Основные рекомендации
Как и любой другой язык, невозможно знать английский полностью: всегда есть, чему учиться. Необходимо учиться английскому не только в школе, но и в повседневной жизни.
Английский язык легче всего учить, когда человек находится в англоязычной среде, часто использует его в жизни. Можно сказать, что человек отлично знает английский язык, когда он способен мыслить на английском, понимать смысл английских слов без необходимости перевода и находить значение неизвестных ему слов по контексту.
Для изучения языка можно также использовать специальные приложения (например, Duolingo). Такие приложения очень полезны в изучении языка, увеличении словарного запаса, однако являются вспомогательными и не способны полностью заменить обучение по учебным пособиям.
Интернет
Большая часть Интернета на английском языке. Английский язык открывает человеку доступ в целый виртуальный мир информации, игр и общения. Возможность поиска информации на английском языке открывает доступ к многочисленным деталям английского языка, а также к различным научным источникам.
Интернет даёт возможность общения с миллионами носителей языка в реальном времени без покидания страны. Интернет позволяет изучать язык в различных сферах общения (разговорных, научных, технических и др.), интересующих человека, тем самым, вызывая интерес к изучению языка.
Интернет — самый простой способ найти носителей языка. Их можно найти, например, на англоязычном сервере компьютерной игры, сайте общения, форуме, сообществе и т. п.
Олимпиады
Участие в олимпиадах различного уровня дает возможность расширить кругозор и сформировать языковую картину мира, глубже понимать реалии стран изучаемого языка, обычаи и менталитет народов. За несколько лет плодотворного труда и результативного участия во Всероссийской олимпиаде школьников муниципального и регионального уровней сформировано понимание того, как проводить эту работу.
Лексика/грамматика
Тип задания |
Особенности |
Приставки/ суффиксы |
Образование других форм слова при помощи добавления приставок или суффиксов. Для решения этого задания требуется выучить различные приставки и суффиксы, а также их значения |
Анаграммы |
Образование слова путём перестановки букв. Обычно нужно переставить несколько букв или последовательностей букв: PITIO E N T S -> P ET ITIONS TSI TRANION -> TRAN SIT ION PPON OST E -> P OST PONE |
Транскрипции |
В транскрипциях каждая буква обозначает один определённый звук: i: — sheep ɪ — ship ʊ — put u: — moon e — bed ə — the ɜ: — bird ɔ: — door æ — cat ʌ — up a: — far əʊ — no aʊ — now aɪ — by eɪ — say ɔɪ — boy ɪə — ear eə — air ʊə — sure ʃ — shop tʃ — itch ʒ — vision dʒ — jade ŋ — sing θ — think ð — the j — yes |
Подстановка слов из таблицы |
Подставляем слова из таблицы, которые подходят по смыслу и грамматике в предложении (должно подходить лишь одно слово; остальные либо не подходят по смыслу, либо уже использованы) |
Подстановка слов |
Подбираем слово, подходящее по смыслу и грамматике. Обычно пропущены простые слова — части грамматических структур (for, in, on, of, that и т. д.) |
Сопоставление |
Совмещаем две части, наиболее подходящие по смыслу. Не следует торопиться заносить ответы, так как иногда подходят несколько частей, которые могут использоваться в других ответах |
Слова с данными буквами |
Подбираем слово, подходящее по смыслу и грамматике, чтобы данные буквы совпадали. Для этого задания полезно знать много синонимов и различных форм слов. Часто некоторые данные буквы относятся к суффиксам, приставкам и окончаниям разных форм слова (чаще всего это буквы в начале или конце слова) |
Кроссворд |
То же, что и слова с данными буквами, только ответы на вопросы совмещены между собой — каждый ответ открывает буквы другого ответа. Поэтому при затруднении в подборе слова рекомендуется переходить на другой вопрос, который может открыть больше букв этого слова |
Перефразировка |
