В статье автор говорит о необходимости проведения уроков по оказанию первой помощи в начальной школе и возможности усвоения необходимых навыков с помощью игры.
Ключевые слова: школьники, первая помощь, игра.
В современной системе образования большое внимание уделяется вопросу социализации школьников, как процессу формирования личности и получения навыков для полноценной жизни в обществе. Помимо принятия духовно-нравственных, социально-культурных ценностей своей страны, трудовой деятельности, активной гражданской позиции, большую роль играет ведение здорового и безопасного образа жизни.
С первого класса детям говорят о безопасности на дороге и в общественных местах, о том, как вести себя при пожаре или нападении. Однако детей не учат тому, как правильно оказать посильную первую помощь себе или близкому человеку. Конечно, в школе присутствует медицинский работник и учителя, которые всегда помогут, но с первого класса многие дети остаются дома одни и ходят на прогулку или на внешкольные занятия без сопровождения взрослых. В это время может случиться непредвиденная ситуация и без определенных знаний и навыков ребенок может растеряться.
По моему мнению, для формирования такого важного социального навыка, как безопасность жизни, в школе необходимо проводить уроки оказания первой помощи.
Для подтверждения своей точки зрения я провела опрос. Опрос был проведен методом анкетирования и охватывал 60 человек (по 20 человек трех возрастных категорий 8–11 лет, 13–17 лет и старше 25 лет).
Как показывают результаты, более 60 % всех опрошенных считают необходимым проведение уроков по оказанию первой помощи в школе. Более того, 25 % опрошенных взрослых узнали способы оказания первой помощи именно в школе, а 75 % опрошенных взрослых прошли специальное обучение на работе, что говорит о том, что умение правильно оказывать посильную первую помощь является важным жизненным навыком, которому необходимо уделять большое внимание.
Также результаты показывают, что все опрошенные умеют справляться с легкими бытовыми травмами (порезы, ушибы, ожоги), основной источник получения навыков помощи — семья. Часть опрошенных, могут оказать первую помощь в более серьезных ситуациях. В основном этими знаниями владеют те, кто прошел специальное обучение и кому помощь оказывали врачи.
Проведенный опрос подтвердил мою точку зрения о необходимости проведения уроков по оказанию первой помощи в школе. Целевой аудиторией проведения таких уроков в рамках моей работы являются ученики начальной школы. Во-первых, в этом возрасте дети впервые остаются дома и на улице без присмотра взрослых. Во-вторых, дети с удовольствием играют в игры и эмоционально воспримут ход урока. В-третьих, полученные знания и навыки, останутся в памяти надолго, придадут уверенности в себе и послужат базой для развития личности.
Итак, целью моей научной работы являлась разработка игры для усвоения навыков оказания первой помощи.
Работа над разработкой игры состояла из нескольких этапов.
- На первом этапе работы я проанализировала, какие непредвиденные ситуации могут возникнуть, когда ребенок находится без взрослых.
Я выделила варианты местонахождения ребенка (дом, улица), возможные ситуации (падение, потеря сознания, неосторожное обращение с горячими и острыми предметами и т. д.) и возможные травмы (перелом, ушиб, порез, ожог, кровотечение и т. д.). В результате я сформировала Таблицу возможных ситуаций и травм (Таблица 1).
Таблица 1
Таблица возможных ситуаций и травм
Место нахождения |
Непредвиденная ситуация и травма |
|
Дом |
Неосторожное обращение с острыми предметами |
Порез |
Неосторожное обращение с горячими предметами |
Ожог |
|
Падение, столкновение |
Ушиб Перелом Ссадина |
|
Потеря сознания |
||
Носовое кровотечение |
||
Отравление |
||
Попадание инородного тела в дыхательные пути |
||
Улица |
Падение, столкновение |
Ушиб Перелом Ссадина |
Потеря сознания |
||
Воздействие высоких и низких температур |
Тепловой удар Обморожение |
|
- На втором этапе работы для каждой ситуации я изучила способы оказания первой помощи себе и другому человеку с использованием подручных материалов. Источником знаний послужили учебники и официальные документы по оказанию первой помощи [1, 2, 3]. При изучении материала особое внимание уделялось тому, что может сделать ребенок в соответствии со своими физическими возможностями и уровнем понимания происходящего. Во многих ситуациях единственное, что может сделать ребенок — вызвать скорую помощь.
