Значение стимулов трудовой деятельности колхозников в СССР в 70–80-е годы XX века (на примере колхоза «Урал» Чайковского района Пермской области) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №4 (7) июль 2016 г.

Дата публикации: 12.06.2016

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Татаркина, Ю. А. Значение стимулов трудовой деятельности колхозников в СССР в 70–80-е годы XX века (на примере колхоза «Урал» Чайковского района Пермской области) / Ю. А. Татаркина, И. А. Гребенщикова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 4 (7). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/young/archive/7/508/ (дата обращения: 16.11.2024).



Еще в детстве меня заинтересовали огромные металлические ворота, над которыми висели огромные загадочные для меня буквы «К-з Урал». Мое любопытство удовлетворил папа. Он рассказал, что через эти ворота можно было попасть в мастерские и гаражи колхоза «Урал». А рядом с воротами — заброшенное двухэтажное здание — бывшее правление колхоза. Тогда я впервые узнала, что на территории Сосновского сельского совета существовал колхоз «Урал». Я решила расспросить у бабушки и дедушки про колхоз. Из их воспоминаний я узнала, что работа в колхозе была трудной, в то же время интересной и значимой. Люди работали самоотверженно, по совести. Меня заинтересовал вопрос, какие обстоятельства способствовали повышению их трудового энтузиазма.

Гипотеза: повышению трудового энтузиазма колхозников способствовало четкая организация социалистического соревнования.

Объект исследования: социалистическое соревнование в СССР.

Предмет исследования: стимулы трудовой деятельности колхозника в 70–80-е г. г. XX в.

Цель работы: определение значения стимулов трудовой деятельности колхозника в социалистическом соревновании в 70–80-е гг. XX в.

Задачи:

  1. Провести опрос работников колхоз «Урал».
  2. Изучить специальную литературу по данной теме.
  3. Изучить архивные документы школьного краеведческого музея.
  4. Систематизировать полученный материал.

Методы:

1) метод опроса (мною было опрошено 5 человек);

2) анализ специальной литературы и архивных документов;

3) обобщение изученного материала.

Актуальность данной темы заключается в том, что социалистическое соревнование, как метод повышения трудового энтузиазма, не популярен в современном обществе.

Для написания работы мы пользовались информацией из специальной литературы, архива школьного музея «История с. Сосново» и интернет источников.

Народное хозяйство Советского Союза в 70–80-е гг. развивалось в соответствии с пятилетними планами. Основными задачами пятилеток были повышение материального и культурного уровня советских людей, достижение высоких темпов развития социалистического производства, и роста производительности труда. Для осуществления данных задач Совет министров рассмотрел вопрос о стимулировании труда рабочих и колхозников. В социологическом словаре понятие «стимул» определяется как побуждение к действию.

Стимулы делились на материальные, моральные и идейные.

Все виды стимулов дополняли и усиливали друг друга. После победы Октябрьской революции, партийное руководство сформировало в обществе идею о том, что необходимо как можно быстрее строить новое общество, для создания лучшей жизни. В качестве одного из действенных средств стимулирования рабочих применялось социалистическое соревнование.

Реализация основных направлений соревнования осуществлялась через две его формы: индивидуальное и коллективное. Высокие показатели колхозника отражались на работе звена, бригады и колхоза в целом.

Согласно Уставу колхоза по отношению к колхозникам применялись методы поощрения и наказания.

Мною было опрошено 5 человек, которые в 70–80-е гг. XX в. работали в колхозе «Урал». Колхоз «Урал» был расположен в восточной части Чайковского района Пермской области. Центральная усадьба колхоза — с. Сосново. Направление в хозяйстве — животноводческо-зерновое.

Колхоз был создан в марте 1967 году на базе колхоза «За мир», в состав которого входили деревни: Ивановка, Ефремовка, Маракуши, Дедушкино, Сосново, Нижняя Гарь, Ольховочка, Соловьи, Вороны. В 70–80-е гг. Колхоз «Урал» был один из крупнейших в Чайковском районе. Он занимал одно из первых мест в районе по надою молока, по продаже мяса государству, по сбору зерновых.

Для плодотворного выполнения поставленных партией задач, в колхозе «Урал» были организованы 4 бригады и 2 звена, а также был создан штаб социалистического соревнования. Условия соревнования разрабатывались на основе решений съездов КПСС.

Коллективные и индивидуальные социалистические обязательства были направлены на достойную встречу очередного юбилея Советской власти, дня рождения В. И. Ленина, предстоящего съезда КПСС; на выполнение задач, поставленных Пленумами ЦК КПСС.

Все респонденты заявили о том, что им нравилось участвовать в социалистическом соревновании. Они считают, что без индивидуальных и коллективных обязательств организовать соревнование было невозможно, т. к. оно было направлено на «повышение производительности труда и улучшение качества работы», на поднятие трудовой дисциплины, на формирование такого качества личности как ответственность, добросовестность и коллективизм. Причем к выполнению коллективных обязательств относились более ответственно «переживали за свой колхоз больше, чем за собственные результаты».

Гласность — это был главный принцип соревнования. Поэтому информация по социалистическим обязательствам была представлена в письменной форме и вывешивалась на стендах в красных уголках в тракторной мастерской, на фермах, в правлении колхоза, в комнатах отдыха, а также ее опубликовывали в районной газете, зачитывали на общем собрании колхоза.

