Слова «бранные» и слова «благодарящие»: их влияние на окружающий мир и здоровье человека | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №11 (74) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.11.2023

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Абдулаева, М. Н. Слова «бранные» и слова «благодарящие»: их влияние на окружающий мир и здоровье человека / М. Н. Абдулаева, А. Х. Серебрякова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 11 (74). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/74/3934/ (дата обращения: 16.11.2024).



Объектом исследования является человеческая речь и особенности её влияния на окружающий мир и состояние человека. Выдвинуто предположение: слова материальны и могут влиять на окружающий мир положительно и отрицательно. На основании материалов исследования создали практические рекомендации «10 золотых правил общения».

Ключевые слова: «бранный». «благодарящий», речь, слова, здоровье.

Цель исследования: формирование у молодёжи сознательного отношения к речевому поведению, ответственности за эмоционально-речевые поступки как гаранта психологического, социального и физического здоровья.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности влияния слов «бранных» и слов «благодарящих» на окружающую действительность и здоровье человека и доказать, какие из них наиболее желательны в человеческом общении.

2. На основе исследования создать продукт: практическую инструкцию в виде рекомендаций по «рациональному использованию» слов в общении.

Гипотеза исследования: слова материальны и могут влиять на окружающий мир и здоровье человека как положительно, так и отрицательно — в зависимости от эмоционального посыла — заряда говорящего.

Сегодня человеческое общение вышло за рамки простого диалога и становится глобальным в условиях цифровизации жизни: Интернет, мобильная связь, социальные сети, особенно остро встаёт вопрос о сохранении речевой культуры. Важна ответственность за речевые поступки, осознанный подход к эмоциональной наполненности слова. Поэтому выбранная нами тема как никогда актуальна.

Введение

Слово — это мощнейшее оружие человека. В русской пословице говорится: «Ветры горы разрушают — слово народы подымает». [2] Сегодня учёные утверждают, что слова материальны, они облекают осязаемую форму. Слово имеет огромную силу эмоционального воздействия. Но, увы, не каждый может владеть этой силой. Восточная мудрость гласит: «Разумный владеет своим языком». В русской народной пословице сказано: «Слово пуще стрелы разит». [2] Словом можно кого-то поддержать, а можно ранить.

Исследовательская часть

I. Семантический анализ слова «бранный»

бра́н - н-ый

Лексическое значение

  1. соотносящийся по значению с существительным брань; нецензурный, ругательный. Бранные слова. Бранное выражение. [3]

Синонимы: ругательный, скверный, сквернословный, упрекающий, плохой, худой

Антонимы: вежливый, литературный [3]

  1. устар. военный, боевой.

Синонимы: военный, боевой

Антонимы: мирный [3]

Этимология (происхождение)

Происходит от существительного брань, далее от праслав. *bornъ, производн. от основы гл. *borti (см. бороться) — оборона, оборонный, обороняться, бороться. [3]

  • устар. бой, битва, сеча, сражение; война. Сражение было весьма кровопролитное. Тут ещё началась брань кровопролитнее первой. М. Д. Чулков, «Пересмешник, или Славенские сказки» . [4]

II. Семантический анализ слова «благодарящий»

благо-дар-ящ-ий

Лексическое значение

  1. дарящий благодарность, то есть чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание или услугу [5]

Синонимы: благословляющий, благословящий, словословящий

Антонимы: оскорбляющий

Родственные слова

Прилагательные: благодушный, благотворный, благотворительный, благожелательный, благонамеренный, благой, благостный, блаженный. [5

Этимология (происхождение) Из русск. благо + дарить, дар; предположительно, калька др.-греч. εὐχαριστέω «благодарить, быть благодарным», εὐχάριστος «благодарный»; из εὐ «благо, хорошее» + χαρίζομαι «делать приятное, дарить». [5]

  1. Выводы:

Бранные слова человек употребляет для обороны, защиты, в словесном сражении. Мы, сами того не подозревая, участвуя в невидимых словесных сражениях, наносим друг другу невидимые «раны» бранными, вкладывая в них негативный, недоброжелательный эмоциональный посыл.

Слово — не стрела, а пуще стрелы разит

Слово — не обух, а от него люди гибнут

Бранное слово большую обиду творит

От одного слова — да навек ссора

От слова спасенье, и от слова погибель

2. Семантический анализ слова «благодарящий», а также подбор родственных слов благодушный , благотворный , благотворительный , благожелательный , благонамеренный , благой , благостный , блаженный показывает: благодарные, добрые слова человек употребляет для высказывания одобрения, помощи, поддержки. [5]

Мы, сами того не подозревая, участвуем в невидимых глазу словесных действиях, лечим душевные «раны» друг друга, вселяем силы и уверенность, дарим позитивные эмоции, используя в речи добрые, благодарные слова, вкладывая в них положительный, доброжелательный эмоциональный посыл.

Доброе слово сказать — посошок в руки дать.

Доброе слово лечит, а злое — калечит.

Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

На добрый привет добрый и ответ.

