Разработка безопасных пешеходных маршрутов для знакомства младших школьников с культурно-историческими достопримечательностями города | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае Самые юные ученые

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №9 (72) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.09.2023

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Балашова, Д. И. Разработка безопасных пешеходных маршрутов для знакомства младших школьников с культурно-историческими достопримечательностями города / Д. И. Балашова, Н. В. Караулова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 9 (72). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/72/3913/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье обоснована актуальность такого вида активного досуга младших школьников, как пешеходные прогулки по достопримечательностям города. Определены требования к маршрутам таких прогулок. Построены безопасные пешеходные маршруты для знакомства младших школьников с достопримечательностями исторической части города Пензы.

Ключевые слова: безопасный маршрут, достопримечательности, младшие школьники.

Пешеходные прогулки по достопримечательностям города — прекрасный вид активного познавательного досуга. Сходить на спектакль или выставку, а потом прогуляться пешком по близлежащим знаковым местам — увлекательный способ знакомства младших школьников с наследием города, а еще это полезно для здоровья. Для такого времяпровождения удобно иметь маршруты прогулок по познавательным достопримечательностям, которые подойдут детям. Такие маршруты должны быть безопасными, т. е. проходить по тротуарам или пешеходным дорожкам, регулируемым пешеходным переходам и пр. При их построении надо стремиться уменьшить число потенциально опасных мест — переходов проезжей части, нерегулируемых перекрестков, безлюдных дворов, лесных массивов и т. д. Также такие маршруты должны удовлетворять рекомендациям Роспотребнадзора о том, как как правильно организовать пешеходный поход с участием детей [1]. В частности, из них следует ограничение на длину маршрута — протяженность пешеходного похода для младших школьников (7–11 лет) должна составлять не более 5 км.

Для того, чтобы составить пешеходные маршруты по культурно-историческим достопримечательностям, обычно используются путеводителями или картографическими сервисами. Но здесь возникают следующие проблемы:

  1. С помощью печатных путеводителей, как правило, невозможно выстроить безопасный маршрут, т. к. путеводители не содержат информацию о пешеходных переходах, светофорах и потенциально опасных местах. Также нельзя рассчитать протяженность маршрута, т. к. неизвестно расстояние между объектами.
  2. С помощью картографических сервисов («Яндекс.Карты», «2GIS») можно построить пешеходные маршруты, и эти маршруты будут кратчайшими из возможных. Однако для младших школьников самый короткий путь далеко не всегда является самым безопасным. Также картографические сервисы ограничивают число точек маршрута. Например, в «Яндекс.Картах» на маршруте может не более 10 точек.

Таким образом, путеводители не содержат информацию, которая позволяет построить безопасный маршрут, а картографические сервисы строят кратчайшие пути, а не более безопасные для детей. Поэтому разработка безопасных пешеходных маршрутов для помощи младшим школьникам в освоении исторического и культурного наследия города является актуальной задачей.

Сформулируем задачу построения безопасных пешеходных маршрутов для младших школьников в общем виде. Имеется n культурно-исторических достопримечательностей. Известны расстояния между всеми этими достопримечательностями. Требуется построить безопасные пешеходные маршруты, такие, что:

  1. Маршруты отвечают критериям безопасности: проходят по оживленным улицам, которые освещаются в темное время суток; пересекают улицы только по пешеходным переходам.
  2. Длина каждого маршрута не более 5 км (рекомендация Роспотребнадзора).
  3. Каждый маршрут проходит через не менее, чем 3 достопримечательности (иначе прогулка получится слишком бедной на впечатления).
  4. Каждый маршрут проходит содержит не более, чем 20 достопримечательностей (рекомендации по разработке экскурсии для детей [2]).
  5. Каждая достопримечательность входит ровно в один маршрут (мы хотим, чтобы все маршруты различались).
  6. Каждый маршрут проходит через достопримечательность, входящую в данный маршрут, ровно по одному разу (чтобы разнообразить прогулку и не проходить повторно через одну и ту же достопримечательность).

Поставленная выше задача имеет решение, если для каждой достопримечательности A можно найти две соседние B и C , такие, что эти три объекта можно соединить путем, длина S которого не превышает 5 км (соответствие требования 2 и 3).

Рассмотрим решение данной задачи на примере построения безопасных пешеходных маршрутов для знакомства младших школьников с достопримечательностями исторической части города Пензы.

Решение задачи разбивается на три основных этапа:

1 этап — составление списка достопримечательностей города.

2 этап — разбиение списка достопримечательностей на группы, удовлетворяющие требованиям 2 и 3 (условия разрешимости поставленной задачи).

3 этап — построение безопасных пешеходных маршрутов, проходящих через группу выделенных достопримечательностей.

На первом этапе мы составили список значимых достопримечательностей исторической части города, пользуясь для этого печатными путеводителями по Пензе [3, 4] и информацией, полученной с помощью картографических сервисов. В этот список вошли музеи, театры, памятники, парки, скверы и другие объекты, представляющие историческую и культурную ценность.

На втором этапе мы разбили список достопримечательностей на группы, удовлетворяющие условиям разрешимости задачи. В результате получили четыре такие группы.