Важным методом коммунистического воспитания являлись выпускаемые еженедельно газеты «Молния» и «Крокодил». «Молния» — мобилизовала, «Крокодил» — призывал к совести. У «Молнии» люди останавливалась, «Крокодил» — пробегали».

Доска Почета, на которую вывешивали фотографии передовиков производства, находилась перед зданием правления колхоза «Урал», на первом этаже школы с. Сосново, в Доме Культуры. Фотографии лучших работников колхоза, проявивших свое «мастерство» помещали на районную Доску Почета.

Все респонденты считают, что Доска Почета оказывала эффективное воздействие на колхозников, т. к. «к передовикам производства уважительно относились», повышалась работоспособность, «Колхозник мог сделать карьеру, его могли принять в партию. Это способствовало духу соревнования».

Фотопортреты передовиков производства, размещённые на Доске Почета в школе, были примером для подрастающего поколения.

Лучших работников колхоза «Урал» на общем собрании награждали Почетной грамотой от областного и районного комитетов партии, вручали денежные премии в размере от 10 до 100 рублей, «выдавали в качестве премии дефицитные товары: холодильники, легковые автомобили, мотоциклы, стиральные машины; путевки в профилактории, туристические путевки по территории СССР, путёвки в страны социалистического лагеря (ГДР, Венгрия, Чехословакия). Давали отпуск с путевкой между посевной и сенокосом. Награждали медалями и орденами».

В честь передовиков производства поднимали флаг Трудовой Славы у правления колхоза. Комбайнерам — победителям соцсоревнования помещали звездочки на бункерах комбайнов.

Бригаде — победителю вручали красный вымпел.

Социалистическое соревнование организовывалось даже между соседними колхозами. Так колхоз «Урал» (с. Сосново) соревновался с колхозом «Большевик» (с. Альняш). Лучшему коллективу вручали переходящее Красное Знамя.

Таким образом, используемые стимулы трудового воспитания колхозников в условиях социалистического соревнования способствовали:

  1. Изменению статуса колхозника (из предписанного к приобретенному). Практически любой человек мог из рядового колхозника стать передовиком производства, бригадиром или получить государственную награду.
  2. Улучшению социально — бытовых условий жизни.
  3. Формированию таких качеств личности как ответственность, трудолюбие, профессионализм, дисциплинированность, патриотизм и чувство коллективизма.
  4. Воспитанию подрастающего поколения в соответствии с идеологией.
  5. Выполнению планов и социалистических обязательств коллективов.

Моя гипотеза подтвердилась: повышению трудового энтузиазма колхозников способствовало четкая организация социалистического соревнования.

Материалы данной работы можно использовать для проведения экскурсий в школьном музее, для изучения истории нашей страны и края.

Литература:

  1. Архив школьного музея.
  2. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 28.11.1969 г. № 910 «О примерном уставе колхоза»
  3. Примерные правила внутреннего распорядка колхоза. Осинская типография. 1982 г.
  4. Рекомендации по организации социалистического соревнования трудящихся Пермской области на двенадцатую пятилетку. Закамский филиал Краснокамской типографии. 1985 г.
  5. Рекомендации по организации социалистического соревнования в период уборки урожая 1981 г. Пермь, ордена Трудового Красного Знамени тип: Изд. «Звезда», 1981 г.
  6. Социологический словарь// http://vslovare.ru/slovo/stimul
  7. Экономический словарь. Стимулы моральные //http://www.ekoslovar.ru
Основные термины (генерируются автоматически): социалистическое соревнование, колхоз, специальная литература, Доска Почета, передовик производства, трудовой энтузиазм, четкая организация, школьный музей, лучший работник колхоза, трудовая деятельность колхозника.


Похожие статьи

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Влияние работы ДОСААФ СССР в 1965–1985 гг. на развитие советской провинции и регионов

Государственная политика социальной защиты семей военнослужащих в 20–40 годы ХХ века и в современный период (на примере Мурманской области)

Настроения крестьянства Ишимского округа Уральской области в 20-е годы XX века (по материалам сводок ОГПУ)

Изучение производства зерновых культур в районах Крайнего Севера на примере СХНПК «Поиск» Олекминского района РС(Я)

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже ХХ вв. (на примере г. Ишима)

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного зодчества при формировании культурного кода провинциального города Среднего Поволжья (конец ХIХ — середина ХХ века)

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

История развития отрасли связи в Хабаровске (середина ХIХ – начало ХХI вв.)

Похожие статьи

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Влияние работы ДОСААФ СССР в 1965–1985 гг. на развитие советской провинции и регионов

Государственная политика социальной защиты семей военнослужащих в 20–40 годы ХХ века и в современный период (на примере Мурманской области)

Настроения крестьянства Ишимского округа Уральской области в 20-е годы XX века (по материалам сводок ОГПУ)

Изучение производства зерновых культур в районах Крайнего Севера на примере СХНПК «Поиск» Олекминского района РС(Я)

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже ХХ вв. (на примере г. Ишима)

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного зодчества при формировании культурного кода провинциального города Среднего Поволжья (конец ХIХ — середина ХХ века)

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

История развития отрасли связи в Хабаровске (середина ХIХ – начало ХХI вв.)

Задать вопрос