В современном мире проблема снижения остроты зрения достаточно актуальна, особенно среди школьников, ведь именно в период с 7 до 15 лет происходит формирование таких болезней, как близорукость и дальнозоркость. В последнее время мы заметили, что все больше наших сверстников стали носить очки и жаловаться на плохое зрение.
Мы заинтересовались вопросом снижения остроты зрения и решили изучить динамику показателей остроты ближнего и дальнего зрения у школьников 1–4 класса МОУ «ГИЯ».
В начале нашей работы мы изучили литературу по данной теме, выяснили, что острота зрения — это способность глаза различать, видеть раздельно находящиеся рядом два объекта. Условной нормой процедуры оценки остроты зрения в России является 1.0 д.е. (единица). [1]
После этого мы изучили основные виды нарушений остроты зрения: близорукость и дальнозоркость.
Одним из основных видов нарушения зрения у детей является близорукость. Близорукость или миопия — нарушение остроты зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо — предметы, удаленные от него.
Еще одним наиболее распространенным видом нарушения остроты зрения является дальнозоркость или гиперметропия — это нарушение остроты зрение, при котором резко ухудшается способность видеть близкие объекты (расстояние 20–30 см).
Основной целью нашей работы было: изучить динамику остроты ближнего и дальнего зрения школьников начальных классов.
Первым этапом нашей работы было: изучение литературы по данной теме. Вторым этапом: анализ информации, взятой из медицинских карт. В медицинских картах 1, 2, 3, 4 классов содержатся данные, полученные при проведении последнего осмотра, при поступлении в 1 класс.
Третий этап нашей работы — измерение остроты ближнего и дальнего зрения. Мы изучили и сравнили методики исследования остроты зрения, и решили, что наиболее точная и подходящая для нашего осмотра методика — это таблица Токаревой — Рожковой, т. к. она дает возможность изучать остроту дальнего (с 5 метров) и ближнего (с 50 сантиметров) зрения более точно, чем другие таблицы, а также оценить остроту зрения в диапазоне от 0,1 до 4.0 д.е. Мы провели осмотр учеников 1–4 классов, используя таблицу Токаревой — Рожковой. [2]
На сегодняшний день существует большой арсенал методов исследования остроты зрения. Для исследования остроты зрения применяют таблицы, содержащие несколько рядов специально подобранных знаков, которые называются оптотипами. В качестве оптотипов используют буквы, цифры, крючки, полосы и рисунки. В нашей стране распространены таблицы: Сивцева, Головина-Сивцева, Токаревой-Рожковой.
Таблица Сивцева содержит 12 строк с буквами, величина которых убывает сверху вниз. Расстояние 5 метров считается достаточным для оптимальной аккомодации. [3]
Таблица Головина-Сивцева состоит из двух частей: одна содержит ряд строк с печатными буквами русского алфавита, другая-с кольцами Ландольта. [3]
Таблица Орловой содержит строки с картинками, размер которых уменьшается от строки к строке в направлении сверху вниз. [3]
После этого, мы сравнили средние показатели остроты дальнего зрения при поступлении детей в первый класс, с результатами, полученными при проведении осмотра у учеников 1–4 классов МОУ «ГИЯ» г. Ухты.
Таким образом, в 1 классе у большинства детей при поступлении зрение было равно единице, средний показатель остроты зрения тоже был равен 1 ед. В данный момент острота зрения повысилась, средний показатель правого глаза 1,11 д.е., левого глаза 1,08 д.е., бинокулярного зрения 1,23 д.е.
Во 2 классе у большинства детей зрение в начале обучения было равно 1.0 д.е, соответственно средний показатель остроты зрения был тоже равен 1.0 д.е. В течение двух лет обучения средние показатели правого глаза 1,02 д.е., левого глаза 1.0 д.е, бинокулярного зрения 1,22 д.е.
А у детей 3 класса за три года обучения острота зрения правого и левого глаза понизилась, средние показатели правого глаза 0,72 д.е., левого глаза 0,85 д.е, бинокулярного зрения 1,09 д.е.
У детей 4 класса средние показатели острота зрения правого глаза 1,02 д.е., левого глаза 0,93д.е. бинокулярного зрения 1,16 д.е. В целом массиве, острота зрения у детей снижается, возможно на это влияет большая нагрузка на глаза, плохое освещение, генетика и другие факторы.
В дальнейшем мы планируем продолжить наше исследование и изучить динамику остроты ближнего и дальнего зрения школьников начальных классов на протяжении 4 лет обучения, а так же провести данное исследование в других школах г. Ухты и сравнить результаты.
Мы изучили динамику остроты ближнего и дальнего зрения школьников начальных классов, чтобы выявить у детей близорукость и дальнозоркость на ранней стадии развития этих болезней, пока организм ребенка еще полностью не сформировался эти заболевания можно предупредить.
Одним из способов лечения и профилактики, данных заболеваний является специальная гимнастика для глаз.
Брошюры со специальной гимнастикой мы раздали ученикам 2, 3, 4 класса.
Литература:
- Агаджанян, Н. А. Физиология человека [Текст] /Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин. — М.: Медицинская книга, 2001. — 527 с.
- Жукова Е. А., Циркин В. И. Возрастные особенности остроты зрения, определяемой с помощью таблиц повышенной точности //Актуальные проблемы адаптации организма в норме и паталогии [Текст]/Под ред. В. В. Чистякова. — Ярославль.:Ремдер, 2005. — 90 с.
- Жукова Е. А., Циркин В. И. Две тенденции в возрастной динамике остроты зрения мальчиков и девочек на протяжении обучения в средней школе [Текст]/ Жукова Е. А., Циркин В.И // Сенсорные системы. — 2008. Т.22 № 3.- С. 241–247