Страны, богатые нефтью, полезными ископаемыми или другими природными ресурсами, как правило, не могут продемонстрировать более высокие экономические показатели, чем не зависимые от ресурсов страны. Эта теория известна как ресурсное проклятие. В этой статье мы рассмотрим, какие факторы приводят к ресурсному проклятию (или парадоксу изобилия) и как его можно избежать.
Ключевые слова: ресурсное проклятие, природные ресурсы, экономический рост, экспорт.
Природные ресурсы создают конкурентное преимущество, но при определенных обстоятельствах ресурсное богатство страны может превратиться в проклятие и замедлить экономический рост. Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг — это скалистые острова (или полуострова), наделенные очень малым количеством экспортируемых природных ресурсов. Тем не менее они достигли уровня жизни, сопоставимого с развитыми западными странами. Многие страны в Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, напротив, обладают такими ресурсами, как нефть, минералы, алмазы, но экономические показатели этих государств гораздо ниже. Так, обладая огромными запасами нефти, Венесуэла превратилась из развивающейся страны в страну, переживающую тяжелейшие экономические и политические потрясения, высочайший уровень бедности и массовую эмиграцию. Однако существуют и примеры стран, которые смогли извлечь выгоду из своих природных богатств (Норвегия, Канада, США, Австралия). Парадокс изобилия также актуален и для России, поскольку в стране добывается около 13 % мировой нефти и 17,5 % от мировой добычи природного газа.
Рис. 1. Зависимость экономического роста от экспорта природных ресурсов [2]
Приведенные примеры подтверждают, что обладание богатыми запасами ресурсов не является гарантией стабильного экономического роста. Напротив, существует негативная корреляция между уровнем роста ВВП и экспортом природных ресурсов (рис. 1), так как существует ряд факторов, который может способствовать замедлению экономического роста, включая слабые социально-экономические институты, волатильность мировых цен на сырье, а также вытеснение других секторов производства добывающей промышленностью.
Качество институтов
Наличие природных ресурсов создает для бизнеса различные стимулы в странах, где институты ориентированы на эксплуатацию и контроль над ресурсами, в отличие от стран, где другие институты способствуют развитию и эффективности различных секторов производства. Слабые институты приводят к неравенству доходов, директивному распределению ресурсов и отсутствию ограничений для политиков и элит.
Институты, которые считаются наиболее эффективными в преодолении ресурсного проклятия, — это надежная защита прав собственности, экономическая прозрачность, минимальная коррупция и политические механизмы, такие как подотчетность правительства и гарантии исполнения контрактов [4]. Подобные механизмы необходимы, так как люди склонны инвестировать меньше, если у них нет уверенности, что их вложения принесут доход. Это подтверждается статистикой по 42 странам, представленным на рис. 2, где показано, что богатые ресурсами страны с сильными институтами демонстрируют динамичный экономический рост, в сравнении со странами, имеющими слабые институты. Следовательно, страны со слабыми институтами характеризуются неравномерным распределением доходов от экспорта, так как большую часть этих доходов получают элиты и политики.
Рис. 2. Статистика богатых ресурсами стран в зависимости от качества институтов [6]
Ресурсное богатство также может снижать стимулы к укреплению институтов, так как доходы от экспорта сырья, такого как нефть, скапливаются в руках элит, которые не стремятся развивать механизмы ограничения своей власти, а также стимулировать конкуренцию и рыночную систему. Таким образом, доходы государственного бюджета снижаются, замедляя повышение благосостояния и ограничивая инвестиции в развитие человеческого капитала и экономики в целом. Другими словами, доходы от экспортируемых ресурсов не способствуют экономическому росту, а увеличивают экономическое неравенство.
