Наш великий тяжелый путь в истории государства начинается с древних времен. Рассмотрев особенности властных отношений в казахском обществе и проанализировав их, мы можем определить политическую и государственную ветвь института судей. Как известно, это наши ханы, вожди племен, султаны, бии, батыры. В истории казахского общества по насыщенности событий эпоха трех биев является одним из тяжелых на фоне непростых государственных разногласий. Недаром в народе говорят: «Народная дружба и братство, дороже всякого богатства». Ступеньку правления после ханов занимали бии. Государственные деятели тех времен Толе би, Казыбек би, Айтеке би прославились, как судьи, за плечами которых была ответственность за весь свой народ. Их целью было служение во благо своего народа, за который они были готовы отдать свои души.
Однако одной силой ханов власть невозможно было удержать. Нужны были сословия, которые занимались судебной властью — это институт биев. Бии обладали ораторским искусством, знали несколько языков, были дипломатами и знали законодательную и правовую систему. Поэтому ханы всегда прислушивались к мнению биев. Значительный вклад в развитие законов Тауке- хана под названием «Семь хартий» внесли три бия. «Жеті- Жарғы» — свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при Тауке хане [3]. Термин «жаргы» происходит от древнетюркского слова «жар», что означает вынос решения по спорному вопросу. Каждый из них призывал народ к сплоченности и защищал интересы своего жуза, предотвращали кровавые конфликты, исполняли судебные функции в политике между государствами. Они трудились за объединение народа, за единое и сильное государство, и самое главное за справедливое общество.
Если сказать словами народа: «Сплоченная сотня разобщенную тысячу одолеет». Что это значит? Это, как я понимаю, в каждой семье, в каждом кругу, в каждом государстве должны присутствовать справедливость, единство, доброта.
Цель проекта: исследовать роль и деятельность казахских биев в истории казахского народа и их вклад в развитие правовой системы.
Задачи: Изучить жизнь и роль казахских биев в истории казахского народа. Провести анкетирование среди учащихся 9 классов. Изучить свод законов «Жеті — Жарғы».
Гипотеза: Наставления великих биев — законодателей прошлой эпохи не соответствуют нравственным кодексам нынешнего поколения.
Наши предки веками мечтали стать независимой страной. Казахский народ преодолел много трудностей и вышел на мировую арену. У каждого народа есть личности, которые сыграли значимую роль в становлении своего государства. К примеру, это наши ханы, вожди племен, султаны, бии, батыры. Бии отличались свободой мысли, быстротой, изобретательностью, красноречием языка, быстротой рассуждений, критичностью и честностью. Они не только правители племен, но и уважаемый и решительный гражданин, мыслитель своего окружения и времени. У них в крови присутствовали доброта, милосердие, чистосердечность, серьезность, остроумие, стойкая память и высокий интеллект. Термин слово «би» широко распространен в казахском обществе. Одним из первых исследователей термина «бий» является Ч. Ч. Валиханов. По его мнению, бий- бек или бей означает судебный, корни уходят в тюркское и древнетюркское происхождение. По словам Л. А. Словохотова, бий означает красноречивый мудрец [1]. С. Толыбеков писал, что термин «бий» происходит с появлением распорядительных функции известных лиц в обществе [2].
Выдающиеся бии казахского народа решали политические и судебные вопросы государства, в частности своего рода. Бии обладали неординарными способностями — ораторством, остроумием, высокой логикой и качеством отстоять свои доводы. Ханы считались с мнением биев. Свое право быть достойным судьей примером всей своей жизни. Мудрость, проницательный ум, способность к аналитическому мышлению, владение юридическими знаниями, накопленные предками биями пользуется популярностью в жизни племени, рода, села, города, округа и на всей Великой степи в целом. Судебное решение бия служит единению народа. Бии считались самыми умными и справедливыми, сам народ избирал его.
В сборнике законов «Жеты жаргы» были нормы административного, уголовного, гражданского права, закон о налогах и религии. В период распада Казахского ханства и нашествия джунгарских войн, Толе би смог проявить качества лидера. Джунгары хотели воспользоваться всячески сложившейся ситуацией и истребить казахский народ, а выживших репрессировать. Толе би, объединив силы с батырами Кабанбай и Богенбай, создали народный фронт.
