Каждому городу присущи свои особенности. Где-то они выражаются в чертах характера жителей, где-то в диалектизмах, в этом заключается уникальность данной местности.
Наша Калуга — город весьма молодой, но имеющий богатую и периодами тяжелую историю. Ведь находится она близ Москвы и поэтому имеет защитную функцию. Деревянная Калуга несколько раз сгорала дотла из-за постоянных набегов и нападений. После этого в самом городе стали возводиться каменные здания, но существование жителей области это не облегчило.
Можно утверждать, что история любого, даже самого маленького городка или деревушки, — это люди. Ведь только они формируют облик города, строят церкви, особняки, жилые дома, только жители могут прославить город своими поступками и достижениями. Таким образом, именно калужане являются ключом к разгадке истории нашего родного края.
Во многих литературных произведениях описывается красота Калужской области. Так, мы можем видеть Тарусу в стихотворениях М. И. Цветаевой и Б. А. Ахмадулиной. Черты самой Калуги проглядываются в произведениях Гоголя, а Малоярославца — в произведениях Радищева. Природа нашего родного края вдохновляла многих писателей. Здесь побывали и Достоевский, и Тургенев, и особенно много времени провел в Калужской области Александр Сергеевич Пушкин. Действительно, красота Полотняного завода не оставит никого равнодушным!
Но особое внимание жителям Калужской области уделяется только в произведении И. С. Тургенева «Записки охотника». Главное в его произведениях — «диалектика сопоставления характеров, выражающих расхождение исторических сил и исторических тенденций» [2, c, 259]. Образ калужан в рассказах и будет являться предметом моего интереса. Судьба Ивана Сергеевича Тургенева была тесно связана с Калужской губернией. Особенно с Козельским, Жиздринским и Сухиничским уездами, где он часто охотился. Жители уездов и стали прототипами героев рассказов писателя. Многие жители нашей области, читая, узнают знакомые им пейзажи, места, а может быть даже и людей.
Образ крестьянина в произведении.
«Записки охотника» — одно из самых пронзительных и ярких произведений И. С. Тургенева, значение которого осознавал сам автор. Он писал одному из своих друзей: «Я рад, что эта книга вышла; мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы» .
Иван Сергеевич полностью передал атмосферу деревенской жизни в очерке, ведь все лето и начало осени 1846 года он провел в Спасском-Лутовинове, отдыхая от писательской деятельности. В то время он часто ходил на охоту, сопровождаемый местным егерем Афанасием Алифановым [12]. Тогда писатель очень многое узнал о Калужском крае и отразил это в своих «Записках…». Рассмотреть каждого героя в отдельности не представляется возможным в рамках данной статьи, поэтому тут представлены несколько типажей.
В самой первой главе показывается поражающая автора «резкая разница между породой людей Орловской губернии и калужской породой» [8, c. 9]. Здесь же показано описание типичной деревни нашего края: «Калужская деревня, напротив, большей частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вываливается наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью…» [8, c. 9]. Это показывает некоторую закрытость калужан, их желание обезопасить себя и свою семью, свой дом.
В первой же главе автор знакомит нас с двумя совершенно разными, но в некоторых чертах схожими, людьми: Калинычем и Хорем. Калиныч полностью соответствует типическому характеру: «усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности» [8, c. 12]. Хорь также наделен этими чертами, но все же от своего товарища отличается. Тургенев про это пишет немало, однако основная мысль состоит в том, что: «Калиныч стоял ближе к природе, Хорь же — к людям, к обществу» [8, c. 15]. Второго мы видим более опытным, имеющим семью и постоянный доход, наученным жизнью и знающим себе цену. Тем не менее, при всей несхожести и индивидуальности этих героев, их можно назвать типичными калужанами того времени.
Во второй главе автор знакомит нас с Еромолаем, который присутствует и в нескольких последующих рассказах, сопровождая Ивана Сергеевича Тургенева на охоте. Он оказывается человеком «беззаботным и добродушным», но «ни на какую работу не годным» [8, c. 21]. Несмотря на видимую со стороны открытость и радушность, Ермолай «принимал у себя дома грозный и суровый вид» [8, c. 22]. Дома он бывал редко, почти все время проводил «на чужой стороне». Эти черты его характера являются прямо противоположными тем, что были выведены из исторических фактов.
Яркими примерами обнищавших, обиженных судьбой крестьян являются Влас, о котором автор повествует в третьей главе, и старик Антип, о котором упоминается в рассказе «Бурмистр». Они оба находятся в бедственном положении. История Власа такова: у него умер сын и теперь долг был повешен на старика, платить которому было нечем, а дома ждала голодная жена. Подтверждение этому есть в монологе Власа: «За мной и так недоимка. Сын-то у меня перед смертию с год хворал, так и за себя оброку не внес… Да мне с полугоря: взять-то с меня нечего» [8, c. 35]. Похожая ситуация была и у старика Антипа. Двоих сыновей вне очереди отдали в рекруты, а, как известно, не многие возвращались оттуда живыми… Хотели забрать и третьего, увеличивая при этом оброк. Замученный мужик пытался жаловаться помещику, но ни к какому результату это не привело. Данная ситуация еще раз подтверждает невозможность крестьян переменить свою судьбу в лучшую сторону, изменить свое положение.