Нужно перефразировать предложение, употребив определённое слово. Для этого следует заменить грамматическую структуру в предложении на другую, где используется определённое слово. Важно отметить, что при этом смысл предложения строго не должен меняться — пропущенная деталь, участвующая в роли дополнения, считается за ошибку |
Замена ошибок |
В тексте, разделённом на части, требуется найти ошибки. В каждой части можно найти не более 1 ошибки. По условию задания нужно либо найти лишнее слово, либо заменить одно слово на другое. Наиболее часто лишние слова либо не требуются в грамматической структуре, либо повторяются между строками. Замена слов осуществляется на неверных словах в грамматической структуре, либо на словах в неправильной форме |
Идиомы |
То же, что и сопоставление, только идиомы обычно рифмуются и звучат естественно. Также рекомендуется запомнить наиболее известные идиомы |
Литература, география, история |
То же, что и подстановка слов из таблицы или сопоставление, только с датами событий, именами знаменитых людей, названиями литературных произведений, названиями городов или исторических мест. Эти задания требуют обширных знаний иностранной культуры, истории и географии. Следует отметить, что эти задания имеют достаточно простое сопоставление (дата — событие, автор — название книги, место — краткое описание и т. п.), поэтому достаточно запоминать краткую информацию обо всём, не советуется излишне углубляться в детали |
Чтение
В этом разделе требуется два основных навыка: поиск и запоминание информации.
True/False, True/False/Not Stated, вопросы по тексту :
Это самый простой тип заданий. Чаще всего ответы на вопросы в тексте идут в том же порядке, что и сами вопросы. Поэтому в данном задании можно поочерёдно читать вопросы и искать ответы в тексте.
Вопросы по параграфам :
Этот тип заданий имеет вид «в каком параграфе говорится о…». Для этого задания стратегия немного другая: читаем параграф и смотрим, на какие вопросы он отвечает, далее переходим к следующему параграфу.
Вставка / перестановка параграфов :
В данном задании требуется найти смысловые связи между началами и концами параграфов. Обычно в начале каждого параграфа говорится о том же, что и в конце предыдущего.
Вставка пропущенных слов :
Как и с параграфами, здесь требуется найти смысловые связи и вставлять в пропуски слова, подходящие по контексту.
Аудирование
True/False, вопросы, Speakers :
Эти задания эквивалентны заданиям True/False, вопросы по тексту, вопросы по параграфам из чтения соответственно. Единственное отличие — нет возможности несколько раз перечитывать текст, нужно найти ответы на вопросы с первого или второго (условию задания) прочтения, а также присутствует дополнительная сложность в понимании речи.
Фразы :
Это задание опирается на понимание речи. В записи присутствуют фразы, которые следует вписать в пропуски. Здесь следует лишь внимательно слушать и быстро записывать ответы.
Подстановка слов, словосочетаний или чисел :
Требуется заполнить пропуски в предложениях соответственно тому, что говорится в записи. Нужно внимательно слушать запись, так как часто в записи стараются разными способами запутать слушающего.
Последовательность событий :
Нужно поставить краткие описания событий в хронологическом порядке. Следует запомнить все описания событий и записывать их, как только они упоминаются в записи.
Интегрированное чтение и аудирование
Это задание совмещает чтение и аудирование, однако оно ничем не отличается от отдельных заданий. В этом задании сначала даётся время прочитать текст, а далее воспроизводится запись. Поэтому это задание легко разделить на две части: на черновике сначала заполняем, какие из вопросов упоминаются в тексте, далее делаем то же по записи, и наконец записываем ответы соответственно условию задания (A — в тексте и аудио, B — только в тексте, C — только в аудио, D — ни в тексте, ни в аудио). Это удобно делать таблицей:
№ |
Текст |
Аудио |
Ответ |
1 |
+ |
+ |
A |
2 |
+ |
- |
B |
3 |
- |
+ |
C |
4 |
- |
- |
D |
Письмо
Помимо изучения структуры письма следует рассмотреть примеры писем, чтобы наглядно увидеть структуру, а также изучить различные конструкции (вводные слова и т. п.).
