К вопросу о популяризации профессий аграрной сферы среди выпускников школ | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научные руководители: ,

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №8 (71) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.08.2023

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Доронин, Р. С. К вопросу о популяризации профессий аграрной сферы среди выпускников школ / Р. С. Доронин, Е. С. Сороколетов, М. Ю. Шонин, Л. Н. Морозова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 8 (71). — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/young/archive/71/3895/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы исследуют проблему непопулярных (дефицитных) профессий. К таким относятся профессии аграрной сферы. Аграрная отрасль очень многогранна, но также и непривлекательна для молодежи. Сформировать человеческий капитал — это одна из первостепенных задач Правительства и агропредприятий, которые в настоящее время испытывают кадровый голод. На помощь этому им приходят школы и ВУЗы, реализующие программы профориентации . Мы же, со своей стороны, собрали материал по наиболее востребованным аграрным профессиям, суть и содержание которого позитивно и с интересом излагает их содержание. Данный материал может быть использован классными руководителями на классных часах по профессиональной ориентации обучающихся.

Ключевые слова: аграрная сфера, профессия, доярка, ветеринар, популяризация.

В современном мире существует немало невостребованных профессий. Группа РБК (РосБизнесКонсалтинг) со ссылкой на исследование портала по поиску работы HeadHunter сообщила, что по итогам 2022 года самыми дефицитными из них стали токари, врачи, дворники, сварщики и т. д. [3]. Для исследования специалисты проанализировали более семи миллионов вакансий и 16 миллионов резюме, которые размещены на сервисе в течение прошлого года. К числу профессий, вакансии по которым пользовались наименьшей популярностью, также отнесли профессии аграрного сектора (агроном, зоотехник, механизатор и т. д.).

Вместе с тем, роль аграрного сектора в экономике страны сложно переоценить. Он занимает стратегическое положение, так как является основной производственных сил. Аграрный сектор обеспечивает функционирование и жизнеспособность населения страны. Так, Президент РФ на встрече с первоцелинниками и передовиками агропромышленного комплекса указал, что «Аграрный сектор — один из важнейших в российской экономике. Поэтому его развитие считается одним из важнейших элементов экономической безопасности» [2, с. 2]. Принимаемые Правительством РФ меры поддержки (рост субсидирования кредитов для пополнения оборотных средств, снижения Центробанком ключевой ставки условия кредитования, дополнительное финансирование отрасли) определенным образом поддержало отечественных производителей, но не решило базовую проблему — кадрового голода аграрной отрасли. Установленное противоречие позволяет сделать вывод о необходимости проведения популяризации профессий аграрной отрасли.

О кадровом голоде работников аграрной отрасли известно на самых разных уровнях. Несмотря на создаваемую агрохолдингами инфраструктуру, проблема не теряет актуальности. Острота проблемы кадрового дефицита в РФ наглядно характеризуется следующим примером: в 2022 году ФГБОУ ВО «КубГТУ», один из ведущих отраслевых вузов Кубани, выпустит всего лишь двух технологов сахарного производства, готовых приступить к работе по специальности. И это при том, что в том же Краснодарском крае работает 14 сахарных заводов [1].

Кроме того, средний возраст работников аграрной сферы РФ варьируется от 47 до 65 лет, что в целом свидетельствует о малой доле заинтересованной молодежи. В дальнейшем это может привести к серьезному кадровому голоду.

С целью популяризации среди выпускников обозначенных профессий аграрной сферы нами был собран и систематизирован материал, раскрывающий позитивные их стороны. Критериями изложения послужили: история появления профессии; профессиональные обязанности; необходимые качества личности; место получения образования; место работы, средняя зарплата; общие плюсы профессии.

В качестве примера представим содержательный анализ по профессиям «доярка» и «ветеринар» (табл. 1, 2).

Таблица 1

Содержательный анализ профессии «доярка»

«ДОЯРКА»

История появления профессии

Доярство появилось задолго до нашей эры. В древности кобылицы доились руками, а молоко хранилось в керамических сосудах. В средние века доярки работали на крупных феодальных имениях, заготавливая молоко для продажи и производства сыра.

В XIX веке доильные машины начали заменять ручную дойку. Это позволило увеличить объемы производства молока и снизить трудозатраты. Но до конца XIX века этот процесс не был завершен, и в некоторых местах доили и ручным способом.

В СССР доярки работали в совхозах и колхозах. Это была тяжелая работа из-за больших объемов молока, которые нужно было довольно быстро надоить. Для облегчения труда начали использовать доильные аппараты, которые позволяли выдоить молоко быстрее и качественнее.

Сегодня доярка — это профессиональный работник в животноводстве, который отвечает за организацию дойки, сбор и хранение молока. Современные доильные установки позволяют быстро и качественно пройти процесс дойки с минимальными трудозатратами. Доярка также отвечает за уход за коровами и контроль за их здоровьем.

