Книга. Источник знаний. А как же возникла она? Что способствовало ее развитию? Что знаем мы об этом? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Цель работы:исследовать процесс появления первых книг и их изменение во времени.
Задачи работы:1) найти информацию о том, как создавались первые книги; 2) узнать, как выглядели, из каких материалов они были сделаны; 3) провести опрос среди учащихся на тему «Что вы знаете о возникновении книг?» и проанализировать полученные данные.
Методы исследования:1) поиск и анализ информации по истории создания книг;2) интервью;3) анкетирование и обработка данных;4) обобщение.
В ходе практической части работы был проведен социологический опрос среди школьников среднего звена ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский. Учащимся было предложено ответить на ряд вопросов: «Где изобрели бумагу?», «Кто первый издал печатную книгу на Руси?», «На чем писали в Древней Руси?», «Кто и когда создал славянскую азбуку?», «Сколько времени вы проводите за чтением? (мин.)», «Какие жанры вам нравится читать?», «Как вы думаете, способен ли Интернет заменить печатные книги? Почему?». Всего 67 респондентов было опрошено. Результаты тестирования говорят о необходимости разобраться в этой проблеме более подробно.
На первый вопрос 69 % респондентов ответило правильно, отметив Китай родиной бумаги. На второй вопрос только 4 % знают, что Иван Федоров основал первую печатню на Руси. Только 73 % опрошенных выбрали бересту в качестве материала для письма. К сожалению, 30 % респондентов не знали, что славянскую азбуку придумали братья Кирилл и Мефодий.
Вышеизложенные данные позволяют сделать вывод, что не все учащиеся знакомы с историей создания книг. Так, некоторыми учащимися создателем славянской азбуки был отмечен А. С. Пушкин, другие называли издателем первой печатной книги — Ивана Купалу или Петра I. Так же огорчает тот факт, что не все опрошенные учащиеся любят читать: 30 % респондентов выделяет меньше 30 минут на ежедневное чтение. А те, кто читает с удовольствием, предпочитают фантастику и приключения. Кроме того, 55 % опрошенных считают, что Интернет не способен заменить книгу, т. к. не может передать все чувства и ощущения, которые возникают от перелистывания страниц или осязания запаха печатного издания. А 45 % утверждают, что печатные книги становятся неактуальными, т. к. вся информация давно доступна в сети.
Чтобы найти ответы на все эти вопросы, библиотекари поселка и города посоветовали нам для изучения следующие источники: «Слов драгоценные клады» Паолы Утевской, «Твоя Россия» — учебник-хрестоматия, «История книги своими руками» Светланы Прудовской.
Из них мы узнали, что история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Примерно 4,5–5 тысяч лет назад был придуман удивительный способ передачи мыслей и чувств на расстоянии и во времени. Это было письмо — слова, слоги, буквы [2,4].
Далеко не сразу появились те системы письма, которые существуют в наше время. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы. От рисунков люди научились писать условными значками — иероглифами [3, 10].
Пять тысяч лет назад шумеры писали клинописью на глиняных табличках, а древние египтяне около 4000 лет назад использовали папирус. Затем люди придумали обрабатывать шкуры животных специально для письма: получали тонкий и прочный материал — пергамен.
Две тысячи лет назад в Китае изобрели бумагу. В 750 году в Самарканде арабами были захвачены в плен несколько китайских бумажных дел мастеров. Они были вынуждены раскрыть секреты этого процесса, и бумага распространилась по всему арабскому миру [2, 42]. В Европе бумага впервые появилась в Испании в середине XII века.
На Руси писали на бересте. Слова продавливались костяными или бронзовыми острыми палочками. Бересту использовали для личных записей и частной переписки и быстро выбрасывали. Для важных документов в ходу был пергамен, выделанный из кож животных. В 862 году Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит, состоящий из 38 букв. Более четырёх тысяч лет люди создавали книги в виде свитков-рулонов, сделанных из различных материалов: папируса, ткани, кожи, коры, бумаги [2, 14].
Примерно с конца 4 тысячелетия до нашей эры вплоть до 4 века нашей эры свиток был самой удобной формой книги. Рукописи продолжали сворачивать в свитки и после изобретения книги-кодекса. В России только Петр I отменил использование свитков в официальных делах [2, 14].
Первыми создателями рукописных книг были монахи. Книги были подлинными произведениями искусства. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Художники заполняли страницы рисунками, миниатюрами. Книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Для бедного и среднего классов книга была недоступна. В середине XV века немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание и печатный станок. В 1456 г. Гутенберг выпустил первую печатную книгу — Библию. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе.
Книга «прошла» долгий путь, чтобы стать печатной. А благодаря созданным в ХХ веке компьютеру и Интернету, она получила новый виток с своем развитии: бумажный вариант «перекочевал» в электронный. И сейчас с помощью электронной книги, компьютера, телефона или планшета любой человек, имеющий доступ в Сеть, может с легкостью найти интересующую его книгу.
В заключение следует еще раз сказать, что книга в своем развитии прошла длинный путь становления от глиняных табличек и свитков до современных печатных и электронных изданий.
К сожалению, в наше время интерес к чтению резко снижается, т. к. у этого занятия много конкурентов: телевидение, компьютер, мобильные телефоны. Но хочется верить, что наступит пора, когда интерес к книге, печатной или электронной, вернется с новой силой, и наша страна снова станет «самой читающей» в мире.
Литература:
- Горбачевский Б. С. «Первопечатник Иван Федоров».- М.: «Малыш», 1964 г.
- Прудовская С. Н. «История книги своими руками». — 2-е изд., испр.- М.: КомпасГид, 2012.- 60 с.
- Утевская П. В. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности /Пер. с укр. М. Ф. Мусиенко и Р. И. Рубинштейн. — М.: Дет. лит., 1985. — 191 с.
- Учебник- хрестоматия «Твоя Россия». Авторы-составители Н. Я. Чутко, Л. Е. Родионова. — М.: ФНМЦ им. Л. В. Занкова; Обнинск: издательство «Духовное возрождение», 1997.- 264 с.
- Энциклопедический словарь юного филолога.- М.: «Педагогика», 1984. Стр. 53–55.