В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков. Приводятся примеры рабочих профессий и специальностей на основе классификации Е. А. Климова. Автор изучил понятие профессиограмма и раскрыл особенности профессии «Журналист» и «Специалист по связям с общественностью».
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиограмма, профессия.
Каждому школьнику предстоит выбрать профессию. Как правило, к девятому классу ученики задумываются о будущей профессии, но не всегда владеют информацией о востребованных профессиях, о требованиях, которые предъявляются к определённой профессии, об образовательных организациях, где можно получить нужные обществу профессии, о предприятиях и учреждениях — будущих потенциальных местах работы.
Профессиональное самоопределение предполагает понимание своих желаний, способностей, личностных особенностей.
Значимое влияние на выбор будущей профессии оказывает интернет. На разных платформах можно найти информацию о профессиях и пройти профориентационные тесты.
Все профессии делятся на 5 основных типов (классификация Е. А. Климова):
Первый тип: человек-человек (учитель, воспитатель, медсестра, продавец, социальный работник, проводник пассажирского вагона).
Второй тип: человек — техника ( водители, токари, слесари, сварщики, каменщики, машинисты, сигналист, монтёр пути, специалисты по ремонту транспортных средств (автомеханик, техник-механик, оператор станков др. профессии, использующие технические устройства).
Третий тип: человек — знаковая система ( бухгалтер, кассир, секретарь, оператор пульта управления, диспетчер, веб-разработчик, веб-дизайнер, специалист в сфере ИТ).
Четвертый тип: человек-природа ( садовод, мастер животноводства, оператор птицефабрик, механизатор, тракторист).
Пятый тип: человек — художественный образ ( музыканты, реставраторы др.) 2.
Важно определить востребованные в настоящее время профессии и образовательные организации, которые обучают по нужным профессиям.
При выборе профессии важно посмотреть профессиограмму.
Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. Например, в профессиограмме «Журналист» указана область базовых знаний (гуманитарные науки, филология, иностранные языки) и профессиональная область (литературно-художественная деятельность); особенности межличностного взаимодействия (частое, по типу «рядом»); условия работы (вне помещения, мобильный); области применения профессиональных знаний (средства массовой информации, пресс-центры).
Важно получить информацию о доминирующих видах деятельности:
— работа в средствах массовой информации;
— информирование людей достоверными фактами;
— сбор информации (взятие интервью, работа с документами, архивами), ее обработка;
— анализ фактов и ситуаций, оценка текущих событий;
— поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации;
— подготовка материалов для публикации;
— литературная обработка материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме).
В профессиограмме говориться о способностях, которыми должен владеть будущий журналист:
— литературные способности;
— навыки общения и взаимодействия с людьми (установление контакта);
— умение слушать и слышать собеседника;
— способность грамотно и четко задавать вопросы, хорошие вербальные способности;
— высокий уровень развития памяти (способность запоминать факты, изложенные собеседником);
— умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватные решения;
— творческое мышление;
— умение излагать доступным языком полученную информацию;
— высокий уровень физической и психической выносливости (работа в горячих точках, в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях).
Подросток должен понимать какие способности и профессионально-важные качества нужны для успешной деятельности, а также качества, которые препятствуют эффективности журналистской деятельности.
Среди профессионально-важных качеств выделяют:
— объективность;
— эрудированность;
— самоконтроль и уравновешенность;
— терпимость, безоценочное отношение к людям;
— интерес и уважение к другому человеку;
— стремление к самопознанию, саморазвитию;
— оригинальность, находчивость;
— разносторонность;
— любознательность;
— тактичность;
— вежливость.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
— ригидность (неумение изменить свое поведение и способы решения проблемных ситуаций в зависимости от изменения условий окружающей среды);
— некоммуникабельность;
— замкнутость;
— неумение излагать свои мысли на бумаге;
— корыстность и др. 1.
Профессиограмма даёт возможность узнать схожие и отличительные черты близких профессий.
В профессиограмме «Специалист по связям с общественностью» указаны области применения профессиональных знаний (PR-агентства; отделы по связям с общественностью в различных компаниях; команда политического деятеля); область базовых знаний (реклама, психология рекламы, организационная психология, социология, право, маркетинг, риторика); профессиональная область (администрирование (управление); межличностное взаимодействие (частое, по типу «вместе»); условия работы (в помещении, мобильный).
Доминирующие виды деятельности:
— создание и поддержание благоприятного имиджа компании;
— работа с прессой;
— предоставление интервью прессе от лица компании;
— организация и проведение пресс-конференций (в случае какого-либо крупного события или в кризисной ситуации);
— организация и проведение брифингов (для специализированной прессы);
— принятие участия в разработке сайтов компании;
— организация и проведение специализированных выставок (создание концепции стенда и его оформление);
— организация промоакций (раздача рекламных материалов);
— организация и проведение «дней компании» для создания благоприятного психологического климата в компании.
В профессиограмме приводятся способности, которыми должен владеть будущий журналист:
— коммуникативные навыки;
— организационные способности;
— развитое творческое мышление и воображение;
— развитые вербальные способности (умение ясно и лаконично излагать свои мысли);
— высокая степень активности поведения;
— умение работать в команде;
— способность влиять на окружающих;
— развитые аналитические способности.
Профессионально-важные качества:
— активность;
— энергичность;
— коммуникабельность;
— уверенность в себе;
— ответственность;
— умение приспосабливаться к требованиям окружающей среды;
— выдержанность;
— доброжелательность;
— эрудированность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
— пассивность, безынициативность;
— медлительность;
— неразвитое творческое мышление;
— замкнутость;
— несообразительность;
— отсутствие организаторских способностей;
— неуверенность в себе;
— неорганизованность 1.
Способности и профессионально важные качества во многом схожи с теми, которые предъявляются к журналисту.
Таким образом, выбор будущей профессии — серьезное решение. Необходимо задуматься о своих желаниях, интересах, осознавать потребности, склонности, способности, понимать какие требования предъявляются к человеку определённой профессии и соответствует ли человек этим требованиям. Важно ответить себе на вопрос «В какой сфере деятельности тебе было бы интересно работать», «Какие виды деятельности ты хотел бы выполнять?», «Какие профессионально-важные качества присуще и какие необходимо развивать»? Очень важно пройти тесты на профориентацию и участвовать в профориентационных мероприятиях, ходить на Дни открытых дверей в разные учебные заведения.
Литература:
- Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Альпина ПРО, 2021. — 472 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. — 4-е изд. стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 304 с.