Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №8 (71) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.08.2023

Статья просмотрена: 299 раз

Библиографическое описание:

Королев, И. Е. Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий» / И. Е. Королев, В. А. Антонцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 8 (71). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/71/3892/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

Ключевые слова: Гоголь, Вий, славянский фольклор.

Вопрос об истоках поэмы Н. В. Гоголя можно разделить на две проблемы. Первая проблема связана с фигурой Вия, вторая проблема — сюжет о ведьме.

«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал», — писал Н. В. Гоголь в примечании [2, с. 336]. То есть автор представляет Вия как реально существующего фольклорного персонажа у украинцев. В произведении Гоголя он описан как приземистый, косолапый, весь в черной земле, с железным лицом, руками и ногами, похожими на корни, веками, опущенными до земли [2, с. 371–372]. Однако ученые не смогли найти в фольклоре персонажа с названием Вий и полностью соответствующего его описанию. Ни в одном фольклорном или мифологическом источнике Вий не упоминается. Исследователь Е. Е. Левкиевская утверждает, что «персонаж с набором признаков, приписываемых Гоголем Вию, ни в украинской, ни в вообще славянской мифологической системе не обнаружен», и есть все основания «считать образ Вия творением не «простонародного воображения», а авторской фантазии Николая Васильевича Гоголя» [5, URL].

Скорее всего, Вий — это собирательный образ, созданный Н. В. Гоголем по мотивам, прежде всего, славянской мифологии. Убийственный взгляд — это очень древний атрибут демонических существ в мифологии. Достаточно вспомнить горгону Медузу или Василиска. В ирландских мифах таким взглядом обладал Балор — вождь фоморов. В детстве в его единственный глаз проникли пары магического зелья, варившегося для его отца Дота. Во время сражений тяжелое веко Балора с трудом приподнимали четыре человека, и его взгляд насмерть поражал всех, кто с ним встречался [6, с. 72]. Однако, в поэме Н. В. Гоголя не говорится об убийственном взгляде Вия, ведь Хома умер не от его взгляда, а от страха. Его взгляд, скорее, всепроникающий, способный видеть то, что другие не видят.

Существа с глазами, прикрытыми длинными веками или ресницами, встречаются в славянском фольклоре. Подобный персонаж, например, описан в русской сказке «Иван Быкович»: муж ведьмы, живущий в подземелье, «лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают». Двенадцать богатырей поднимают ему брови и ресницы вилами поднимали [4, с. 149]. Интересно отметить, что ресница по-украински — «вiя», что указывает на общность происхождения этого персонажа и гоголевского Вия.

Историк Е. Дмитриева отмечает и другую взаимосвязь: у Вия — железное лицо, а старик из сказки лежит на железной кровати, и веки ему поднимают железными вилами. Железная руда добывается из земли, поэтому логично, что Вий представлен владыкой подземного царства, а сам Гоголь назвал его гномом, ведь гномы — это хранители подземных сокровищ [3, URL].

Дмитриева считает, что известный персонаж еще одной русской народной сказки старичок «сам с ноготок, борода с локоток», обладатель непомерной силы и огромного стада быков, живущий под землей — тоже искаженный образ Вия. Все эти признаки являются атрибутами древнего восточнославянского бога Велеса, которой с приходом христианства приобрел негативную смысловую нагрузку [3, URL].

Можно также провести аналогии со святым Касьяном (Кассианом). Этот православный святой в народном сознании превратился в настоящее демоническое существо. По народному поверью, святой Касьян сидит в аду, прикованный двенадцатью цепями, у него веки до земли. Считалось, что в день святого Касьяна 29 февраля нечистая сила поднимает ему вилами веки, и все, на что он посмотрит, то погибает: «Касьян на что ни взглянет — все вянет», «Касьян всё косой косит». Святой Иоанн Кассиан, живший в 360–435 гг. в Марселе, известен как автор двенадцати богословских книг и основатель мужского и женского монастырей в Египте. День его памяти христианская церковь отмечает 29 февраля — 1 раз в 4 года. Видимо, это необычное обстоятельство породило в крестьянской среде множество преданий. К примеру, в сказке о Касьяне и Николае-угоднике рассказывается, как шли они по дороге и заметили, что воз одного мужика увяз в грязи. Попросил он помощи у встречных. Николай согласился, а Касьян остался стоять в стороне. После, когда пришли святые в рай, то спросил их Бог, что они сделали. «Я был на земле, — говорил Касьян, — прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он просил меня. Помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать платья». А Николай рассказал, почему, наоборот, пришел весь в грязи. В ответ на это Бог сказал: «Слушай, Касьян! Не помог ты мужику — за то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить — будут служить молебны два раза в год». Так народное сознание связало представление о святом Кассиане с високосным годом.