- Затем на основе полученных знаний я разработала блок-схему, которая позволяет с помощью простых ответов «Да» и «Нет». Блок-схема разработана с учетом детского восприятия и понимания того, что конкретно дети могут сделать в той или иной ситуации. В большинстве случаев я указала необходимость позвонить родителям или вызвать скорую помощь, при этом рассказав, что необходимо сделать до их приезда, чтобы стабилизировать ситуацию. Разработанная блок-схема также служит опорным материалом при проведении урока по оказанию первой помощи (рис. 1).
Блок-схема действий в непредвиденной ситуации
Рис. 1. Блок-схема действий в непредвиденной ситуации
- Далее были продуманы сценарий и правила игры, созданы игровые карточки.
Суть игры: игра разработана как карточная игра с физическим отыгрыванием предложенной ситуации. Цель игры: правильно оказать первую помощь и заработать как можно больше очков.
Игровой материал: игровые карточки трех цветов в зависимости от сложности действий при оказании первой помощи в предлагаемых игровых ситуациях (зеленый — легкий уровень, желтый — средний, красный — сложный). За правильность действий присуждаются очки (зеленый уровень — одно очко, желтый уровень — два очка, красный — три очка).
Реквизит для проведения игры: туристический коврик, шарф/платок/бандана, полотенце, бутылка воды, бинт, вата/салфетки, йод, перекись водорода, красная ткань.
Ход игры: для прохождения игры класс делится на три команды (по рядам парт). Для каждой команды можно придумать название. Подсчет набранных очков ведется ведущим игры на доске. Максимальное количество очков в игре — восемь.
В начале игры ведущий случайным образом формирует для каждой команды набор карточек: по одной красного и желтого цветов, по три зеленого цвета. Игроки каждой команды по очереди выходят по два человека и тянут карту из своей колоды. Один из игроков должен изобразить заданную карточкой ситуацию, а второй игрок — оказать ему первую помощь или озвучить правильные действия. Ведущий игры оценивает правильность действий игроков и присуждает очки. В случае небольших ошибок в сложном (красном) уровне очки могут быть присуждены частично.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Следующим этапом стало проведение урока по оказанию первой помощи и апробация игры.
Урок по оказанию первой помощи был проведен для учеников третьего класса моей школы. В начале урока на основе блок-схемы я рассказала о приемах оказания первой помощи, с практической отработкой детьми необходимых навыков.
Во второй части урока была проведена игра, в которой активно приняли участие все дети. Детям понравился проведенный урок и игра, все хотели выступить в роли «спасателя». Подведение итогов урока показало, что дети не были напуганы предложенными непредвиденными ситуациями и принимали новые навыки серьезно.
Как показал проведенный урок, дети активно и эмоционально правильно воспринимают новые знания об оказании первой помощи, что, несомненно, послужит базой для дальнейшего расширения полученных знаний и навыков и поможет им не растеряться в непредвиденной ситуации в будущем.
На мой взгляд, периодическое проведение уроков и игр по оказанию первой помощи позволит закрепить и довести до автоматизма алгоритмы действий, что, несомненно, в будущем придаст уверенности в своих силах и позволит не растеряться в сложной ситуации.
Литература:
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 477н (в ред. Приказа Минздрава РФ от 07.11.2012 № 586н) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», https://normativ.kontur.ru;
- Дежурный, Л.И., Миннуллин, И. П. Первая помощь и медицинские знания / Л. И. Дежурный, И. П. Миннуллин: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 256 с.
- Миннуллин, И. П. Основы оказания первой помощи / И. П. Миннуллин: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 132 с.