В статье приводится обзор теплохода «Георгий Чичерин».
Ключевые слова: речной круиз, теплоход, палуба, осадка судна, безопасность пассажиров, спасательные средства, бак теплохода.
В нашей стране речной туризм все больше набирает популярность среди любителей путешествий. Речные круизы осуществляются на современных комфортабельных теплоходах. На одном из таких теплоходов мне довелось путешествовать по маршруту «Санкт-Петербург — Мандроги — Валаам — Кижи — Петрозаводск — Санкт-Петербург». Это теплоход «Георгий Чичерин» круизной компании «Водоходъ» (рис. 1, 2). Белоснежное судно привлекло мой интерес, и мне хочется рассказать о нем читателям журнала «Юный ученый», а также всем интересующимся речными круизами и речными судами.
Рис. 1. На фото — автор
Рис. 2. Теплоход «Георгий Чичерин» (источник фото: сайт туристического агентства «Домашний отдых»)
Теплоход «Георгий Чичерин» — комфортабельный четырехпалубный круизный теплоход проекта 302, построен в Германии на верфи VEB Elbewerften Boizenburg в городе Бойценбург в 1988 году. Принят в эксплуатацию 30.09.1998 г. Экипаж судна — 114 человек. Судовладелец — ООО «Водоходъ». Судно работает под флагом России, приписано к Нижнему Новгороду.
Класс судна позволяет ему, наряду с реками и озерами, ненадолго выходить в открытое море. Район плавания по регистру допускается при высоте волн до 2,5 метров [1].
Характеристики теплохода [1]:
Теплоход способен принять 298 пассажиров.
Число палуб — 4.
Длина теплохода полная — 129,1 м.
Длина теплохода по ватерлинии — 124,45 м.
Ширина теплохода полная — 16,7 м.
Ширина теплохода по ватерлинии — 16,0 м.
Водоизмещение полное — 3852 тонны.
Осадка судна — 2,94 м.
Теплоход имеет три дизельные силовые установки.
Мощность каждого двигателя — 1000 лошадиных сил.
Скорость достигает 25,5 км/час.
Класс Речного Регистра: М (лёд).
Рис. 3. Средняя палуба. Носовая часть. Бак теплохода (фото автора)
Справочно : Бак корабельный: 1 — носовая часть верхней палубы, идущая от форштевня до фок-мачты или носовой надстройки; 2 — надстройка судна в носовой части, доходящая до форштевня. На палубе бака располагаются якорное и швартовные устройства [2].
Сегодня теплоход обеспечен современным навигационным оборудованием, прошел капитальную модернизацию и соответствует всем требованиям комфорта и безопасности речного судоходства [1].
Важно заметить, что во время речного круиза экипаж теплохода прикладывал максимум усилий для обеспечения безопасности всех пассажиров. На случай аварийных ситуаций теплоход оборудован плотами, шлюпками и спасательными жилетами.
В первый же день нашего круиза капитан провел с пассажирами специальный инструктаж. При проведении инструктажа мы были ознакомлены с приемами применения индивидуальных спасательных средств, местами расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств и планом эвакуации пассажиров, требованиями пожарной безопасности, местами, отведенными на судне для курения, оказываемыми на судне услугами и местами размещения справочной информации. После специального инструктажа была проведена тренировка по надеванию спасательного жилета (рис. 4).
Рис. 4. Тренировка по надеванию спасательного жилета (фото автора)
Справочно : Спасательные средства — это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна или попадания в воду. Они обеспечивают всплытие на поверхность человека, оказавшегося в воде, без приложения с его стороны физических усилий, тем самым спасая ему жизнь [3].
Для комфортного размещения на борту теплохода пассажирам предлагаются каюты различных категорий: 2 каюты «Люкс»; 128 двухместных одноярусных кают; 14 четырехместных двухъярусных кают и 10 одноместных кают. По нашему мнению, экипаж судна создал для нас уютную обстановку, чтобы мы могли отдохнуть за время круиза.
В период нашего круиза теплоход «Георгий Чичерин» вышел под управлением капитана Кистэня Виталия Венедиктовича (рис. 5).
Капитан является единоначальником на судне, поэтому все пассажиры обязаны подчиняться распоряжениям капитана в пределах его полномочий [4].
Рис. 5. Капитан теплохода «Георгий Чичерин» Кистэнь Виталий Венедиктович (источник фото: сайт круизной компании https://vodohod.com)
На капитана возлагается управление судном, в том числе, судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу [5].
В заключение хочется отметить, что судно названо в честь Чичерина Георгия Васильевича (1872–1936) — революционера, советского дипломата, наркома (министра) иностранных дел РСФСР и СССР (1918–1930 гг.) [6].
Изучая источники по теме статьи и обобщая их, мы расширили свои знания об истории, характеристиках, спасательных средствах, баке теплохода «Георгий Чичерин»; уделили внимание полномочиям капитана и личности, в честь которой названо судно.
Информация в статье не является исчерпывающей и будет дополняться.
Литература:
- Теплоход «Георгий Чичерин». [Электронный ресурс]. URL: https://arina-tour.ru (дата обращения: 26.10.2023 г.).
- Морские и кораблестроительные термины и определения. [Электронный ресурс]. URL: https://shipdesign.ru (дата обращения: 26.10.2023 г.).
- Спасательные средства. Инструкция к применению. [Электронный ресурс]. URL: https://senl-gosuslugi.ru (дата обращения: 27.10.2023 г.).
- Правила нахождения пассажиров на борту теплохода. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vodohod-express.ru (дата обращения: 27.10.2023 г.).
- Кодекс внутреннего водного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 28.10.2023 г.).
- Круизный речной теплоход «Георгий Чичерин». [Электронный ресурс]. URL: https://cruiseinform.ru (дата обращения: 28.10.2023 г.).