Методики определения леворукости | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №4 (7) июль 2016 г.

Дата публикации: 01.07.2016

Статья просмотрена: 1675 раз

Библиографическое описание:

Едельбаева, А. Р. Методики определения леворукости / А. Р. Едельбаева, А. В. Сущенко, Е. В. Василичина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 4 (7). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/young/archive/7/504/ (дата обращения: 16.11.2024).



В наше время феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, необходимо знать, как распознать леворукость, а также какие особенности имеют леворукие.

Именно поэтому тема нашего проекта «Леворукость». Объектом исследования являются учащиеся МАОУ СОШ№ 1. Предметом исследования стали методики определения леворукости. Мы выдвинули гипотезу, по которой: любая методика определения леворукости объективна и не является индивидуальной. Для подтверждения данной гипотезы, мы выдвинули следующие цели:

‒ Опробовать предложенные методики определения леворукости;

‒ Выявить наиболее точную методику для раннего диагностирования леворукости

Для решения поставленных целей, мы определили следующие задачи:

‒ Изучение литературы по данной проблеме

‒ Опробование предложенных методик среди обучающихся школы № 1

‒ Изучить, почему некоторые люди в своей жизни пользуются левой рукой, а не правой как большинство людей.

‒ Выявить в чем различие работы головного мозга у леворуких и праворуких.

Что такое леворукость?

Леворукость — преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга.

Существует четыре вида леворукости:

‒ Генетическая

‒ Компенсаторная

‒ Вынужденная

‒ Псевдолеворукость

Отличие праворуких от леворуких

‒ На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно-образные качества.

‒ В профессиональном спорте у левшей гораздо больше преимуществ, при равной физической подготовке.

Особенности леворуких детей

‒ У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух;

‒ Часто они начинают позже говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков;

‒ «Левши» часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства;

Психологические особенности леворуких

‒ они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение

‒ левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью;

‒ они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;

‒ более эмоциональны, впечатлительны и ранимы

‒ —левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Почему так важно изучение леворукости?

‒ Потому что важно изучение психологических особенностей и закономерностей развития леворукого ребенка и взрослого в праворуком мире, с целью раскрытия их потенциала.

‒ Потому что за последние 100 лет возросло количество леворуких детей и взрослых во всем мире.

‒ Потому что левши составляют малоизученное, но многочисленное меньшинство.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием!

Результат:

‒ у ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы

‒ настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т. п.;

Взгляды на природные способности левшей по сравнению справшами

‒ Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей

‒ Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

‒ Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши.

После изучения литературы, мы нашли две методики определения леворукости: тест и проба Аннет. Как мы уже говорили, к визуальным методикам относится тест, представляющий собой список вопросов. Перед исследованием мы провели опрос обучающихся школы № 1 во всех параллелях. Нами было установлено, что 4 % (38 человек) являются леворукими (генетическими левшами), а 2 % (21 человек) являются переученными левшами.

По данным теста было установлено, что среди двух 10-х классов 11 левшей. Но только трое действительно были генетическими левшами, следовательно, остальные 8 — псевдолеворукие.

Для достоверности мы провели пробу Аннет. Эту методику мы опробовали на одном из 10-х классов. В классе 18 праворуких учеников. Так же мы пригласили одного генетического левшу с 11 класса. По результатам мы выявили, что выполнение праворукими правой рукой более точно и быстрее нежели левой, а приглашенный левша сделал быстрее левой, чем правой, что подтверждает особенности левшей.

Заключение

В ходе проекта мы выявили две методики определения леворукости: тест и пробу Аннет. Тест не дает точного определения левша вы или правша, а проба Аннет более достоверна. Но все же подтвердилась наша гипотеза, действительно, любая методика определения леворукости объективна и не является индивидуальной. Также используя различную литературу, мы убедились, что у левшей множество особенностей. Ни в коем случае нельзя переучивать левшей. Существует несколько видов леворукости, а именно генетическая, компенсаторная, вынужденная и псевдолеворукость. И самое важное, леворукость — это не болезнь и нельзя считать ее причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей.

Литература:

  1. Брашна Н. Я., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. — Медицина, 1981.
  2. Доброхотова Т. А., Брашна Н. Н. Левши. —М., 1994.
  3. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во МГУ, 1978.
  4. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг — правый мозг. — М.: Мир. 1983.
  5. Чермит К. Д. Симметрия-асимметрия в спорте. — М.: ФиС, 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): левша, проба Аннет, методика, головной мозг, кой случай, левая рука, изучение литературы, ребенок, тест.


Задать вопрос