Другая легенда представляет Касьяна как стража у ворот ада. Народ верил, что из-за большой ответственности, которая была на плечах Касьяна, он только раз в четыре года мог отлучиться со своего поста. И когда он брал «отгул», его работу выполняли апостолы. Но так мастерски справляться с его обязанностями они не могли, по этой причине нечисти иногда удавалось пробраться в мир. Отсюда и примета, что 29 февраля случается много мистических вещей. По этой причине суеверные люди старались лишний раз не выходить из дома. По другой версии, в этот день нужно сидеть дома, чтобы не попасться на глаза Касьяну, ведь у него смертоносный взгляд [1, URL].

Народный Касьян не похож на христианского святого Иоанна Кассиана, а больше напоминает древнеславянского Кащея (даже имена созвучны) и Вия из одноименной повести. Отличием также является то, что взгляд у Касьяна убийственный, а у Вия всепроникающий. Роднит их связь с подземным миром.

Таким образом, персонажа, полностью соответствующего образу Вия, в славянском фольклоре не найдено, однако выявлен ряд схожих персонажей, которые, возможно, были взяты Н. В. Гоголем за основу.

Помимо самого образа Вия, в повести Н. В. Гоголя описывается и сюжет отпевания умершей ведьмы. Это довольно распространенный сюжет в мировом фольклоре. В сборнике русских сказок А. Н. Афанасьева есть сказка, сюжет которой напоминает сюжет «Вия». В сказке говорится, что сын попа случайно увидел, как дочь короля-ведьма сняла с себя голову, «мылом намылила, чистой водой вымыла, волосы гребнем расчесала, заплела косу и надела потом голову на старое место». Вскоре после этого королевна умерла, но перед смертью велела, чтобы поповский сын три ночи подряд над ней псалтырь читал. Каждую ночь королевна вставала из гроба и пыталась схватить поповича, но он начертил ножом вокруг себя круг, через который не могла проникнуть ведьма. В отличие от Хомы Брута, герой этой сказки спасся: на второе утро король-отец пришел в церковь и увидел открытый гроб и королевну, лежащую кверху спиной. Король приказал «забить своей дочери осиновый кол в грудь и зарыть ее в землю, а поповича наградил казною и разными угодьями» [7, с. 483–485].

В сказке, литературно обработанной Боженой Немцовой — чешской собирательницей сказок XIX века — аналогичную панночке роль выполняет королевская дочь, которая родилась «по воле чёрта», так как у короля с королевой долго не было детей, и они в отчаянии перестали уповать на бога, а понадеялись на чёрта. Когда принцессе Людмиле исполнилось 17 лет, она вдруг «почернела, закатила глаза» и умерла. Уложили ее в золотой гроб, отнесли в королевскую гробницу и поставили солдата караул нести. Наутро караульщиков находили разорванными на куски, и в народе прошел слух, будто мертвая принцесса по ночам оборачивается ведьмой. Когда пришла очередь Богумила нести караул у гробницы, он хотел избежать печальной участи и убежать, но по дороге он встретил старичка, который научил его: «Как встанешь к гробнице, окропись святой водой, обведи около себя круг и останься в нем стоять. Что бы ни творилось, не обращай внимания и не выходи из круга». Почти то же самое делал и Хома Брут. В первую ночь принцесса выскочила из гроба и металась по гробнице, пытаясь поймать солдата. Во вторую ночь из углов гробницы на Богумила кинулись «жуткие чудища с огненными глазами и зубастыми пастями». Но солдата оба раза защищал магический круг. В третью ночь, по совету старичка, Богумил занял место принцессы в гробу, она не смогла туда попасть, а наутро освободилась от чар [9, URL]. В этой сказке, в отличие от повести «Вий», счастливый финал.

Из литературных источников повести многие филологи указывают на балладу английского поэта начала XIX века Роберта Саути «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоём и кто сидел впереди» («На кровле ворон дико прокричал…»). Баллада была переведена В. А. Жуковским в 1814 году. В балладе речь идет о том, как умирает старуха-ведьма, а отпевает ее сын-монах.

И в перву ночь от свеч веселый блеск.

И вдруг... к полночи за вратами

Ужасный вой, ужасный шум и треск;

И слышалось: гремят цепями.

Железных врат запор, стуча, дрожит;

Звонят на колокольне звонче;

Молитву клир усерднее творит,

И пение поющих громче…

Запел петух... и, смолкнувши, бегут

Враги, не совершив ловитвы;

Смелей дьячки на крылосах поют,

Смелей попы творят молитвы.