Казыбек би сыграл важнейшую роль в судьбе казахского народа в конце XVIII века. Ему удалось вести переговоры с джунгарами, которые завершились миром [6]. В походе за его красноречие джунгарский правитель назвал его Каздауысты Казыбек бием (Казыбек с непревзойденным голосом). Он обладал хорошей интуицией и имел дар предвидеть.
Своим остроумием и дерзостью, твердым и прямолинейным характером добивался мира и согласия, все вопросы решались справедливым путем. Казыбек би был человеком чести и достоинства, это и есть его патриотизм к Родине и своему народу в целом.
Айтеке би Байбекулы занимает особое место в истории. Его имя распространилось среди Младшего жуза и за ее пределами. Был образованным, знал арабский, персидский и тюркские языки, а еще изучал математику, географию, астрономию, религию и право. В двадцатилетнем возрасте возглавляет свой род Торт кара, а в 25 лет становится бием Младшего жуза [5]. Устанавливает дружеские отношения между соседскими странами, такие как киргизы, каракалпаки, затем объединяет каркалпаков, киргизов и казахов против нашествия джунгаров. Он является инициатором противников закона кровной мести, принципа кровь за кровь. Этот закон меняет на закон справедливого наказания или же откупа. Так же, как и его единомышленники, Толе би, Казыбекби, Айтеке би, всегда боролся за единство, целостность и независимость своего народа. Как сильный мыслитель и талантливый воин, способствовал организации сопротивлению джунгарскому нашествию. Имел дар убеждать людей, использую свое ораторское искусство. Имея несомненную репутацию, иногда поддерживал разумный баланс в ожесточенных спорах между отдельными судьями. Многие люди обращались к нему для решения спорных вопросов и последнее слово было за ним.
Таким образом, мы достигли цели своего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза не подтвердилась — Наследие биев — это несравнимый учебник жизни, всесторонне затрагивающий судьбы нации, государства, жизненную и политическую деятельность народа, времени, мира, который показывает интеллектуальный уровень жизни и духовную природу. Бии удивляли своей свободой мысли, быстротой, находчивостью, красноречием своего языка, быстротой рассуждений, критичностью и честностью. Отличительной чертой культуры речи является точность. Точность состоит из ясного, острого мышления. Ясность и ораторство в словах биев просматривается на высшем уровне, поэтому его можно назвать основной ветвью казахского литературного языка.
В современном Казахстане названия и понятия «суд судей», «судебная власть» официально используются в судебной системе, как достойная имитация модели справедливости, профессионализма. Судебная коллегия, введенная в республике с идеей обеспечения справедливости на самом высоком уровне в рассмотрении особо сложных уголовных дел, стала называться «коллегией судей». Несмотря на то, что прошло много веков с тех пор, как праведный суд этих биев доминировал, произошли кардинальные изменения в общественно-политической жизни. Сегодня независимый Казахстан требует от судей современного общества должностных лиц, способствующих развитию судебной системы, широкого внедрения в судебные системы республики справедливых судебных моделей и доведения судебных решений до населения на понятном языке.
Литература:
- Словохотов Л. А. Народный суд обычного права киргиз Малой орды\\ Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург, 1905 Вып. ХV.
- Толыбеков С. Е. Кочевое общество казахов в XVII-XX веков. Алма-Ата, 1971. 379 с.
- Законы хана Тауке. История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 2. Алма-Ата, Наука, 1979.
- Казахстан. Национальная энциклопедия. / Гл. ред. Б. Аяган. — Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004
- Толыбеков С. Айтеке би. Қазақшежіpeci. — А., 1992; Үш пайғамбар. — А., 1992; Досмухамедулы X. Аламан. — А., 1993; Айтеке би. — А., 1998; Есламгалиулы М. Айтеке би. — А., 1998.
- Нуркеева С. Токмеил и ее знаменитый сын Казыбек би //Аружан. № 10. — Алматы: 2008. — 36 с.