Свет Рождества в произведениях Сельмы Лагерлеф | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №4 (7) июль 2016 г.

Дата публикации: 21.06.2016

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Забелина, Д. С. Свет Рождества в произведениях Сельмы Лагерлеф / Д. С. Забелина, Л. Б. Малышенкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 4 (7). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/young/archive/7/499/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тема Рождества хорошо отражена в книгах русских и зарубежных авторов. Рождественские истории — добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и радующие людские сердца. В произведениях о Рождестве можно выделить главное — особое рождественское мировосприятие. Истории вмещают в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. Рассказы пробуждают много теплых чувств, заставляют не только сопереживать — радоваться и плакать вместе с героями, но и действовать — совершать дела милосердия. В работе исследуются рассказы С.Лагерлеф рождественской тематики.

Цель работы:доказать, что Рождество несет свет доброты, милосердия и помогает проявить их героям произведений С.Лагерлеф

Легенда «Святая ночь» — о рождении Иисуса Христа, о чудесах, происходящих в эту ночь. Чудеса могут увидеть только те, у кого чистое сердце: кто совершает добрые поступки и проявляет милосердие. В легенде описывается необычная ночь, в которой происходили чудеса: собаки не кусались, овцы не пугались, палка не ударяла и огонь не жег. Животные и предметы оказывали милосердие. В легенде говорится о милосердии, которое может проявить даже плохой человек. Таким был злой и суровый пастух:

— Пастух был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Увидев чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца.

Но увидев рожденного младенца, лежащего в холодной пещере, старик пожалел его и проявил милосердие — дал овечью шкуру, чтобы согреть младенца. А младенцем был рожденный Спаситель — Иисус Христос. Проявив милосердие, у старика открылись глаза и уши и он увидел, как летают ангелы и славят Спасителя. Легенду о рождении Иисуса Христа рассказывает бабушка пятилетней внучке в сочельник и учит быть милосердной.

«Легенда о Рождественской розе»это рассказ о вере, сомнениях и милосердии. В Рождество в глубоком лесу, где живет разбойник со своей семьей, совершается чудо — в одно мгновение тает снег и начинается чудо преображения. В лесу все оживает: просыпаются птицы и звери, расцветают неземной красоты цветы. Ангелы спускаются на землю.

Свидетели чуда — семья разбойника, которых ненавидят и боятся люди. Однажды жена разбойника рассказывает об этом чуде аббату, который желает побывать там со своим послушником. Послушника терзают сомнения и гордыня. Он не верит рассказу разбойника: не ловушка ли это, не дьявол ли являет чудо? В отличие от послушника, вера в Бога делает Аббата добрым и милосердным. Аббат Иоанн считает, что людям надо помогать в любом случае, даже если это лесные разбойники, потому что у всех есть душа. Человек может быть плохим, но в его душе всегда будет место добру. И человек может измениться и стать лучше. Аббат считает, что наказание и угрозы не могут победить зло. Это по силам только доброте и милосердию. Аббат просит архиепископа даровать разбойнику отпущение грехов.

И архиепископ дает слово, что отпустит грехи, если увидит цветок из того сада. Церковь прощает грехи разбойника и он возвращается в долину к людям. Разбойник клянется никогда больше не поднимать руку на чужое добро.

Так, свершилось чудо Рождества — семья разбойника получила прощение и его семья спустилась в селение, где жители встретили их ласково и приветливо, в память о добром аббате Иоанне. Послушник раскаялся, и поселился в пещере Генигерского леса, молясь, чтобы Бог простил ему неверие и гордыню. Единственное сохранившееся свидетельство чудес Генигерского леса — хрупкий цветок, выросший из корешков, собранных аббатом Иоанном. Вопреки холодам он распускается посреди зимы, и за это его стали называть Рождественской розой, как напоминание о том чудесном саде, что расцветал некогда в лесной глуши в святую ночь. Легенда показывает, что зло не только в действиях, но и в мыслях способно разрушить даже чудеса Божии и наоборот, любовью и терпением даже в заснеженную Рождественскую ночь может расцвести прекрасная благоухающая роза.

В рассказе «Рождественский гость» происходят реальные события, нет никаких чудесных превращений, ничего сверхъестественного, только торжество доброты и сострадания. Музыкант Рустер, доведенный судьбой до нищеты, стал пьяницей. В канун Рождества скрипач Лильекруна, из сострадания дает ему переписать ноты, а по окончании работы неохотно приглашает остаться на Рождество, но гордый Рустер уезжает. Лильекруна мучают угрызения совести, все расстроены, праздник не удался. Рустер ездит от усадьбы к усадьбе, но нигде его не принимают. Рустер вдруг осознает, как он жалок и противен окружающим. В раздумьях о никчемностях своего существования он не замечает, что работник везет его обратно в усадьбу Лильекруна. Хозяйка дома поручает Рустеру приглядывать за детьми и он начинает учить детей азбуке. Взволнованная жена Лильекруны предлагает Рустеру остаться в их доме на год и учить детей.

Восторгает поступок жены Лильекруны, проявившей доброту и поверив, что Рустера можно изменить, доверив своих детей ему на воспитание. Рустер совсем опустившийся и безвольный, вызывает сочувствие, но мы все верим, что он изменится.

Так Рождество в произведениях С.Лагерлеф несет свет доброты и милосердие в души своим героям. Совершая добрые поступки и проявляя милосердие, они избавляются от зла в самих себе и побуждают других тоже делать добро. Нельзя оставаться равнодушным, видя когда совершаются плохие дела. Чем больше будут совершаться добрых дел, тем больше доброты будет в окружающем нас мире.

От рождественского мировосприятия произведений С.Лагерлеф проследим рождественское мировосприятие моих одноклассников. Ребята ответили на вопросы шести анкет. Главное в празднике Рождество они считают: делать добро 60 %, получать подарки и развлекаться по 16 %, угощения 8 %. Ожидают чудес в Рождество: мира на земле 30 %, подарки 35 %, доброты 18 %, любви 9 %, пения ангелов и увидеть Деда Мороза по 4 %. Им было предложено ответить на вопросы: какие качества они ценят в людях и что для них значит доброта и милосердие. Ребята больше всего ценят в людях доброту 66 %, затем образованность 22 %, внешнюю красоту 10 %, материальное состояние 2 %. Доброту и милосердие они видят в прощении 32 %, помощи 32 %, отзывчивости 16 %, сострадании 10 %, любви 10 %.

Воспитать важные качества доброты и милосердия может помочь книга. На библиотечных уроках ребята познакомились с рассказами С.Лагерлеф и помогли в моем исследовании. Свет Рождества в произведениях С.Лагерлеф они видят: в милосердии 48 %, доброте 41 %, тепле души 7 %, радости 4 %. После прочтения этих рассказов они будут: совершать добрые дела 56 %, бороться со злом 39 %, любить всех 5 %.

По результатам анкетирования выявлено, что главное качество в людях они ценят — доброту и милосердие. В празднике Рождество они тоже главное выделяют — делать добро. Свет Рождества в произведениях С.Лагерлеф они воспринимают в милосердии и доброте. А после прочтения рождественских историй они будут совершать добрые дела.

Литература:

  1. С.Лагерлеф и мир ее творчества [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://scandlit.narod.ru/braude.html
  2. С.Лагерлеф [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://lib.1september.ru/2003/21/17.htm
Основные термины (генерируются автоматически): милосердие, Рождество, доброта, Рождественская роза, свет Рождества, свет доброты, семья разбойника, аббат, дело, добро.


Задать вопрос