершим погребали принадлежавшего ему коня. О значительной древности традиции сооружать одну или несколько коновязей у погребального «жилища» покойника свидетельствует сообщение Геродота о поминальном обряде у могилы скифского царя (VI-V вв. до н.э). По его словам, скифы на поминки отбирали 50 самых достойных мужчин (рабов), а также коней. Затем, задушив тех и других, усаживали мужчин на коней, укрепив их в таком положении кольями расставляли всадников вокруг могилы. Поводы коней привязывали к специально врытым столбам – коновязям. Археологические исследования подтвердили эти сведения [1, с.417–432].
С.В Иванов писал о якутских культовых сооружениях: «По рассказам стариков, особый сэргэ ставили для коня наиболее сильного и знаменитого шамана. Но такого рода столбы предназначались для фантастического коня — крылатого и горбатого. Простым людям видеть его не разрешалось. К таким коновязям никто не решался привязывать своего коня: конь мог погибнуть» [4, с.213–224].
На данный момент невозможно дать точную типовую модель тYhYлгэ, так как каждому обряду соответствуют свои специфические формы сэргэ. Но с учётом возрастающего интереса к традиционным праздникам и обрядам необходимо тщательно их изучать и только после этого внедрять в жизнь.
Приведённый в моей работе материал, лишь частично освещает затронутую в ней тему, но, на мой взгляд, помогает частично ознакомиться с обычаями и традициями и способствует повышению духовно-нравственного потенциала и уважения к наследию предков народов Саха.
Литература:
- Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в 19-начале 20 вв.
- Зыков Ф. М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов 19-начала 20 вв.
- Зыков Ф. М. Происхождение сэргэ.
- Иванов С. В. Якутские коновязи.
- Пекарский Э. К. Словарь якутского языка.
- Яковлев В.Ф Сэргэ. Части 1 и 2.