Тема пути и жизненной дороги в стихотворениях князя Константина Романова и князя Д. А. Шаховского | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №10 (73) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 29.10.2023

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Комогорова, А. С. Тема пути и жизненной дороги в стихотворениях князя Константина Романова и князя Д. А. Шаховского / А. С. Комогорова, С. В. Гулевская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 10 (73). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/73/3937/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье автор исследует концепцию жизненного пути и дороги в творчестве князя Константина Романова и князя Д. А. Шаховского путем сопоставления стихотворений.

Ключевые слова: поэзия К. Р., поэзия Д. А. Шаховского, жизненный путь, вера, ожидание, надежда, философские мотивы.

Более трех лет я изучаю русскую поэзию конца XIX — первой половины XX века. За это время открыла для себя много интересных произведений отечественных поэтов, чьи имена сегодня забыты. В стихотворениях русских классиков встречаются схожие темы и мотивы. Сопоставление произведений разных авторов помогает, с одной стороны, увидеть традицию, с другой стороны, — показать уникальность стиля каждого из них.

Цель моей работы: проанализировать тексты стихотворений князя Константина Романова и князя Д. А. Шаховского, чтобы выявить общие и различные черты в использовании одинаковых мотивов.

Работа актуальна, так как творчество архиепископа Иоанна Шаховского не исследовано.

Практическая значимость: работа поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе, потому что задания на сопоставление представляют для выпускников особую трудность.

Предмет исследования: схожесть тем и мотивов в стихотворениях К. Р. и Д. А. Шаховского

Объект исследования: тексты Иоанна Шаховского и К. Р.

Методы исследования: сбор и систематизация научного материала, анализ художественного текста, сравнение и сопоставление поэтических текстов разных авторов.

К. Р. — член императорской фамилии, правнук императора Николая I, буквально значит Константин Романов.

Константин Константинович был не только мужественным офицером, но и прекрасным поэтом. Он является автором нескольких поэтических сборников. Главной особенностью его стихов считается то, что они удачно перекладываются на музыкальное звучание.

Рассмотрим произведение «Блаженны мы, когда идем». При этом отметим, что тема пути для русской литературной традиции не является чем-то новым или редким. Дорога сама по себе древнейшая мифологема, отражающая не столько физический, сколько духовный, личностный путь. В финале своего путешествия герой нередко меняется и возвращается к началу пути другим человеком.

Дорога имеет больше значение в произведениях Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения), Н. В. Гоголя («Мертвые души»), А. С. Пушкина («Деревня»). Дорога всегда связана с поиском чего-то, что занимает все думы главного героя.

Стихотворение «Блаженны мы, когда идем» по своему настрою похоже на молитву:

Блаженны мы, когда идем

Отважно, твердою стопою

С неунывающей душою

Тернистым жизненным путем;

(«Блаженны мы, когда идем…» [3, с. 89])

Первые же строки напоминают четвертую строку двадцать второго псалма:

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной;

Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.

В первой строфе нет упоминания Бога, но указано о блаженности идущего, что подразумевает божественную причастность. Как и в псалме, идущий защищен свыше. Твердость духа помогает ему «на тернистом жизненным пути».

Вторая строфа также перекликается с молитвой:

Когда лукавые сомненья

Не подрывают веры в нас,

Когда соблазна горький час

И неизбежные паденья

(«Блаженны мы, когда идем…» [3, с. 89])

На ум приходит «Отче наш»: «…не во веди нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Однако в строфе имеется и более приземлённый смысл, особенно в совокупности со следующим фрагментом:

Нам не преграда на пути,

И мы, восстав, прах отряхая,

К вратам неведомого края

Готовы бодро вновь идти;

(«Блаженны мы, когда идем…» [3, с. 89])

Основная мысль заключается в том, что человек, несмотря на все трудности, которые ждут его на пути, все-таки встает и продолжает двигаться дальше. Однако стихотворение князя лишено какого-либо размышления и написано в утвердительной манере. Лирический герой уже обладает всеми качествами для прохождения сложного пути, и главным качеством является вера.

Когда не только дел и слова,

Но даже мыслей чистоту

Мы возведем на высоту,

Все отрешаясь от земного;

Когда к Создателю, как дым

Кадильный, возносясь душою,

Неутомимою борьбою

Себя самих мы победим.

(«Блаженны мы, когда идем…» [3, с. 89])

Таким образом, жизненный путь в данном стихотворении — это борьба с самим собой на пути к Создателю.

Дмитрий Алексеевич Шаховской (архиепископ Иоанн) — поэт, чье имя сегодня почти забыто, хотя его поэтическую манеру сравнивали с Ф. И. Тютчевым.

Мотив дороги для данного поэта также имеет важное значение, поскольку Шаховской в каком-то смысле потерял родину после Великой Октябрьской революции. Архиепископ Иоанн Шаховской служил сначала в Германии до 1945 года, а потом в США до 1974 года.

Поэтические произведения князя были написаны еще до его рукоположения и издавались под псевдонимом Странник, что фактически отражало физическое и внутренне состояние автора.

Произведение «Ожидание» посвящено жизненному пути как личностному явлению, которое находится под наблюдением высших сил.

Путь человека в данном стихотворении автором приравнивается к постоянному ожиданию, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни:

Все мы в мире идем

Незаметной своей дорогой.

