Профессиональное самоопределение подростков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №9 (72) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 29.09.2023

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Заикин, Н. С. Профессиональное самоопределение подростков / Н. С. Заикин, И. В. Терехова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 9 (72). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/young/archive/72/3917/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков. Приводятся примеры рабочих профессий и специальностей на основе классификации Е. А. Климова. Автор изучил понятие профессиограмма и раскрыл особенности профессии «Журналист» и «Специалист по связям с общественностью».

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиограмма, профессия.

Каждому школьнику предстоит выбрать профессию. Как правило, к девятому классу ученики задумываются о будущей профессии, но не всегда владеют информацией о востребованных профессиях, о требованиях, которые предъявляются к определённой профессии, об образовательных организациях, где можно получить нужные обществу профессии, о предприятиях и учреждениях — будущих потенциальных местах работы.

Профессиональное самоопределение предполагает понимание своих желаний, способностей, личностных особенностей.

Значимое влияние на выбор будущей профессии оказывает интернет. На разных платформах можно найти информацию о профессиях и пройти профориентационные тесты.

Все профессии делятся на 5 основных типов (классификация Е. А. Климова):

Первый тип: человек-человек (учитель, воспитатель, медсестра, продавец, социальный работник, проводник пассажирского вагона).

Второй тип: человек — техника ( водители, токари, слесари, сварщики, каменщики, машинисты, сигналист, монтёр пути, специалисты по ремонту транспортных средств (автомеханик, техник-механик, оператор станков др. профессии, использующие технические устройства).

Третий тип: человек — знаковая система ( бухгалтер, кассир, секретарь, оператор пульта управления, диспетчер, веб-разработчик, веб-дизайнер, специалист в сфере ИТ).

Четвертый тип: человек-природа ( садовод, мастер животноводства, оператор птицефабрик, механизатор, тракторист).

Пятый тип: человек — художественный образ ( музыканты, реставраторы др.) 2.

Важно определить востребованные в настоящее время профессии и образовательные организации, которые обучают по нужным профессиям.

При выборе профессии важно посмотреть профессиограмму.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. Например, в профессиограмме «Журналист» указана область базовых знаний (гуманитарные науки, филология, иностранные языки) и профессиональная область (литературно-художественная деятельность); особенности межличностного взаимодействия (частое, по типу «рядом»); условия работы (вне помещения, мобильный); области применения профессиональных знаний (средства массовой информации, пресс-центры).

Важно получить информацию о доминирующих видах деятельности:

— работа в средствах массовой информации;

— информирование людей достоверными фактами;

— сбор информации (взятие интервью, работа с документами, архивами), ее обработка;

— анализ фактов и ситуаций, оценка текущих событий;

— поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации;

— подготовка материалов для публикации;

— литературная обработка материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме).

В профессиограмме говориться о способностях, которыми должен владеть будущий журналист:

— литературные способности;

— навыки общения и взаимодействия с людьми (установление контакта);

— умение слушать и слышать собеседника;

— способность грамотно и четко задавать вопросы, хорошие вербальные способности;

— высокий уровень развития памяти (способность запоминать факты, изложенные собеседником);

— умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватные решения;

— творческое мышление;

— умение излагать доступным языком полученную информацию;

— высокий уровень физической и психической выносливости (работа в горячих точках, в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях).

Подросток должен понимать какие способности и профессионально-важные качества нужны для успешной деятельности, а также качества, которые препятствуют эффективности журналистской деятельности.

Среди профессионально-важных качеств выделяют:

— объективность;

— эрудированность;

— самоконтроль и уравновешенность;

— терпимость, безоценочное отношение к людям;

— интерес и уважение к другому человеку;

— стремление к самопознанию, саморазвитию;

— оригинальность, находчивость;

— разносторонность;

— любознательность;

— тактичность;

— вежливость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

— ригидность (неумение изменить свое поведение и способы решения проблемных ситуаций в зависимости от изменения условий окружающей среды);

— некоммуникабельность;

— замкнутость;

— неумение излагать свои мысли на бумаге;

— корыстность и др. 1.

Профессиограмма даёт возможность узнать схожие и отличительные черты близких профессий.