Профессиональные обязанности

Доярка — это специалист, который занимается доением коров и других животных, производит мойку и обеззараживание инвентаря и помещений. Современное хозяйство требует от доярок более широкого спектра обязанностей:

– доение животных — это основная задача доярок. Они должны производить доение коров и других животных в соответствии со всеми правилами санитарии, гигиены и безопасности.

– уход за животными — в современном хозяйстве доярки помогают ветеринарам в уходе за животными, следят за состоянием здоровья и поведения своих подопечных и информируют руководство о любых отклонениях.

– обеспечение чистоты — основным требованием современного хозяйства является чистота коровников и инвентаря. Доярки должны следить за тем, чтобы оборудование и помещения оставались в идеальной чистоте.

– обслуживание и ремонт оборудования — доярки участвуют в поддержке и обслуживании технических систем в коровниках, а также осуществляют небольшие ремонты и помогают механикам в крупном ремонте оборудования.

– управление животным инвентарем — доярки участвуют в учете животных, поддерживают документацию и докладывают о количестве животных в стаде, об их поведении и здоровье.

Необходимые качества личности

Любовь к животным (необходимо понимать их потребности, обеспечивать им уход и комфорт); усидчивость и терпение (работа доярки осуществляется во взаимодействии с животными, которое может быть непростым, поэтому необходимо уметь сохранять спокойствие при различных ситуациях); внимательность и ответственность (доярка должна брать на себя ответственность за производство качественной и безопасной продукции); знание особенностей скота и молока (доярка должна знать особенности разных пород животных, особенности выработки молока, а также способы его контроля и хранения); физическая выносливость (работа доярки требует физической выносливости и силы, поскольку приходится поднимать и таскать тяжелые канистры и другое оборудование).

Место получения образования

Курсы повышения квалификации

Средняя зарплата

В Москве средняя зарплата доярки составляет 30–35 тысяч рублей в месяц, в регионах — от 15 до 25 тысяч рублей. Кроме того, за дополнительную работу (уход за животными, уборку помещений и т. п.) доярка может получать дополнительный доход. Важно отметить, что зарплата доярки может увеличиваться с опытом работы и дополнительными квалификациями.

Общие плюсы профессии

  1. Востребованность в профессии; 2. Не требует серьезного образования; 3. Психологическая комфортность.

Лучшие в профессии

Мария Ивановна Кудакова — известная доярка, передовик сельского хозяйства в СССР, Герой Социалистического Труда (1976). В 1955 году признана «лучшей молодой дояркой» Арзамасской области. С 1973 года является постоянным участником ВДНХ СССР. Награждена четырьмя орденами Ленина (22.03.1966, 08.04.1971, 06.09.1973, 23.12.1976).

Евгения Александровна Майорова — абсолютный чемпион Всероссийского конкурса лучшего по профессии среди операторов машинного доения (г. Нижний Новгород);

Таблица 2

Содержательный анализ профессии «ветеринар»

«ВЕТЕРИНАР»

История появления профессии

Ветеринар — древняя профессия. Попытки лечить животных предпринимались с того самого момента, как человек начал их приручать. Профессия врачевателя животных была в Древнем Египте, Древней Греции, где существовал целый институт гиппиатров (врачей, которые лечили лошадей).

На протяжении веков знания о болезнях животных были поверхностными. В Средние века не каждый человек мог рассчитывать на квалифицированную медпомощь, а животным было еще хуже. И очень долгое время врачеванием животных занимались те же самые медики (знахари), что лечили людей.

Первая специализированная ветеринарная школа открылась в Новое время во Франции. Известна и точная дата её появления — 1761 год. Открыл учебное заведение Людовик XV, который был обеспокоен массовым падежом скота. С этого периода лечение животных перешло в научное русло.

Ближе к XX веку ветеринария в большинстве развитых стран начала принимать те очертания и функции, которые мы знаем сейчас. Появились врачи-ветеринары, фельдшеры, лабораторные службы, которые контролируют эпизоотическую ситуацию в стране.

Профессиональные обязанности

Ветеринарный врач (ветврач) — это специалист по болезням животных. По статистике большая часть ветеринаров трудится в сфере животноводства.

Современная медицина предъявляет ветврачами следующий спектр профессиональных обязанностей:

– диагностика проблем со здоровьем животных;

– вакцинация против заболеваний. Плановые прививки;

– назначение медикаментов животным, страдающим от инфекций или болезней;

– обрабатывание и перевязка ран;

– выполнение операций разного уровня сложности, в зависимости от подготовки;

– консультирование владельцев о кормлении, поведении и разведении животных;

– проведение диагностических тестов, как рентгеновский снимок, ЭКГ, ультразвук, анализы крови, мочи, и фекалий.