Волатильность цен на сырье
Цены на сырьевые товары очень нестабильны. Среди них наиболее значительные колебания испытывают нефть и природный газ [1]. Когда экономика страны сильно зависит от экспорта этих природных ресурсов, колебания мировых цен могут оказать существенное влияние на экономическое благосостояние страны. Например, если страна в значительной степени зависит от экспорта нефти и цена на нефть резко падает, доходы страны и поступления в бюджет в иностранной валюте уменьшаются, что приводит к экономической нестабильности, как это было в Венесуэле в 2014 году, когда мировая цена на нефть упала со $100 за баррель до $30 [5]. Кроме того, правительства ресурсозависимых стран планируют бюджеты на основе ожидаемых доходов от экспорта ресурсов. Когда ресурсные цены высоки, правительство рассчитывает на существенные поступления в бюджет, а как следствие, планирует высокие расходные статьи бюджета. Однако резкое падение цен может привести к дефициту бюджета, который впоследствии должен быть профинансирован за счет займов или привлечения резервных фондов.
Вытеснение добывающей промышленностью других секторов
Следующий аспект ресурсного проклятия связан с доминированием добывающей промышленности, которая часто вытесняет другие отрасли. Когда страна в первую очередь полагается на добычу и продажу ресурсов для получения высоких доходов, и этот доход приносит пользу преимущественно элите, инвестиции и занятость концентрируются в этом секторе. В результате экономика становится чрезмерно зависимой от продажи ресурсов, что препятствует технологическому прогрессу, развитию сельского хозяйства и других отраслей промышленности. Экономика становится более уязвимой, что усиливается волатильной природой сырьевых рынков. Кроме того, приток валюты от продажи сырья может привести к «голландской болезни» [1], когда курс национальной валюты укрепляется, уменьшая цены на импортируемые товары и снижая конкурентоспособность местного производства, а следовательно замедляя экономический рост.
Ресурсное проклятие в России
Доля доходов от продажи углеводородного сырья в России по разным оценкам составляет от 22 до 38 % ВВП. Российская экономика сильно зависима от сырьевой промышленности и добычи природных ресурсов, что может негативно влиять на экономический рост из-за нестабильности мировых цен. Ключевым фактором ресурсного проклятия в России также является слабость институтов, а именно института частной собственности, так как она появилась сравнительно недавно: после перехода к рыночной экономике. Следовательно, для избавления от ресурсного проклятия России следует перенять опыт стран, сумевших извлечь выгоду из ресурсного богатства, эффективно используя специальные фонды, занимающиеся стабилизацией бюджетных расходов и перераспределением доходов в пользу будущих поколений. Так, в Норвегии, стране, богатой запасами нефти и газа, чтобы предотвратить чрезмерную зависимость экономики от продажи природных ресурсов, полученные нефтегазовые доходы направляются в государственный пенсионный фонд, также известный как Нефтяной фонд [4].
Итак, следуя теории, можно ошибочно заключить, что страны, изначально богатые природными ресурсами, обречены на низкие темпы экономического роста. Однако успешная политика некоторых стран, таких как Норвегия, диверсифицирующих доходы от экспорта ресурсов, доказывает, что низкие темпы роста ВВП можно преодолеть. Таким образом, обладание природными ресурсами может послужить как благословением, так и проклятием, в зависимости от качества институтов, волатильности сырьевых рынков, а также степени диверсификации инвестиций в различные сектора экономики.
Литература:
- Frankel, Jeffrey. The Natural Resource Curse: A Survey of Diagnoses and Some Prescriptions. 2012.
- Torvik, Ragnar. “Why Do Some Resource-Abundant Countries Succeed While Others Do Not?” Oxford Review of Economic Policy, vol. 25, no. 2, 2009, pp. 241–256.
- Полтерович В., Попов В., Тонис А. Экономическая политика, качество институтов и механизмы «ресурсного проклятия». М: ИД ГУ ВШЭ 2007.
- Небольсина, Анастасия. “Ресурсное проклятие: можно ли его избежать.” Guru.nes.ru, 16 Feb. 2022
- Cheatham, Amelia, and Diana Roy. “Venezuela: The Rise and Fall of a Petrostate.” Council on Foreign Relations, 10 Mar. 2023
- Mehlum, Halvor, et al. “Institutions and the Resource Curse.” The Economic Journal, vol. 116, no. 508, 2006, pp. 1–20
- Александр Аузан. Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. Litres, 19 May 2022.