Я очень люблю смотреть по телевизору различные познавательные передачи на экологические темы. В них обычно рассказывается много интересного о предметах и явлениях окружающего мира, а также их свойствах, влиянии человека на экосистемы Земли и др. Такие актуальные передачи и подтолкнули меня провести исследование на тему «Воздух».
Цель работы — изучить свойства воздуха.
Объект исследования— воздух.
Предмет исследования— свойства воздуха.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по данному вопросу. Расширить и углубить знания о воздухе.
- Организовать экспериментальное исследование, раскрывающее свойства воздуха. Изучить некоторые свойства воздуха; установить простейшие связи, сделать выводы.
- Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.
- Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.
Самый большой из всех океанов на Земле— воздушный.
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на свете еще один океан — самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.
Функции ироль воздуха.
Очень важную работу выполняет воздух — следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый — на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.
Все живые организмы дышат воздухом. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Почти мгновенно без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.
Свойства воздуха. Экспериментальные исследования.
1. Обнаружение воздуха.
Цель: увидеть, что воздух занимает место, воздух есть везде
Технологический процесс: какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Надо продемонстрировать его наличие.
- Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.
Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле они заполнены воздухом.
2. Воздух легче, чем вода.
Цель: показать, что воздух легче воды.
Технологический процесс: бросим в газированную воду кусочки пластилина.
Пластилин всплывет на поверхность. Пузырьки воздуха держат их на поверхности воды.
3. Воздух расширяется исжимается.
Цель: доказать опытным путем, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Технологический процесс: Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается. Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется и поэтому ему нужно больше места. Он поступает в шарик и надувает его. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, в результате чего воздух помещается в бутылке.
4. Воздух движется.
Цель: узнать движется ли воздух. Технологический процесс: помашем ладошками перед собой или возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер нас не коснулся. Значит, между веером и лицом что-то есть. Это воздух. Движение воздуха называют ветром.
5. Воздух не имеет веса.
Цель: проверить, имеет ли воздух вес. Технологический процесс: Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Надуем их и завяжем концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах стержня. Привяжем нитку к центру стержня и повесим так, чтобы стержень был параллельно земле. Проколем один шарик иголкой. Ровно висящий стержень перевешивается в сторону надутого шарика.
6. Конкурс плакатов на экологическую тему.
Так как, сохранять чистоту воздуха — должно быть целью каждого человека, я провела у себя в классе конкурс рисунков на тему «Берегите воздух!». Отозвались все учащиеся, но для работы я выбрала наиболее удачные рисунки.
Заключение.
Из результатов исследования можно сделать следующие выводы.
Воздух находится вокруг нас повсюду. Воздух занимает место, воздух есть везде. Гипотеза №1 подтвердилась. Пластилин всплыл на поверхность, структура его пористая. И благодаря, содержащемуся в нём воздуху, пластилин оказывается на поверхности. Значит воздух легче воды. Гипотеза №2 подтвердилась.
Расширение и сжатие воздуха при нагревании и охлаждении приводит к тому, что воздушный шарик соответственно увеличивается и уменьшается в размере.
Гипотеза №3 подтвердилась.
Воздух движется, так образуется ветер.
Гипотеза №4 подтвердилась.
Надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет массу. Гипотеза №5 не подтвердилась.
Я изучала литературу по данному вопросу, смотрела телепередачи, работала с Интернет — ресурсами, проводила эксперименты. В результате, четыре мои гипотезы подтвердились, одну я опровергла. Таким образом, я лучше узнала свойства такого необходимого всем богатства природы — воздуха, расширила свои знания о его составе, применении и огромном значении для жизни людей.
Главное — сохранять его чистоту на благо всему живому! Поэтому, чтобы ученики моего класса поразмышляли над этой проблемой, я провела конкурс рисунков на тему «Берегите воздух!»
В дальнейшем, я планирую продолжить изучение таких жизненно-важных факторов природы как тепло, свет, вода, природные ископаемые.
Литература:
- «Увлекательные опыты с воздухом» ООО «Издательство Астрель».
- Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» М., «Просвещение», 2000 г.
- Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», № 2, 2003 год.
- «Юному эрудиту обо всем» Издательство Махаон 2008 год.