Примером, подтверждающим правдивость составленного на основе исторических фактов портрета, является Касьян с Красивой Мечи, о котором говорится в одноименном рассказе. Касьян — человек добрый и отзывчивый, Ивану Сергеевичу он показался «весьма рассудительным человеком» [8, c. 97]. Доказательством данных черт характера являются его поступки, о которых рассказывает автор. Старик помог охотникам найти новую надежную ось для сломавшейся телеги. Но главным, на мой взгляд, его поступком является то, что он приютил и воспитывает сиротку, ведь своих детей у него нет. Он действительно любит девочку, о чем говорят слова автора: «В немногих словах, сказанных им Аннушке, в самом звуке его голоса, когда он говорил с ней, была неизъяснимая страстная любовь и нежность» [8, c. 104] Старик заботится о своей воспитаннице, не желая получить ничего взамен или извлечь выгоду. Он действительно является образцом добродушия и отзывчивости не только калужанина, но и любого русского человека.
К такому же роду людей принадлежит и Лукерья из «Живых мощей». Ей присуща ещё одна характерная черта народа — смирение. Несмотря на тяжелую болезнь, она никогда не завидовала другим, не озлобилась на весь свет, а приняла и полюбила свою долю. Господ, поселивших ее в сарайчике, она боготворит, несмотря на их мнение о том, что калеке не место в барском доме. За прежнего своего возлюбленного, женившегося на другой, она лишь радуется и на судьбу свою не жалуется.
Такими же смиренными являются и многие другие крестьяне, но уже не перед лицом смерти и болезни, а перед властью господ. Туман в «Малиновой воде» повествует о зле, причиняемом его барином, и иронизирует, восклицая лишь, что с него взятки гладки, но ни слова озлобления против господской власти от него не слышно. Схожее поведение можно видеть и у Сучка из рассказа «Льгов»
Так мы видим преимущественное сходство характеров крестьян — персонажей «Записок охотника» и характера присущего типичному калужанину, полученного вследствие рассмотрения исторических событий, происходивших на территории Калуги и ее области.
Таким образом, можно сделать вывод, что полное сходство с общими чертами характера, сформировавшимися под влиянием некоторых исторических событий, не может быть достигнуто ни у одного из слоев населения, ведь каждый человек индивидуален. Такими и показывает нам калужан Иван Сергеевич Тургенев в своих «Записках охотника». Невозможно не согласиться, что это поистине гениальное произведение, которое особенно должно быть дорого и близко нам, калужанам, ведь там описываются реальные истории и судьбы наших предков.
Исходя из сравнения приведенных фактов, можно убедиться, что сходство действительно есть: у кого-то больше, у кого-то меньше, но все калужане того периода действительно в той или иной степени похожи друг на друга. Это и помогает определить типический характер нашего соотечественника в XIX веке. Мы видим его трудолюбивым, настойчивым, в какой-то степени смиренным, не боящимся никаких трудностей и борющимся за правду и независимость себя и своей Родины, но при этом достаточно добрым и отзывчивым к своим близким.
История города действительно отражается на характерах людей так же, как и судьбы людей меняют облик города. История каждой местности уникальна, как и местные жители, ведь одно без другого существовать не может.
Литература:
- «Земля Калужская», издательство «Советская Россия», Москва 1977.
- Курляндская Г. Б. «Структура повести и романа И. С. Турнгенева 1850-х гг», 1977.
- Малинин Д. И. «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии». Калуга: Золотая аллея, 1992. — 274 с.
- Морозова Г. М. «Прогулки по старой Калуге». Калуга: Золотая аллея, 1993. — 260 с
- Петров С. М. «И. С. Тургенев. Творческий путь». М., 1961.
- «Писатели Орловского края. ХХ век. Хрестоматия» под редакцией У. М. Волкова
- Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей: Пособие для учителя / Под общ. ред. С. М. Петрова; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. -576 с.
- Тургенев И. С., Собрание сочинений, т. 1, «Записки охотника», государственное издательство художественной литературы, 1961–329 стр.
- https://interesnyefakty.org/pafnutij-chebyshev/
- https://www.nbcrs.org/regions/kaluzhskaya-oblast/znamenitye-urozhentsy
- https://www.prlib.ru/item/362990
- https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/istoriya-sozdaniya-sbornika-zapiski-oxotnika-i-s-turgeneva/