И какой-то мы радости ждем

От людей и от Бога –

Отовсюду хороших вестей

И удобных по всюду путей.

(«Ожидание» [2, с. 3])

Человек в данном поэтическом тексте — это странник, который следует своей дорогой, но при этом находится в постоянном ожидании:

Ждем особых земных часов

Без тревог и забот о хлебе,

Ждем прозрачных своих вечеров

И закатов на новом небе.

Ждем любви неизбывной — во всем, –

Не умеем и жить иначе.

(«Ожидание» [2, с. 3])

Людям свойственно постоянное ожидание, присуща надежда на лучшую жизнь и счастье. В поэтике Шаховского это именно ожидание, не всегда обреченное на реальное воплощение. Оно идет с человеком рука об руку на протяжении его жизненного пути. В финале стихотворения поэт дает ответ на вопрос, когда именно завершится ожидание:

С ожиданьем любовь несем,

Без нее умираем и плачем…

И когда посетит нас Бог

И откроет свою дорогу, –

Все мы знаем, что путь не далек,

И осталось нам ждать не много.

(«Ожидание» [2, с. 3])

Таким образом, лишь с принятием Бога человек вступает на свой истинный путь. Данный мотив характерен и для К. Р., но у князя Константина принятие истинного, божьего пути, подается как непреложный факт, защита от невзгод. Все стихотворение К. Р. пропитано героическим пафосом, в то время как та же идея у Шаховского подается как лирическое размышление, философские размышления о месте человека в мире. Лишь приняв Бога, человек встает на свою дорогу, но и до этого важно нести в себе любовь и стойкость, и тогда Бог откроет человеку путь. К. Р., напротив, видит в лучших качествах человека и в его стойкости на жизненном пути следствие божьей милости.

Отсюда следует, что оба автора отражают концепцию жизненного пути и дороги как череды испытаний, выдержать которые возможно лишь с помощью Бога, однако если эта помощь у К. Р. «обещана» Богом для истинного верующего, то у Шаховского это следствие внутренней любви, что делает ее близкой благодати.

Литература:

  1. Анализ художественного текста. Лирическое произведение: хрестоматия. — М., 2005.
  2. Белое иночество. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Стихи. — М.: ООО «Синтагма», 2017.
  3. К.Р. (Константин Романов) Избранное: Стихотворения, переводы, драма / Сост. и авт. предисл. Е. И. Осетров. — М.: Сов. Россия, 1991.
  4. К. Р. Стихотворения. Второе издание. 1879–1885. — С.-Петербургъ, 1889.
  5. Поэт рода царского: судьба и творчество Константина Романова /А. П. Черников; Министерство образования и науки Российской Федерации, Калуж. Гос. Ун-т им. К. Э. Циолковского. — Калуг: Калуж. Гос. Ун-т им. К. Э. Циолковского, 2011
  6. Прокушев Ю. Колыбель поэзии: Очерк. — М.: Дет. лит., 1982.
  7. Романов К. К. Дневники. Воспоминания. Стихи. Письма. / Вступ. ст., коммент. Э. Матониной. — М.: Искусство, 1998.
  8. Русская поэзия второй половины XIX века. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.
  9. Русские писатели 1800–1917: Биограф. Словарь. / Гл. ред. П. А. Николаев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.
  10. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. — М.: Педагогика, 1984.


Ключевые слова

жизненный путь, вера, ожидание, поэзия К. Р, поэзия Д. А. Шаховского, надежда, философские мотивы

Похожие статьи

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Сравнительный анализ образов Анны Карениной и Константина Левина из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье предпринимается попытка сравнительного анализа главных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Автор приходит к выводу, что две сюжетные линии романа показывают контрастные начала в человеческой природе, которые живут, чувствуют, и люб...

Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда»

В данной работе рассматривается проблема женского видения мира через судьбу героини В. С. Токаревой «Своя правда». Анализируются проблемы, которые затрагивает автор: одиночества, любви, материнства, взаимоотношения родителей и детей, обмана и предате...

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Образ безумца в произведении «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя и Лу Синя

«Образ безумца в произведении «Записки сумасшедшего» включает в себя анализ темы безумия в литературе Николая Васильевича Гоголя и Лу Синя. Обе работы являются важными для изучения человеческой психики, роли общества и государства в становлении лично...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Психологизация пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и лирике А. А. Фета

В статье автор анализирует творческую взаимосвязь Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» и лирики А. А. Фета.

Похожие статьи

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Сравнительный анализ образов Анны Карениной и Константина Левина из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье предпринимается попытка сравнительного анализа главных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Автор приходит к выводу, что две сюжетные линии романа показывают контрастные начала в человеческой природе, которые живут, чувствуют, и люб...

Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда»

В данной работе рассматривается проблема женского видения мира через судьбу героини В. С. Токаревой «Своя правда». Анализируются проблемы, которые затрагивает автор: одиночества, любви, материнства, взаимоотношения родителей и детей, обмана и предате...

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Образ безумца в произведении «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя и Лу Синя

«Образ безумца в произведении «Записки сумасшедшего» включает в себя анализ темы безумия в литературе Николая Васильевича Гоголя и Лу Синя. Обе работы являются важными для изучения человеческой психики, роли общества и государства в становлении лично...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Психологизация пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и лирике А. А. Фета

В статье автор анализирует творческую взаимосвязь Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» и лирики А. А. Фета.

Задать вопрос