В статье представлены результаты анализа и оценки тестов по определению хронотипа школьников, устойчивости их внимания, динамики работоспособности, избирательности, концентрации внимания, помехоустойчивости и предлагается комплекс здоровьесберегающих технологий, рекомендованный для применения в образовательной среде.
Ключевые слова : активность, здоровьесбережение, школьники.
Биологические процессы, происходящие в человеческом организме подвержены цикличным колебаниям ввиду цикличности изменений окружающей среды, что оказывает существенное влияние на физическую активность и учебную деятельность школьников. Суточные циклические колебания в организме носят название циркадных ритмов.
Отрицательно на циркадные ритмы учащихся и, соответственно, на их психическое здоровье и работоспособность влияют не выключаемая на ночь подсветка дома и на улицах, яркие неоновые вывески в больших городах, подготовка уроков позднее 23.00 ч., частая смена часовых поясов в связи с трудовой деятельностью родителей, неиссякаемый поток информации в телеграмм-каналах, соцсетях, от которого сложно отказаться в современном обществе.
В результате нарушения цикла сна (джетлаг) (позднее засыпание, более ранее пробуждение) у школьника:
— сбивается регулярность сна и бодрствования;
— появляется дневная сонливость, вялость, быстрая утомляемость, повышенная раздражимость;
— снижается способность запоминать информацию.
Естественный свет поддерживает баланс циркадных ритмов посредством клеток сетчатки глаза, которые реагируя на свет, подают сигнал в центр контроля циркадных ритмов (супрахиазматическое ядро) [10]. Однако даже при отсутствии естественного света циркадные ритмы сохраняются в виду наследственности, соблюдения распорядка дня, гармонизации умственной, физической нагрузки и отдыха, правильного питания.
В этой связи были поставлены и решены следующие задачи исследования:
— разработано гармоничное распределение часов по видам деятельности школьника;
— определены хронотипы репрезентативной группы школьников;
— установлен характер влияния устойчивости внимания и его концентрации, динамики работоспособности, избирательности, помехоустойчивости на успеваемость школьников;
— разработаны рекомендации по применению в образовательной среде комплекса здоровьесберегающих технологий.
Для того чтобы успеваемость учащихся повысилась, при этом они сохраняли и укрепляли здоровье, нужно проводить активную работу с родителями с целью нормализации режима дня учащихся, так как режим дня формируется в семье.
Распределение часов по видам деятельности школьника (таблица 1) должно осуществляться с учетом следующих показателей, которые регламентируются руководящими документами и рекомендациями в области здоровьесбережения школьников:
— максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка;
— максимально допустимая недельная нагрузка внеурочной деятельности;
— максимально допустимая аудиторная дневная нагрузка;
— норма по домашним заданиям;
— часы двигательной активности во внеурочной деятельности.
Таблица 1
Гармоничное распределение часов по видам деятельности школьника (часов в день) [5]
Виды деятельности школьника |
Начальная школа |
Средняя школа |
Старшая школа |
умственная |
4,5 |
6,5 |
9 |
физическая |
2 |
2,5 |
1,5 |
отдых |
3,5 |
2,5 |
3 |
Проведен эксперимент, оценивающий взаимосвязь хронотипа школьников, устойчивости внимания и динамики работоспособности, избирательности, концентрации внимания и помехоустойчивости. С 15-го по 22 февраля 2023 г. были собраны сведения о выполнении тестов Шульте, Дж. Хорна и О. Остберга, Мюнстерберга перед началом занятий в школе 15-ю испытуемыми из 9–10 классов.
Тест Шульте был разработал в середине XX в. немецким психиатром Вальтером Шульте для выявления у человека параметров устойчивости внимания и динамики работоспособности. Испытуемым предлагаются таблицы, с расположенными на них в произвольном порядке числами от 1 до 25. Испытуемые должны отыскать и отметить все числа по порядку, начиная с 1. [9] В ходе эксперимента ученикам были представлены 6 таблиц, на основании работы с которыми рассчитывались следующие показатели:
1. Эффективность работы (ЭР):
ЭР = (В 1 + В 2 + В 3 + В 4 + В 5 + В 6 ) / 6, (1)
где В i — время работы с каждой из таблиц.
- Степень врабатываемости (С ВР ):
С ВР = В 1 / ЭР. (2)
При С ВР < 1 у ученика констатируется хорошая врабатываемость. Чем больше данный показатель превышает 1, тем больше школьнику требуется активизация перед началом учебы.
