Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №4 (7) июль 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Ануфриева, С. В. Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования / С. В. Ануфриева, Л. А. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 4 (7). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/young/archive/7/517/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

У. Джеймс

В своей статье я хочу затронуть проблему инклюзивного образования в нашей стране. Прежде всего, надо дать объяснение — что это такое?

Инклюзивное образование — один из процессов общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х годах и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

В России число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей), причем 700 тысяч из них — инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. Несмотря на уменьшение числа детей до 14 лет с 2005 по 2015 год более чем на 14 тысяч человек, в крае не снижается количество школьников, обучаемых в специальных (коррекционных) школах-интернатах для слепых и слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими диагнозами. Увеличилось число учащихся, не способных осваивать программу общеобразовательных школ.

Исходя из статистики около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета выделены средства в размере 1 млрд. рублей, с 2010–2015 года ежегодный объем финансирования составит 2,5 млрд. рублей.

Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

Я проанализировала ситуацию в средней школе и могу сказать, что в школе, как и в обществе, существует рядсерьёзных проблем:

– отсутствие достаточной информированности школьников об инвалидах и трудностях, с которыми они сталкиваются;

– отсутствие у школьников навыков общения с детьми-инвалидами;

– отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;

– дефицит методических разработок в этой области.

А также внешние условия

– Вход в школу

– Внутреннее пространство школы

– Школьная раздевалка

– Школьная столовая

– Школьный туалет

– Спортивный зал

– Школьная библиотека

– Классные кабинеты

– Территория школы

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды специалистов:

Педагога

Психолога

Логопеда

Дефектолога

Социального работника

Врача-педиатра

Специалистов по охране и гигиене труда

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности.

Системное внедрение практики образования для инвалидов в России происходит крайне медленно и неравномерно. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.

В основу образования для инвалидов должна быть положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем детям.

Инвалидность — состояние, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Есть увечье или сложная медицинская проблема? Это не единичный, а массовый случай — инвалидов в нашем обществе много. И они осуществили огромный прорыв во всех областях социальной жизни. Ведь людей с физическими недостатками можно найти и среди звезд шоу-бизнеса, и среди певцов, мировых лидеров, выдающихся философов и великих ученых, актеров и актрис.

Далее я хочу предложить список самых известных людей с различными увечьями и состояниями, включая актеров, политиков с ограниченными возможностями, писателей и ученых с невероятными способностями, которые сделали большой вклад в развитие и жизнь общества.Правда так назвать их инвалидами язык не поворачивается — невозможно быть инвалидом, сохраняя веру в себя и силу духа. Даже физические недостатки не могут помешать человеку, жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным.

Алберт Эйнштейн

Математик и физик, имеющий большие сложности с когнитивными процессами (тяжело давало обучение, познание мира). Он не разговаривал до 3 лет. С трудом овладевал математикой в школьные годы, а также с большими усилиями овладевал письменной речью.

Томас Эдисон

Великий изобретатель, который за свою жизнь придумал более 1000 изобретений, которыми каждый из нас пользуется в своей повседневности.

В свои ранние годы его считали недоразвитым, потому что он не мог читать до 12 лет. Позже парень признается, что он стал глухим после того, как засовывал себе детские игрушечные паровозики в уши.

Изначально он привлек к себе внимание всего света, изобретя фонограф, а затем — электрическую лампочку.

Кстати, чтобы изобрести её, Томасу понадобилось сделать более 10 000 попыток, к которым он относился не как к 10 000 ошибок, а как к 10 000 возможностям, приближающим его к цели.

Телеграф — это тоже его изобретение. А потом он стал преуспевающим дельцом, успешным бизнесменом.

Франклин Делано Рузвельт

Он был болен полиомиелитом, но, тем не менее, стал сначала правителем Нью-Йорка, а затем и вообще избран Президентом США!

Более того — он занимал пост Президента Соединенных Штатов Америки аж на 4 срока, т. е. беспрецедентное количество раз.

Хелен Келле

Женщина, которая посвятила всю свою жизнь инвалидам. Она была слепа, глуха и нема — с рождения. И при этом полна радости и жизнелюбия. Автор, политический активист, лектор. Первый глухонемой человек, который получил степень бакалавра искусств. Борец за права инвалидов.

