Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс
В своей статье я хочу затронуть проблему инклюзивного образования в нашей стране. Прежде всего, надо дать объяснение — что это такое?
Инклюзивное образование — один из процессов общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х годах и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).
В России число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей), причем 700 тысяч из них — инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. Несмотря на уменьшение числа детей до 14 лет с 2005 по 2015 год более чем на 14 тысяч человек, в крае не снижается количество школьников, обучаемых в специальных (коррекционных) школах-интернатах для слепых и слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими диагнозами. Увеличилось число учащихся, не способных осваивать программу общеобразовательных школ.
Исходя из статистики около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.
Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета выделены средства в размере 1 млрд. рублей, с 2010–2015 года ежегодный объем финансирования составит 2,5 млрд. рублей.
Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.
Я проанализировала ситуацию в средней школе и могу сказать, что в школе, как и в обществе, существует рядсерьёзных проблем:
– отсутствие достаточной информированности школьников об инвалидах и трудностях, с которыми они сталкиваются;
– отсутствие у школьников навыков общения с детьми-инвалидами;
– отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
– дефицит методических разработок в этой области.
А также внешние условия
– Вход в школу
– Внутреннее пространство школы
– Школьная раздевалка
– Школьная столовая
– Школьный туалет
– Спортивный зал
– Школьная библиотека
– Классные кабинеты
– Территория школы
Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды специалистов:
– Педагога
– Психолога
– Логопеда
– Дефектолога
– Социального работника
– Врача-педиатра
– Специалистов по охране и гигиене труда
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности.
Системное внедрение практики образования для инвалидов в России происходит крайне медленно и неравномерно. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.
В основу образования для инвалидов должна быть положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Инвалидность — состояние, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Есть увечье или сложная медицинская проблема? Это не единичный, а массовый случай — инвалидов в нашем обществе много. И они осуществили огромный прорыв во всех областях социальной жизни. Ведь людей с физическими недостатками можно найти и среди звезд шоу-бизнеса, и среди певцов, мировых лидеров, выдающихся философов и великих ученых, актеров и актрис.
Далее я хочу предложить список самых известных людей с различными увечьями и состояниями, включая актеров, политиков с ограниченными возможностями, писателей и ученых с невероятными способностями, которые сделали большой вклад в развитие и жизнь общества.Правда так назвать их инвалидами язык не поворачивается — невозможно быть инвалидом, сохраняя веру в себя и силу духа. Даже физические недостатки не могут помешать человеку, жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным.
Алберт Эйнштейн
Математик и физик, имеющий большие сложности с когнитивными процессами (тяжело давало обучение, познание мира). Он не разговаривал до 3 лет. С трудом овладевал математикой в школьные годы, а также с большими усилиями овладевал письменной речью.
Томас Эдисон
Великий изобретатель, который за свою жизнь придумал более 1000 изобретений, которыми каждый из нас пользуется в своей повседневности.
В свои ранние годы его считали недоразвитым, потому что он не мог читать до 12 лет. Позже парень признается, что он стал глухим после того, как засовывал себе детские игрушечные паровозики в уши.
Изначально он привлек к себе внимание всего света, изобретя фонограф, а затем — электрическую лампочку.
Кстати, чтобы изобрести её, Томасу понадобилось сделать более 10 000 попыток, к которым он относился не как к 10 000 ошибок, а как к 10 000 возможностям, приближающим его к цели.
Телеграф — это тоже его изобретение. А потом он стал преуспевающим дельцом, успешным бизнесменом.
Франклин Делано Рузвельт
Он был болен полиомиелитом, но, тем не менее, стал сначала правителем Нью-Йорка, а затем и вообще избран Президентом США!
Более того — он занимал пост Президента Соединенных Штатов Америки аж на 4 срока, т. е. беспрецедентное количество раз.
Хелен Келле
Женщина, которая посвятила всю свою жизнь инвалидам. Она была слепа, глуха и нема — с рождения. И при этом полна радости и жизнелюбия. Автор, политический активист, лектор. Первый глухонемой человек, который получил степень бакалавра искусств. Борец за права инвалидов.