- Психическая устойчивость (У П ):
У П = В i — 1 / ЭР. (3)
При У П < 1 у школьника наблюдается психическая устойчивость. Чем больше данный показатель превышает 1, тем психическая устойчивость учащегося перед началом занятий хуже. [6]
Результаты расчетов показателей по итогам прохождения теста Шульте представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о результатах прохождения теста Шульте
Испыту-емый |
Показатели |
Влияние на оценки |
|||||
ЭР, с |
Значения |
С ВР |
Значения |
У П |
Значения |
||
1 |
41 |
1,90 |
очень плохое |
0,95 |
не влияет |
||
2 |
37 |
1,46 |
плохое |
0,97 |
влияет |
||
3 |
34 |
min 3 |
1,10 |
0,74 |
не влияет |
||
4 |
37 |
1,24 |
0,89 |
||||
5 |
38 |
1,37 |
0,89 |
||||
6 |
57 |
max 1 |
1,28 |
0,72 |
не влияет |
||
7 |
33 |
min 2 |
1,06 |
0,67 |
хорошее |
не влияет |
|
8 |
41 |
max 3 |
0,85 |
хорошее |
1,20 |
плохое |
влияет |
9 |
46 |
max 2 |
1,59 |
плохое |
0,70 |
не влияет |
|
10 |
31 |
min 1 |
1,32 |
1,03 |
среднее |
не влияет |
|
11 |
34 |
min 3 |
0,85 |
хорошее |
0,91 |
влияет |
|
12 |
36 |
1,17 |
0,61 |
хорошее |
влияет |
||
13 |
35 |
1,60 |
плохое |
0,94 |
не влияет |
||
14 |
34 |
min 3 |
1,00 |
среднее |
0,68 |
хорошее |
не влияет |
15 |
33 |
min 2 |
0,88 |
хорошее |
1,18 |
плохое |
не влияет |
Тест Дж. Хорна и О. Остберга позволяет определить хронотип человека: «жаворонок», «голубь» или «сова».
Тест Мюнстерберга разработан в начале XX в. немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом. Методика позволяет определить избирательность и концентрацию внимания, а также помехоустойчивость.
Испытуемым предлагается выделять слова из перечня букв на время. Чем больше правильных слов выделено за меньшее количество времени, тем больше баллов получено при окончании теста.
Проведенный с помощью тестов эксперимент показал, что на успеваемость школьников на 60 % оказывает влияние общее состояние их здоровья, а на 40 % психоэмоциональное состояние. У 40 % респондентов не выявлено взаимосвязи между хронотипами, показателями концентрации внимания и полученными оценками после прохождения теста Шульте. Дополнительное анкетирование подтвердило: на учеников влияло плохое самочувствие, наличие хронических заболеваний, степень учебной подготовки в домашних условиях, физические умения и навыки, приобретенные ранее.
В этой связи рекомендуется применять здоровьесберегающие технологии, повышающие биологическую активность школьников.
- Организационно-педагогические технологии, с помощью которых осуществляется эффективная организация учебного процесса, определяется его структура с целью предотвращения негативных состояний (переутомления, отсутствие двигательной активности), рекомендованные [7, 8].
- Учебно-воспитательныетехнологии, позволяющие сохранить физическое и психологическое здоровье школьника, внедрить в учебные программы элементы культуры здоровья, в том числе предупреждающие вредные привычки. [4]
При обучении учеников начальной школы в стационарных условиях (в классах школы) рекомендуется развивать следующие здоровьесберегающие технологии:
— арт-технологии;
— «уроки-праздники», на которых школьник вовлечен в активную сменяемую деятельность, как артист, как художник, как зритель или как технический исполнитель;
— формирование экологической культуры;
— активное передвижение школьников из одной группы или парты в другую для активности на уроке;
— стимулирование школьников к самостоятельному выбору и использованию способа выполнения задания;
— использование «полушарного» подхода при изложении учебного материала.
При обучении учеников средней школы в стационарных условиях (в классах школы) рекомендуется развивать следующие здоровьесберегающие технологии:
— проектная деятельность;
— ситуационные технологии;
— использование видео по искусствоведческому материалу;
— использование опорных конспектов в тетради при ответе на оценку;
— установление межпредметных связей;
— использование двух досок для активности на уроке;
— предложение домашних заданий по трем уровням (школьник выбирает объем и сложность задания по силам);
— использование «полушарного» подхода при изложении учебного материала.