Во вторую ночь священники снова читают молитвы над умершей:

И снова рев, и шум, и треск у врат;

Грызут замок, в затворы рвутся;

Как будто вихрь, как будто шумный град,

Как будто воды с гор несутся.

Пред алтарем чернец на землю пал,

Священники творят поклоны,

И дым от свеч туманных побежал,

И потемнели все иконы.

Сильнее стук-звучней колокола,

И трепетней поющих голос:

В крови их хлад, объемлет очи мгла,

Дрожат колена, дыбом волос.

Запел петух... и прочь враги бегут,

Опять не совершив ловитвы;

Смелей дьячки на крылосах поют,

Попы смелей творят молитвы.

Третья ночь, как и в повести Гоголя, оказалась самой страшной:

Вдруг затускнел огонь во всех свечах,

Погасли все и закурились;

И замер глас у певчих на устах,

Все трепетали, все крестились.

И раздалось... как будто оный глас,

Который грянет над гробами;

И храма дверь со стуком затряслась

И на пол рухнула с петлями.

И он предстал весь в пламени очам,

Свирепый, мрачный, разъяренный;

И вкруг него огромный божий храм

Казался печью раскаленной!

Едва сказал: «Исчезните!" цепям -

Они рассыпались золою;

Едва рукой коснулся обручам -

Они истлели под рукою.

И вскрылся гроб. Он к телу вопиет:

«Восстань, иди вослед владыке!"

И проступал от слов сих хладный пот

На мертвом, неподвижном лике.

И тихо труп со стоном тяжким встал,

Покорен страшному призванью;

И никогда здесь смертный не слыхал

Подобного тому стенанью [8, URL].

Как видим, для монаха в этой балладе все закончилось благополучно, а старуху-ведьму уносит с собой сам владыка преисподней Люцифер. То есть для английского романтизма характерен более драматичный финал, чем для славянской фольклорной традиции. Е. Е. Левкиевская считает, что Н. В. Гоголь опирался в описании этого сюжета больше на романтическую традицию, чем на фольклорную.

Таким образом, Н. В. Гоголь в повести «Вий» мастерски соединил имеющиеся фольклорные и литературные традиции.

Литература:

  1. «Зловредный» святой. Почему люди боялись выходить из дома в Касьянов день // Аргументы и факты. 29.02.2016 [Электронный ресурс] // URL: https://spb.aif.ru/society/people/zlovrednyy_svyatoy_pochemu_slavyane_boyalis_vyhodit_iz_doma_v_kasyanov_den
  2. Гоголь Н. В. Вий // Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. — М., 1982. С 336–373.
  3. Дмитриева Е. Вий — кто он? // Наука и жизнь. 2023. № 8 [Электронный ресурс] // URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/4619/?ysclid=ll9xw1aov1599015958
  4. Иван Быкович // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. — М., 1982. С. 141–153.
  5. Левкиевская Е. Е. К вопросу об одной мистификации или гоголевский Вий при свете украинской мифологии [Электронный ресурс] // URL: http://sms.zrc-sazu.si/pdf/01/SMS_01_Levkievskaja.pdf
  6. Мифы и легенды народов мира. М., 2013.
  7. Рассказы о ведьмах // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. — М., 1982. С. 483–485
  8. Саути Р. Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоём и кто сидел впереди [Электронный ресурс] // URL: http://az.lib.ru/s/sauti_r/text_ballady_i_stihi.shtml?ysclid=ll9v552l6991538366
  9. Справедливый Богумил // Немцова Б. Золотая книга сказок [Электронный ресурс] // URL: https://iknigi.net/avtor-bozhena-nemcova/117919-zolotaya-kniga-skazok-bozhena-nemcova/read/page-6.html


Ключевые слова

Гоголь, Вий, славянский фольклор

Похожие статьи

Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя

В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

«Снегурочка» А. Н. Островского: сказка или социальная драма?

В статье проводится всесторонний анализ пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», которая является уникальным синтезом народной сказки и социальной драмы. В статье рассматривается, как в пьесе переплетаются мифологические мотивы с реалистическими элемент...

Богоборчество Лермонтова как художественное явление: предварительные заметки

В статье предлагается подход к изучению богоборчества в творческом мире М. Ю. Лермонтова как художественного явления и эстетического феномена.

Похожие статьи

Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя

В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

«Снегурочка» А. Н. Островского: сказка или социальная драма?

В статье проводится всесторонний анализ пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», которая является уникальным синтезом народной сказки и социальной драмы. В статье рассматривается, как в пьесе переплетаются мифологические мотивы с реалистическими элемент...

Богоборчество Лермонтова как художественное явление: предварительные заметки

В статье предлагается подход к изучению богоборчества в творческом мире М. Ю. Лермонтова как художественного явления и эстетического феномена.

Задать вопрос