Доброе слово и гнев побеждает. [2]

  1. Научные факты

«Мы все родом из слов, которые записаны в наших хромосомах. И любое слово может влиять на наши хромосомы, т. е. гены» утверждает и доказал экспериментальным путём учёный, академик Института Управления Российской Академии молекулярной биологии, основатель волновой генетики, Пётр Петрович Гаряев, [6] Много лет П.Гаряевым проводился эксперимент: он «облучал» «бранными» словами семена растения арабидопсис. Почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродцами. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слов, они произносились то громко, то шёпотом. Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным излучением в 10 тысяч рентген. Аппарат зафиксировал, как перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК постепенно вставали на свои места и срастались. Убитые семена ожили под силой благословенного слова [7]. В результате исследований П. Гаряев пришёл к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь. Учёный утверждает: «Слово — это ген, слово обладает свойствами гена порождать. Идея возникает, затем она материализуется в слове, а потом воплощается в жизнь. Воплощаясь, слово превращается в искусственный мир, т. е. тот мир, который мы создаём

  1. Выводы по экспериментальной части

Анализ экспериментальной части исследования: результатов анкетирования учащихся по анкете-опроснику показал:

1. От 83 до 92 % школьников очень нравится, когда мама, учитель или другие (родственники, знакомые) с утра говорят доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня (1–3 вопросы)

  1. 70 % школьников совершенно не нравится, когда мама или другие (родственники, знакомые) говорят недоброжелательные слова, называют недобрыми ( бранными , грубыми, ругательными) словами. 24 % школьников это не нравится, но они терпят ; 6 % школьников нравится, но не очень . Нет таких учащихся, которым бы очень нравилось , когда их называют грубыми, бранными словами (4 вопрос).
  2. 60 % учащихся испытывают радость, когда мама, учитель или другие (родственники, знакомые) хвалят их, говорят добрые, «благодарящие», доброжелательные слова, называют их ласковыми словами; 20 % учащихся ощущают счастье; 17 % учащихся становятся спокойными и уверенными в себе; 3 % учеников всё равно (5 вопрос ).
  3. 60 % учащихся испытывают горе, когда мама или другие (родственники, знакомые) бранят их, говорят бранные , недоброжелательные слова, называют грубыми словами; 20 % учащихся ощущают несчастье; 17 % учащихся становятся тревожными и неуверенными в себе; 3 % учеников всё равно (6 вопрос).
  4. Учащимся нравятся больше остальных следующиеслова: радость, доченька/сыночек, люблю, мама, папа, семья, солнышко, доброе утро, ягодка, жаным, красавица (7 вопрос)
  5. Учащимся не нравятся больше остальных следующиеслова: война, смерть, плохой, стыд, дурак, лень, глупый, наркотики (8 вопрос).

Анализ результатов экспертного опроса учителей по анкете-опроснику показал:

1. 67 % учителей с утра или в начале урока говорят ученикам, детям в семье доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня и отличного настроения; 23 % делают это очень часто ; 8 % иногда ; 2 % практически всегда (1 вопрос).

2. 53 % учителей часто используют для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье доброжелательные слова, одобрительные смайлики или иные способы; 35 % очень часто ; 7 % иногда; 5 % практически всегда (2 вопрос).

3. Для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье учителя используют такие одобряющие, доброжелательные слова: хорошо, отлично, супер, умница, ты молодец, здорово, очень хорошо, всё получится(анализ 3 вопроса).

4. 80 % учителей иногда используют для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье порицающие, отрицательные оценочные слова; 10 % часто ; 8 % очень час то; 2 % практически всегда (4 вопрос).

5. Учителям нравятся больше остальных следующиеслова: уважение, сострадание, эволюция, прогресс, оптимизм, радость, всё будет хорошо (6 вопрос).

6. Учителям не нравятся больше остальных следующиеслова: война, ненависть, тьма, враг, злость, ясно, потом, быстрее (7 вопрос).

Данный анализ показывает:

83 до 92 % школьникам очень нравится, когда мама, учитель или другие говорят доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня. Но только 67 % учителей часто с утра или в начале урока говорят ученикам доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня, и только 53 % учителей часто используют для оценивания работы и поведения учеников доброжелательные слова.

Таким образом, исходя из процентного соотношения, 92 % к 67 и 53 % , рекомендуем учителям нашей школы чаще использовать в речи «благодарящие», доброжелательные, поощрительные слова, похвалу как стимул к хорошей учёбе учащихся.

Продукт исследования: практические рекомендации «10 золотых правил общения»

Полученные материалы могут быть использованы на уроках психологии, на психологических тренингах, уроках русского языка и литературы, уроках самопознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях.