При обучении учеников старшей школы в стационарных условиях (в классах школы) рекомендуется развивать следующие здоровьесберегающие технологии:
— интеллектуальная дискуссия;
— ситуационные технологии;
— использование видео по искусствоведческому материалу;
— использование опорных конспектов в тетради при ответе на оценку;
— установление межпредметных связей совместно со школьниками;
— предложение домашних заданий по трем уровням (школьник выбирает объем и сложность задания по силам);
— использование «полушарного» подхода при изложении учебного материала.
При дистанционном обучении школьников рекомендуются здоровьесберегающие технологии, представленные в таблице 3.
- Адаптирующие и личностно-развивающиетехнологии, включающие в себя психологические тренинги, занятия по адаптации школьников к новым вызовам. Рекомендуются здоровьесберегающие технологии, представленные в таблице 4.
- Лечебно-оздоровительные технологии, обеспечивающие сохранение и восстановление физического здоровья школьников, в том числе лечебная физкультура [4].
При обучении школьников в стационарных условиях (в классах школы) в области гигиены можно предложить создание условий для пользования предметами личной гигиены, а также применение сигнальной разметки (через 1,5 м) в помещениях физической культуры и спорта.
При проведении уроков физической культуры рекомендуется:
— не менее 3 уроков по данному предмету в неделю;
— занятия проводить в числе последних уроков;
— после уроков физкультуры осуществлять устные уроки и не проводить письменные опросы, самостоятельные и контрольные работы;
— при допустимых климатических и метеорологических условиях занятия физкультурой осуществлять на открытом воздухе;
— на непосредственно физическую активность отводить не менее 70 % времени урока.
Таблица 3
Рекомендуемые учебно-воспитательные здоровьесберегающие технологии для школьников при дистанционной форме обучения
Начальная школа |
Средняя школа |
Старшая школа |
обучение цифровой этике |
||
привлечение сторонних участников учебного и воспитательного процесса онлайн (руководителей лабораторий, ученых, носители языка, экскурсоводов, библиотекарей, актеров, спортсменов разрядников, музыкантов) |
||
проведение информационно-ознакомительных классных часов по инициативе классного руководителя или родственников школьников |
||
вэб-квесты |
||
совместное (школьники, родители, педагог) создание видеороликов учебной или воспитательной направленности |
||
активное вовлечение родственников школьников в их обучение |
проектная деятельность |
интеллектуальная дискуссия |
формирование экологической культуры |
расширение личностно-ориентированного обучения |
активное вовлечение в профориентационную работу: онлайн: (встречи с профессорско-преподавательским составом вузов, работниками отдельных профессий, беседы с руководителями организаций) |
Для обеспечения двигательной активности помимо уроков физической культуры
— — для учеников начальной школы можно предусмотреть занятия национальными танцами, ритмикой, олимпийскими видами спорта, национальными спортивными играми, проведение спортивных игр для остающихся на продленный день;
— для учеников средней школы рекомендуется организация подвижных игр на большой перемене, не отведенной для обеда, занятия спортом в секциях во внеурочное время;
— для учеников старшей школы рекомендуются спортивные соревнования различных уровней, в том числе между классами одной школы, дни здоровья, занятия спортом в секциях во внеурочное время;
— рекомендуется выполнять систему упражнений «Изотон», разработанную российскими учеными, а также дыхательную гимнастику Стрельниковой.