В профессиограмме «Специалист по связям с общественностью» указаны области применения профессиональных знаний (PR-агентства; отделы по связям с общественностью в различных компаниях; команда политического деятеля); область базовых знаний (реклама, психология рекламы, организационная психология, социология, право, маркетинг, риторика); профессиональная область (администрирование (управление); межличностное взаимодействие (частое, по типу «вместе»); условия работы (в помещении, мобильный).

Доминирующие виды деятельности:

— создание и поддержание благоприятного имиджа компании;

— работа с прессой;

— предоставление интервью прессе от лица компании;

— организация и проведение пресс-конференций (в случае какого-либо крупного события или в кризисной ситуации);

— организация и проведение брифингов (для специализированной прессы);

— принятие участия в разработке сайтов компании;

— организация и проведение специализированных выставок (создание концепции стенда и его оформление);

— организация промоакций (раздача рекламных материалов);

— организация и проведение «дней компании» для создания благоприятного психологического климата в компании.

В профессиограмме приводятся способности, которыми должен владеть будущий журналист:

— коммуникативные навыки;

— организационные способности;

— развитое творческое мышление и воображение;

— развитые вербальные способности (умение ясно и лаконично излагать свои мысли);

— высокая степень активности поведения;

— умение работать в команде;

— способность влиять на окружающих;

— развитые аналитические способности.

Профессионально-важные качества:

— активность;

— энергичность;

— коммуникабельность;

— уверенность в себе;

— ответственность;

— умение приспосабливаться к требованиям окружающей среды;

— выдержанность;

— доброжелательность;

— эрудированность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

— пассивность, безынициативность;

— медлительность;

— неразвитое творческое мышление;

— замкнутость;

— несообразительность;

— отсутствие организаторских способностей;

— неуверенность в себе;

— неорганизованность 1.

Способности и профессионально важные качества во многом схожи с теми, которые предъявляются к журналисту.

Таким образом, выбор будущей профессии — серьезное решение. Необходимо задуматься о своих желаниях, интересах, осознавать потребности, склонности, способности, понимать какие требования предъявляются к человеку определённой профессии и соответствует ли человек этим требованиям. Важно ответить себе на вопрос «В какой сфере деятельности тебе было бы интересно работать», «Какие виды деятельности ты хотел бы выполнять?», «Какие профессионально-важные качества присуще и какие необходимо развивать»? Очень важно пройти тесты на профориентацию и участвовать в профориентационных мероприятиях, ходить на Дни открытых дверей в разные учебные заведения.

Литература:

  1. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Альпина ПРО, 2021. — 472 с.
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. — 4-е изд. стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 304 с.


Похожие статьи

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Методики изучения профессиональной языковой личности

В статье раскрывается содержание феномена «профессиональной языковой личности». Проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной языковой личности на примере разных специальностей. Рассматривается проблема совершенст...

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента)

В статье авторы пытаются определить особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов.

Потенциал учебного предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся

В статье авторы пытаются обратить внимание на необходимость обновления системы профессиональной ориентации.

Педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников

В статье рассматриваются педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников. Авторами разработана Модель профессиональной ориентации на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентаци...

Профессиональное самоопределение школьника в образовательном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы профессионального самоопределения современных школьников, выделяются и описываются характерные особенности выбора профессии школьниками.

Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение

В настоящей статье рассмотрена специфика компетентности современного адвоката, где среди всех компетенций большее внимание автором уделено коммуникативной компетенции, т. е. умениям и знаниям (навыкам) будущего адвоката к построению профессиональной ...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Похожие статьи

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Методики изучения профессиональной языковой личности

В статье раскрывается содержание феномена «профессиональной языковой личности». Проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной языковой личности на примере разных специальностей. Рассматривается проблема совершенст...

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента)

В статье авторы пытаются определить особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов.

Потенциал учебного предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся

В статье авторы пытаются обратить внимание на необходимость обновления системы профессиональной ориентации.

Педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников

В статье рассматриваются педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников. Авторами разработана Модель профессиональной ориентации на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентаци...

Профессиональное самоопределение школьника в образовательном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы профессионального самоопределения современных школьников, выделяются и описываются характерные особенности выбора профессии школьниками.

Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение

В настоящей статье рассмотрена специфика компетентности современного адвоката, где среди всех компетенций большее внимание автором уделено коммуникативной компетенции, т. е. умениям и знаниям (навыкам) будущего адвоката к построению профессиональной ...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Задать вопрос