В наше время феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, необходимо знать, как распознать леворукость, а также какие особенности имеют леворукие.
Именно поэтому тема нашего проекта «Леворукость». Объектом исследования являются учащиеся МАОУ СОШ№ 1. Предметом исследования стали методики определения леворукости. Мы выдвинули гипотезу, по которой: любая методика определения леворукости объективна и не является индивидуальной. Для подтверждения данной гипотезы, мы выдвинули следующие цели:
‒ Опробовать предложенные методики определения леворукости;
‒ Выявить наиболее точную методику для раннего диагностирования леворукости
Для решения поставленных целей, мы определили следующие задачи:
‒ Изучение литературы по данной проблеме
‒ Опробование предложенных методик среди обучающихся школы № 1
‒ Изучить, почему некоторые люди в своей жизни пользуются левой рукой, а не правой как большинство людей.
‒ Выявить в чем различие работы головного мозга у леворуких и праворуких.
Что такое леворукость?
Леворукость — преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга.
Существует четыре вида леворукости:
‒ Генетическая
‒ Компенсаторная
‒ Вынужденная
‒ Псевдолеворукость
Отличие праворуких от леворуких
‒ На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно-образные качества.
‒ В профессиональном спорте у левшей гораздо больше преимуществ, при равной физической подготовке.
Особенности леворуких детей
‒ У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух;
‒ Часто они начинают позже говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков;
‒ «Левши» часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства;
Психологические особенности леворуких
‒ они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение
‒ левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью;
‒ они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
‒ более эмоциональны, впечатлительны и ранимы
‒ —левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.
Почему так важно изучение леворукости?
‒ Потому что важно изучение психологических особенностей и закономерностей развития леворукого ребенка и взрослого в праворуком мире, с целью раскрытия их потенциала.
‒ Потому что за последние 100 лет возросло количество леворуких детей и взрослых во всем мире.
‒ Потому что левши составляют малоизученное, но многочисленное меньшинство.
Чего делать НЕЛЬЗЯ?
Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием!
Результат:
‒ у ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы
‒ настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т. п.;
Взгляды на природные способности левшей по сравнению справшами
‒ Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей
‒ Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.
‒ Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши.
После изучения литературы, мы нашли две методики определения леворукости: тест и проба Аннет. Как мы уже говорили, к визуальным методикам относится тест, представляющий собой список вопросов. Перед исследованием мы провели опрос обучающихся школы № 1 во всех параллелях. Нами было установлено, что 4 % (38 человек) являются леворукими (генетическими левшами), а 2 % (21 человек) являются переученными левшами.
По данным теста было установлено, что среди двух 10-х классов 11 левшей. Но только трое действительно были генетическими левшами, следовательно, остальные 8 — псевдолеворукие.
Для достоверности мы провели пробу Аннет. Эту методику мы опробовали на одном из 10-х классов. В классе 18 праворуких учеников. Так же мы пригласили одного генетического левшу с 11 класса. По результатам мы выявили, что выполнение праворукими правой рукой более точно и быстрее нежели левой, а приглашенный левша сделал быстрее левой, чем правой, что подтверждает особенности левшей.
Заключение
В ходе проекта мы выявили две методики определения леворукости: тест и пробу Аннет. Тест не дает точного определения левша вы или правша, а проба Аннет более достоверна. Но все же подтвердилась наша гипотеза, действительно, любая методика определения леворукости объективна и не является индивидуальной. Также используя различную литературу, мы убедились, что у левшей множество особенностей. Ни в коем случае нельзя переучивать левшей. Существует несколько видов леворукости, а именно генетическая, компенсаторная, вынужденная и псевдолеворукость. И самое важное, леворукость — это не болезнь и нельзя считать ее причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей.
Литература:
- Брашна Н. Я., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. — Медицина, 1981.
- Доброхотова Т. А., Брашна Н. Н. Левши. —М., 1994.
- Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во МГУ, 1978.
- Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг — правый мозг. — М.: Мир. 1983.
- Чермит К. Д. Симметрия-асимметрия в спорте. — М.: ФиС, 1992.