Легче всего писать письмо по примеру, заменяя предложения своими, чем писать их с чистого листа.
Формальность :
Для некоторых видов сочинений требуется соблюдать формальность. Это означает:
— Отсутствие разговорной речи
— Отсутствие сокращений (например, вместо I’m пишем I am)
— Использование пассивных структур (страдательные формы глаголов)
В других заданиях соблюдение формальности не требуется, но частичное её соблюдение в некоторых случаях может улучшить сочинение. В таких заданиях выбор соблюдения формальности остаётся за автором.
Вид сочинения |
Формальность |
Структура |
Рассказ |
Не требуется |
Особых требований к структуре нет, поэтому автор может изменять её на своё усмотрение. Обычно идёт описание персонажей, места, далее описывается действие рассказа |
Сказка |
Не требуется |
То же самое, что и рассказ, но с одним отличием: сказка должна содержать волшебство, нереалистичные места или персонажи (например, говорящие животные). Часто употребляются фразы-клише (Once upon a time) |
Письмо (личное) |
Не требуется |
Dear John, …
… Best wishes, Andrew |
Обзор |
Допускается |
|
Эссе |
Допускается |
|
Статья |
Допускается |
|
Письмо (деловое) |
Требуется |
Dear Mr./Mrs. Smith, …
… Yours sincerely, Andrew Ivanov |
Репорт |
Требуется |
Репорт описывает прошедшие события.
|
Предложение |
Требуется |
Предложение описывает события, которые происходят в настоящее время, либо будут происходить в будущем.
|
Говорение
Опыт общения с иностранцами — ключевой фактор в этом этапе. Общение с носителями языка позволяет не только узнать различные речевые конструкции, используемые ими, но и тренировать свои разговорные навыки, усилить уверенность в своей речи.
Основные факторы на этом этапе: соответствие требованиям задания — уверенность и экспрессивность речи
Презентация
Собеседник 1 |
Собеседник 2 |
Время |
Подготовка |
Подготовка |
15 минут |
Презентация |
Слушание презентации |
2–3 минуты |
Ответ на вопросы |
Задавание вопросов |
2–3 минуты |
Слушание презентации |
Презентация |
2–3 минуты |
Задавание вопросов |
Ответ на вопросы |
2–3 минуты |
На олимпиадах подготовка обычно проводится в отдельной аудитории. Раздаётся лист с информацией о месте или известной личности, а также черновик и ручка для записи пометок. Требуется по данной информации подготовить презентацию (рассказать о месте или известной личности). Для соблюдения логичности и порядка изложения информации рекомендуется рассказывать её в том порядке, в котором она представлена на листе.
Следует внимательно слушать презентацию собеседника и придумать вопросы с целью получения дополнительной информации.
Переходя к вопросам, можно поблагодарить собеседника: Thank you for your presentation, it was very informative. There’s just a few things I want to ask…
Простой пример вопроса: In your presentation you briefly mentioned ___, could you tell me more about it? Не стоит задавать вопросы, ответ на который есть в презентации. Задавать вопросы о личном мнении собеседника также не рекомендуется, но допускается в случаях, когда нет более подходящих вариантов или считаете, что такой вопрос подходит.
При подготовке можно предусмотреть, какие вопросы будет задавать собеседник. Можно намеренно пропустить часть информации и кратко упомянуть её в презентации, что даёт собеседнику возможность спросить о ней.
Часто бывает, что не знаете ответа на вопрос. В таком случае можно предположить что-нибудь, либо сказать: Sorry, I don’t have any information about that. I’ll do some more research and let you know what I find later. (Не предлагайте собеседнику самому искать информацию).
Заключение
Олимпиада — это постоянный труд, испытание, многие часы самостоятельной рутинной работы. Но результат стоит того. Развивается логика, расширяется кругозор, значительно повышается уровень языка.