Необходимые качества личности

Любовь к животным (необходимо уметь находить подход к любым животным);

Отличные навыки общения (так животные не могут говорить, как люди, и большая часть клинической истории получается от владельца, как педиатр получает анамнез от родителей малыша).

Место получения образования

ВУЗы и ССУзы Челябинской области: Колледж Южно-Уральский государственный аграрный университет; Южно-Уральский агропромышленный колледж; Чебаркульский профессиональный техникум; ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ.

Средняя зарплата

Средняя зарплата ветеринарного врача по Москве составляет около 90 тысяч рублей, в провинции она гораздо ниже — до 30–40 тысяч рублей.

Общие плюсы профессии

  1. Психологическая комфортность; 2. Высокий спрос на услуги ветврачей; 3. Хорошая зарплата.

Лучшие в профессии

Лекарев Василий Михайлович — генерал-лейтенанта ветеринарной службы, организатор советской военной ветеринарии, начальник Ветеринарного Управления Советской Армии. (1941–1955). Важнейшая заслуга — обобщение и практическое использование теоретических положений по ветеринарному обеспечению войск.

Андрей Денисов — владелец собственной ветеринарной практики (г. Челябинск) — лучший ветврач России (2023) (Ассоциация практикующих ветеринарных врачей).

Содержательный анализ данных и других профессий аграрной сферы позволил определить не только исторические аспекты их происхождения и претерпевающие в силу эволюции времени изменения, но и обозначить позитивные стороны в работе.

В свою очередь обозначенные в них позиции позволят решить проблему профессиональной ориентации молодежи в сторону аграрных вузов и ссузов, а представленный перечень в графе «Лучшие в профессии» создаст дополнительный мотивирующий фон, не смотря на глубокий системный кризис отрасли, низкий уровень заработной платы, изнашиваемость и разрушение инфраструктуры производства.

Литература:

1. Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. Т.5 / Гл. ред. A. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. — 640 с.

2. Путин В. В. Драйвер роста российской экономики // Экономика сельского хозяйства России. — 2018. — № 3. — С. 2–5.

3. Портал Пропроф.ру о профессиях и профессионалах: url: http://proprof.ru

4. Портал HeadHunter — крупнейшая российская компания интернет-рекрутмента, развивающая бизнес в России, Белоруссии, Казахстане: url: http://hh.ru



Ключевые слова

профессия, аграрная сфера, популяризация, доярка, ветеринар

Похожие статьи

Современные возможности дополнительного образования в России

Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой самоопределения у современных школьников, которые в последнее время все чаще не знают кем хотят стать после получения среднего образования. В свою очередь, школьная профориентационная программа не дае...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Представления студентов-медиков об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования: гендерный аспект

Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации, а инфекции, передаваемые половым путем, являются актуальной медико-социальной проблемой молодежи и частой причиной бесплодия ...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Проблемы трудоустройства современной молодёжи

В данной статье рассматривается технология репрезентативных Интернет — опросов очень перспективна и актуальная, в частности стоит отметить ее основные преимущества: оперативность и относительная дешевизна. В нашем случае проведение репрезентативных и...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Модернизация в общеобразовательных школах КР

В этой работе изучается проблемы профилизации обучения учащихся выпускных классов общеобразовательной школы. Реализация крупномасштабных задач берет свое начало в средней общеобразовательной школе. Отсюда можно с определенной степенью уверенности ска...

Рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике в рамках дифференцированного подхода

В настоящее время в глобальных масштабах перед образовательными системами стоит вопрос практической реализации карантинных мероприятий в связи с пандемическим распространением коронавирусной инфекции и сочетанием с учебным процессом. Так, процесс обу...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Похожие статьи

Современные возможности дополнительного образования в России

Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой самоопределения у современных школьников, которые в последнее время все чаще не знают кем хотят стать после получения среднего образования. В свою очередь, школьная профориентационная программа не дае...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Представления студентов-медиков об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования: гендерный аспект

Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации, а инфекции, передаваемые половым путем, являются актуальной медико-социальной проблемой молодежи и частой причиной бесплодия ...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Проблемы трудоустройства современной молодёжи

В данной статье рассматривается технология репрезентативных Интернет — опросов очень перспективна и актуальная, в частности стоит отметить ее основные преимущества: оперативность и относительная дешевизна. В нашем случае проведение репрезентативных и...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Модернизация в общеобразовательных школах КР

В этой работе изучается проблемы профилизации обучения учащихся выпускных классов общеобразовательной школы. Реализация крупномасштабных задач берет свое начало в средней общеобразовательной школе. Отсюда можно с определенной степенью уверенности ска...

Рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике в рамках дифференцированного подхода

В настоящее время в глобальных масштабах перед образовательными системами стоит вопрос практической реализации карантинных мероприятий в связи с пандемическим распространением коронавирусной инфекции и сочетанием с учебным процессом. Так, процесс обу...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Задать вопрос