Таблица 4
Рекомендуемые адаптирующие и личностно-развивающие здоровьесберегающие технологии для школьников при стационарной и дистанционной форме обучения
Начальная школа |
Средняя школа |
Старшая школа |
При стационарной форме обучения |
||
отсутствие привлечения школьников к опасным работам с вредными условиями труда |
||
помощь в сельскохозяйственных работах в месяцы их проведения: — для школьников 12–13 лет — 2 часа в неделю — для школьников 14 лет — 3 часа в неделю |
помощь в сельскохозяйственных работах в месяцы их проведения 3 часа в неделю |
|
отведение для помощи в сельскохозяйственных работах определенной половины дня в зависимости от климатического пояса и интенсивности солнечного излучения |
||
соответствие сельскохозяйственного инвентаря для сельскохозяйственных работ (практики) росту и возрасту школьников |
||
чередование 45-ти минут сельскохозяйственных работ с 15-ю минутами отдыха |
||
психологическая форма групповой деятельности «Волшебный стул», когда участники поочередно произносят вслух положительные стороны личности, сидящей на «волшебном стуле» |
профилактика компьютерной зависимости |
тренинги по избавлению от зависимостей |
психологическая форма групповой деятельности «окно» (передача информации невербальными способами для приобщения к коллективной работе) |
произвольные 7-и минутные перерывы по требованию школьников |
занятия по интересам школьников, закончивших выполнение учебной работы раньше всего класса |
При дистанционной форме обучения |
||
возможность дополнительных занятий и психологических тренингов со школьниками, проживающими в отдаленных территориях, со сложными семейными обстоятельствами, по состоянию здоровья |
||
активное проведение дистанционного тестирования по психологической оценке школьников |
||
Необходимо ввести систему физических разминок:
— для учеников начальной школы: физкультминутки на уроках с элементами письма, использование оздоровительных сил природы (проведение занятий на свежем воздухе, учёт влияния метеорологических условий), гимнастика древних индейцев, основанная на произношении гласных звуков с добрым выражением лица;
— для учеников средней школы: физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, снятия утомления с туловища, подвижные перемены, «минутки покоя»;
— для учеников старшей школы: большая перемена на открытом воздухе, в частности на спортплощадке, крово- и лимфоулучшающий массаж, а также массаж, снимающий мышечное напряжение.
При дистанционной форме обучения следует обратить особое внимание на профилактику здоровья, а именно:
— совершать ежедневное дезинфицирование сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши с помощью средств на спиртовой основе, содержащих не менее 70 % спирта;
— устанавливать освещение на рабочем месте в соответствие с необходимостью (окно с левой стороны, общее искусственное освещение, лампа на рабочем столе или их комбинации);
— осуществлять утренний и предобеденный комплекс физически упражнений по возрасту;
— делать зарядку для глаз с помощью простых движений (вертикальных горизонтальных, вращательных), рисования мысленно геометрических фигур, спиралей, представления разных цветов радуги.
Таким образом, при оценке успеваемости школьников необходимо учитывать факторы, формирующие картину здоровья ученика в целом, в том числе отдельные психоэмоциональные характеристики и возможности человека. Положительно повлиять на них могут разработанные рекомендации по применению комплекса здоровьесберегающих технологи в образовательной среде.
Литература:
- Авдеева, Н. А. Биоритмы и учебная деятельность школьников / Н. А. Авдеева. — Текст: непосредственный // Научный медицинский вестник. — 2016. — № 3 (5). — С. 6–11.
- Взаимосвязь биоритмов и работоспособности студентов / Ю. А. Полякова, А. С. Чебыкин, Е. Р. Ганеева, Е. А. Трушникова. — Текст: непосредственный // Международный студенческий научный вестник. — 2021. — № 3. — С. 23–27.
- Годовые суточные движения земли, циркадные ритмы и молекулярные механизмы контроля циркадных ритмов / Т. В. Дмитриева, И. А. Миненко, С. В. Золотавин [и др.]. — Текст: непосредственный // GLOBUS. — 2019. — № 8 (41). — С. 8–12.
- Григорьев, Г. Ю. Система управления здоровьесбережением школьников / Г. Ю. Григорьев. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 9 (61). — С. 64–69.
- Григорьев, Г. Ю. Сохранение и улучшение здоровья и успеваемости школьников в условиях пандемии коронавируса на основе инноваций: науч.-исслед. раб. / Григорьев Г. Ю.; ГБОУ гимназия № 24 им. И. А. Крылова. — Санкт-Петербург, 2022. — 64 c. — Текст: непосредственный.
- Методика «Таблицы Шульте». — Текст: электронный. — URL: http://edu.mari.ru/mouo-volzhskij/sh3/c/Психологическая %20диагностика/Методика %20«Таблицы %20Шульте».pdf (дата обращения 02.11.2022).
- Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 (ред. от 21.03.2022 г., с изм. от 20.06.2022 г.). — Текст: электронный. — URL: http://docs.cntd.ru/document/565231806 (дата обращения: 11.09.2023).
- Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» // Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28. — Текст: электронный. — URL: http://docs.cntd.ru/document/566085656/ (дата обращения: 25.09.2022).
- Онлайн-тренажёр: Таблицы Шульте. — Текст: электронный. — URL: http://uchilegko.info/training/sulte (дата обращения 02.11.2022).
10. Что такое биоритмы, или Как научиться эффективно учиться. — Текст: электронный. — URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/biorhythm (дата обращения 08.10.2022).