  1. Прежде чем сказать, подумайте. Прогнозируйте результаты своей речи.
  2. Помните: молчание — золото. Говоря много и бесцельно, Вы впустую растрачиваете время и силы собеседника и свои.
  3. Не уходите от конфликта — старайтесь разрешить его наиболее экологичным способом, исходя из единства с оппонентом — принцип Р.Киплинга: «Мы с тобой одной крови, ты и я …».
  4. В общении всегда осознанно используйте доброжелательные, «благодарящие» слова. Они помогут Вам установить тёплый эмоциональный контакт и расположить к себе собеседника.
  5. Помните — слова материальны. Слова «благодарящие» положительно влияют на здоровье и самочувствие как собеседника, так и говорящего. Позволяйте себе говорить и принимать похвалу, комплименты, одобрение, «благо дарящие» и ласковые слова.
  1. Не употребляйте в речи слов «бранных». Они устанавливают эмоциональные барьеры в общении.
  2. Помните — слова материальны. «Бранные» слова отрицательно влияют на здоровье и самочувствие как собеседника, так и говорящего. Не позволяйте себе говорить и принимать «бранные», злые, оскорбительные слова. Умейте вовремя сказать нет.
  3. Относитесь к общению осознанно и конструктивно. Всегда помните об эмоциональной стороне общения. Учитесь задавать положительный тон в общении, а при необходимости устанавливать границы.
  4. В общении всегда сохраняйте достоинство: учитывайте интересы собеседника, но не забывайте о защите своих интересов, умейте защищать свои границы.

Литература:

1. Лазарев С. Н. Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2 — СПб., 2009.

2. М. А. Рыбникова. Русские пословицы и поговорки. Издательство Академии наук СССР. Москва, 1961.

3. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов; под общ. Ред. Л. И. Скворцова — 28-е изд., перераб.-Москва: Мир и образование: ОНИКС, 2012.

4. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова: М: Русские словари, 1995.

5. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д. Н. Ушакова.- М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл».; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940. (4 т.)

6. Серебрякова, А. Научный проект в секции "Языкознание" на тему "Слова "БРАННЫЕ" и слова "БЛАГОДАРНЫЕ": их влияние на окружающий мир и здоровье человека". / А. Серебрякова. — Текст : электронный // Знанио : [сайт]. — URL: https://znanio.ru/media/nauchnyj-proekt-v-sektsii-yazykoznanie-na-temu-slova-brannye-i-slova-blagodarnye-ih-vliyanie-na-okruzhayuschij-mir-i-zdorove-cheloveka-2610772 (дата обращения: 23.10.2023).

7. www.merovedenie.ru/ (org)

8. www.relgros.su/



Ключевые слова

здоровье, речь, слова, «бранный». «благодарящий»

Похожие статьи

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Влияние эго-состояний на качество успеваемости старшеклассников

В статье авторы выясняют, что эго-состояния влияют на мотивацию к учебной деятельности и успеваемость. Особенности эго-состояний широко описаны в трудах известного американского психотерапевта и теоретика психоаналитического направления — Э. Берна. П...

Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений

В статье авторы пытаются изучить влияние межличностного отношения на эмоциональное состояние личности. Объектом данного исследования являются эмоциональные состояния, а предметом — эмоциональные состояния при межличностном общении. Целью данного иссл...

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах В. Винниченко

В статье анализируются взгляды В. Винниченко относительно проблемы многогранности любви и ее положительного влияния на внутренний мир человека и его отношение к жизни.

Сюжетообразующая функция каузального эмоциогенного элемента (на примере рассказа С.Кинга «Ужас распространяется на север»)

Лингвистика все больше внимания уделяет изучению проблем эмотиологии. Любой художественный текст облигаторно воспроизводит эмоциональную жизнь людей. Страх входит в список фундаментальных и доминантных эмоций человека. Нашей целью является определени...

Методики информационного воздействия на человека, в том числе в Интернете

В статье представлены методики информационного воздействия на человека, в том числе с помощью информационных технологий Интернета. Исследованы четыре метода и одиннадцать психологических, информационных, аналитических технологий, которые позволяют вл...

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...

Похожие статьи

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Влияние эго-состояний на качество успеваемости старшеклассников

В статье авторы выясняют, что эго-состояния влияют на мотивацию к учебной деятельности и успеваемость. Особенности эго-состояний широко описаны в трудах известного американского психотерапевта и теоретика психоаналитического направления — Э. Берна. П...

Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений

В статье авторы пытаются изучить влияние межличностного отношения на эмоциональное состояние личности. Объектом данного исследования являются эмоциональные состояния, а предметом — эмоциональные состояния при межличностном общении. Целью данного иссл...

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах В. Винниченко

В статье анализируются взгляды В. Винниченко относительно проблемы многогранности любви и ее положительного влияния на внутренний мир человека и его отношение к жизни.

Сюжетообразующая функция каузального эмоциогенного элемента (на примере рассказа С.Кинга «Ужас распространяется на север»)

Лингвистика все больше внимания уделяет изучению проблем эмотиологии. Любой художественный текст облигаторно воспроизводит эмоциональную жизнь людей. Страх входит в список фундаментальных и доминантных эмоций человека. Нашей целью является определени...

Методики информационного воздействия на человека, в том числе в Интернете

В статье представлены методики информационного воздействия на человека, в том числе с помощью информационных технологий Интернета. Исследованы четыре метода и одиннадцать психологических, информационных, аналитических технологий, которые позволяют вл...

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...

Задать вопрос