Третий этап — построение безопасных пешеходных маршрутов для каждой группы достопримечательностей. Этот этап выполнялся с применением картографических сервисов. На карту были выведены достопримечательности из списка, полученного на втором этапе. После этого были проанализированы возможные способы построения маршрутов. Основным требованием было соответствие критериям безопасности. В результате получено четыре безопасных маршрута, удовлетворяющих требованиям 1–5. На рис. 1 представлен один из таких маршрутов.

ЦПКиО им. В. Г. Белинского → Планетарий → Музей имени И. Н. Ульянова → Историческое здание МБОУ классической гимназии № 1 им. В. Г. Белинского → Краеведческий музей →Дом Столыпиных → Здание Пензенского реального училища → Картинная галерея им. К. А. Савицкого → Губернаторский дом → Дом вице-губернатора →Здание Первой женской гимназии → Сквер им. М. Ю. Лермонтова → Историческое здание библиотеки им. М. Ю. Лермонтова → Здание Первого корпуса присутственных мест → Оборонительный вал → Памятник «Первопоселенец» → Музей одной картины → Здание бывшего Пензенского дворянского собрания → Дом воеводы А. А. Всеволожского → Литературный музей

Рис. 1. ЦПКиО им. В. Г. Белинского → Планетарий → Музей имени И. Н. Ульянова → Историческое здание МБОУ классической гимназии № 1 им. В. Г. Белинского → Краеведческий музей →Дом Столыпиных → Здание Пензенского реального училища → Картинная галерея им. К. А. Савицкого → Губернаторский дом → Дом вице-губернатора →Здание Первой женской гимназии → Сквер им. М. Ю. Лермонтова → Историческое здание библиотеки им. М. Ю. Лермонтова → Здание Первого корпуса присутственных мест → Оборонительный вал → Памятник «Первопоселенец» → Музей одной картины → Здание бывшего Пензенского дворянского собрания → Дом воеводы А. А. Всеволожского → Литературный музей

Длина данного маршрута составляет 3,52 км и содержит 20 достопримечательностей. На пути следования встречаются 9 пешеходных переходов, из них 3 — нерегулируемые пешеходные переходы. Опасные места выделены на карте специальными значками — красным цветом, восклицательным знаком и знаками пешеходных переходов.

В настоящее время мы занимаемся разработкой подобных маршрутов для других частей города. В них планируется включить малоизвестные массовому туристу культурно-исторические достопримечательности. Полученные маршруты планируется оформить в виде брошюры, дополнить информацией о достопримечательностях и использовать в качестве приложения к культурному дневнику школьника

Литература:

1. О рекомендациях, как правильно организовать поход с участием детей. — Текст: электронный // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: [сайт]. — URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=18422#:~:text=9., %D0 %B4 %D0 %BE %2010 %20 %D0 %BA %D0 %BC %20 %D0 %B2 %20 %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %8C (дата обращения: 21.08.2023).

2. Матюхина,Ю Экскурсионная деятельность / Матюхина,Ю 4, Е. Ю. Мигунова. — Москва: Кнорус, 2023. — 224 c.

3. Пенза: путеводитель / В. И. Первущкин, Т. А. Кайманов, Д. Ю. Мурашов, В. Н. Зименков. — Пенза: Изд-во АО «Областной издательский центр», 2017. — 59 c.

4. Первущкин В. И. Мое путешествие по Пензенской области. Путеводитель для детей младшего и среднего школьного возраста. — Пенза: Изд-во АО «Областной издательский центр», 2020. — 59 с.



Ключевые слова

младшие школьники, достопримечательности, безопасный маршрут

Похожие статьи

Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников

В статье приводится пример программы для обучения младших школьников безопасному поведению на дорогах. Автор показывает актуальность обучения ПДД учеников начальной школы, а также необходимость привлечения сотрудников МВД и ГИБДД в процессе реализаци...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир»

В данной статье рассмотрены педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий мир».

Прогулка как способ формирования экологических знаний детей

Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...

Методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

В статье рассмотрено роль и значение формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

Выявление компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников

Представлены результаты теоретического и практического исследования по выявлению компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников.

Учебная прогулка «Автово — рубеж обороны Ленинграда»

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного истории территории района «Автово». Материал содержит исторические сведения и педагогическое обоснование образовательной роли учебной прогулки, задание для учащихся.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Похожие статьи

Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников

В статье приводится пример программы для обучения младших школьников безопасному поведению на дорогах. Автор показывает актуальность обучения ПДД учеников начальной школы, а также необходимость привлечения сотрудников МВД и ГИБДД в процессе реализаци...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир»

В данной статье рассмотрены педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий мир».

Прогулка как способ формирования экологических знаний детей

Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...

Методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

В статье рассмотрено роль и значение формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

Выявление компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников

Представлены результаты теоретического и практического исследования по выявлению компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников.

Учебная прогулка «Автово — рубеж обороны Ленинграда»

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного истории территории района «Автово». Материал содержит исторические сведения и педагогическое обоснование образовательной роли учебной прогулки, задание для учащихся.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Задать вопрос