Лорд Гордон Байрон
«Сумасшедший, лихой и опасный» — изучаемый в школе английский поэт с косолапостью. Ходил с большим трудом, но при этом изъездил всю Европу.
Поэзия Байрона — является отражением его эгоизма и сатирического реализма. В наше время был бы лидером каких-нибудь новомодных, революционных течений.
Марла Ранян
Женщина-бегун, выиграла 4 золотые медали, а также серебро; легкоатлет, толкательница ядра, участница Параолимпийских игр в Атланте. Слепая. Болезнь Штарградта (дегенерация желтого пятна). Для неё не существует понятия «финиш».
Судха Чандран
Индийская актриса и танцовщица. По этой красавице и не скажешь, что она безногая — но у неё нет ноги, она ампутирована в результате автокатастрофы.
Снимается в ряде фильмов, принимает активное участие в танцевальных шоу.
Винсент Ван Гог
Тип инвалидности — ментальные, психические заболевания. Является одним из самых дорогих художников мира. Внес огромный вклад в современное искусство.
Создал около 2000 картин и рисунков.
Кристи Браун
Ирландский художник, писатель и поэт, болел детским церебральным параличом в тяжелой форме. В его семье у родителей родилось 22 ребенка, а выжило только 13. Много лет не говорил и не двигался. Врачи считали его умственно неполноценным.
Его левая нога впервые пошевелилась только когда ему исполнилось 5 лет.
Писал книги с юмором и особым образом использовал символы, создал свое понимание языка.
Джон Форбс Нэш
Лауреат Нобелевской премии, американский математик, новатор в области теории игр, дифференциальных уравнений и геометрии.
Большую часть жизни прожил с диагнозом паранойя и шизофрения. По мотивам его биографии снят фильм с Расселом Кроу в главной роли.
Алексей Маресьев (1916–2001) — легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь — после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Валерий Фефелов (1949) — участник диссидентского движения в СССР, борец за права инвалидов. Работая электромонтером, в 1966 году получил производственную травму – упал с опоры ЛЭП и сломал позвоночник — после чего на всю жизнь остался инвалидом, мог передвигаться только на кресле-коляске. В мае 1978 года вместе с Юрием Киселевым (Москва) и Файзуллой Хусаиновым (Чистополь, Татарстан) создал инициативную группу защиты прав инвалидов в СССР. Своей главной целью группа называла создание Всесоюзного общества инвалидов. Деятельность инициативной группы была сочтена властями антисоветской. В мае 1982 года против Валерия Фефелова было заведено уголовное дело по статье «сопротивление властям». Под угрозой ареста Фефелов согласился на требование КГБ выехать за границу и в октябре 1982 года выехал в ФРГ, где в 1983 году он и его семья получили политическое убежище. Автор книги «В СССР инвалидов нет!", изданной на русском, английском и голландском языках.
Стивен Хокинг (1942) — известный английский физик‑теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах и многих других. В 1962 году окончил Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. После операции на горле в 1985 году Стивен Хокинг потерял способность говорить. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим креслом и специальным компьютером, который за него говорит. Стивен Хокинг занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон. Жив и продолжает свои исследования, посетил космос, снимается в ряде научных программ и фильмов.
Конечно, в мире существуют миллионы не популярных и не прославленных инвалидов, о них не пишут статьи и книги, но они проживают каждый день в борьбе, каждый день превозмогают свои ограничения, преодолевают самих себя. Они — бесславные герои, которые совершают подвиги постоянно, в течение всей своей жизни.
Ведь чтобы человек с инвалидными ограничениями достиг того же, что и обычный здоровый человек, ему надо приложить в несколько раз или даже в несколько десятков раз больше усилий. И в этом секрет успеха людей необычной судьбы — они используют на все 100 % процентов все имеющиеся у себя возможности, в то время, как обычный человек не использует даже десятой части своих. Закончить свою статью я хочу словами
Д.А.Медведева: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
Литература:
- Инклюзивное образование в России — Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ), 2011 г
- Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и переспективы — Малафеев Николай Николаевич — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО
- В. О. Косс «Инклюзивное образование. К постановке проблемы»
- Инклюзивные школы: польза обществу — Государственный институт развития городских школ.