Лорд Гордон Байрон

«Сумасшедший, лихой и опасный» — изучаемый в школе английский поэт с косолапостью. Ходил с большим трудом, но при этом изъездил всю Европу.

Поэзия Байрона — является отражением его эгоизма и сатирического реализма. В наше время был бы лидером каких-нибудь новомодных, революционных течений.

Марла Ранян

Женщина-бегун, выиграла 4 золотые медали, а также серебро; легкоатлет, толкательница ядра, участница Параолимпийских игр в Атланте. Слепая. Болезнь Штарградта (дегенерация желтого пятна). Для неё не существует понятия «финиш».

Судха Чандран

Индийская актриса и танцовщица. По этой красавице и не скажешь, что она безногая — но у неё нет ноги, она ампутирована в результате автокатастрофы.

Снимается в ряде фильмов, принимает активное участие в танцевальных шоу.

Винсент Ван Гог

Тип инвалидности — ментальные, психические заболевания. Является одним из самых дорогих художников мира. Внес огромный вклад в современное искусство.

Создал около 2000 картин и рисунков.

Кристи Браун

Ирландский художник, писатель и поэт, болел детским церебральным параличом в тяжелой форме. В его семье у родителей родилось 22 ребенка, а выжило только 13. Много лет не говорил и не двигался. Врачи считали его умственно неполноценным.

Его левая нога впервые пошевелилась только когда ему исполнилось 5 лет.

Писал книги с юмором и особым образом использовал символы, создал свое понимание языка.

Джон Форбс Нэш

Лауреат Нобелевской премии, американский математик, новатор в области теории игр, дифференциальных уравнений и геометрии.

Большую часть жизни прожил с диагнозом паранойя и шизофрения. По мотивам его биографии снят фильм с Расселом Кроу в главной роли.

Алексей Маресьев (1916–2001) — легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь — после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Валерий Фефелов (1949) участник диссидентского движения в СССР, борец за права инвалидов. Работая электромонтером, в 1966 году получил производственную травму – упал с опоры ЛЭП и сломал позвоночник — после чего на всю жизнь остался инвалидом, мог передвигаться только на кресле-коляске. В мае 1978 года вместе с Юрием Киселевым (Москва) и Файзуллой Хусаиновым (Чистополь, Татарстан) создал инициативную группу защиты прав инвалидов в СССР. Своей главной целью группа называла создание Всесоюзного общества инвалидов. Деятельность инициативной группы была сочтена властями антисоветской. В мае 1982 года против Валерия Фефелова было заведено уголовное дело по статье «сопротивление властям». Под угрозой ареста Фефелов согласился на требование КГБ выехать за границу и в октябре 1982 года выехал в ФРГ, где в 1983 году он и его семья получили политическое убежище. Автор книги «В СССР инвалидов нет!", изданной на русском, английском и голландском языках.

Стивен Хокинг (1942) — известный английский физик‑теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах и многих других. В 1962 году окончил Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. После операции на горле в 1985 году Стивен Хокинг потерял способность говорить. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим креслом и специальным компьютером, который за него говорит. Стивен Хокинг занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон. Жив и продолжает свои исследования, посетил космос, снимается в ряде научных программ и фильмов.

Конечно, в мире существуют миллионы не популярных и не прославленных инвалидов, о них не пишут статьи и книги, но они проживают каждый день в борьбе, каждый день превозмогают свои ограничения, преодолевают самих себя. Они — бесславные герои, которые совершают подвиги постоянно, в течение всей своей жизни.

Ведь чтобы человек с инвалидными ограничениями достиг того же, что и обычный здоровый человек, ему надо приложить в несколько раз или даже в несколько десятков раз больше усилий. И в этом секрет успеха людей необычной судьбы — они используют на все 100 % процентов все имеющиеся у себя возможности, в то время, как обычный человек не использует даже десятой части своих. Закончить свою статью я хочу словами

Д.А.Медведева: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Литература:

  1. Инклюзивное образование в России — Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ), 2011 г
  2. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и переспективы — Малафеев Николай Николаевич — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО
  3. В. О. Косс «Инклюзивное образование. К постановке проблемы»
  4. Инклюзивные школы: польза обществу — Государственный институт развития городских школ.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, инвалид, Россия, ребенок, СССР, общество, школа.


Похожие статьи

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования

Похожие статьи

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования

Задать вопрос