Объектом исследования является человеческая речь и особенности её влияния на окружающий мир и состояние человека. Выдвинуто предположение: слова материальны и могут влиять на окружающий мир положительно и отрицательно. На основании материалов исследования создали практические рекомендации «10 золотых правил общения».
Ключевые слова: «бранный». «благодарящий», речь, слова, здоровье.
Цель исследования: формирование у молодёжи сознательного отношения к речевому поведению, ответственности за эмоционально-речевые поступки как гаранта психологического, социального и физического здоровья.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности влияния слов «бранных» и слов «благодарящих» на окружающую действительность и здоровье человека и доказать, какие из них наиболее желательны в человеческом общении.
2. На основе исследования создать продукт: практическую инструкцию в виде рекомендаций по «рациональному использованию» слов в общении.
Гипотеза исследования: слова материальны и могут влиять на окружающий мир и здоровье человека как положительно, так и отрицательно — в зависимости от эмоционального посыла — заряда говорящего.
Сегодня человеческое общение вышло за рамки простого диалога и становится глобальным в условиях цифровизации жизни: Интернет, мобильная связь, социальные сети, особенно остро встаёт вопрос о сохранении речевой культуры. Важна ответственность за речевые поступки, осознанный подход к эмоциональной наполненности слова. Поэтому выбранная нами тема как никогда актуальна.
Введение
Слово — это мощнейшее оружие человека. В русской пословице говорится: «Ветры горы разрушают — слово народы подымает». [2] Сегодня учёные утверждают, что слова материальны, они облекают осязаемую форму. Слово имеет огромную силу эмоционального воздействия. Но, увы, не каждый может владеть этой силой. Восточная мудрость гласит: «Разумный владеет своим языком». В русской народной пословице сказано: «Слово пуще стрелы разит». [2] Словом можно кого-то поддержать, а можно ранить.
Исследовательская часть
I. Семантический анализ слова «бранный»
бра́н - н-ый
Лексическое значение
- соотносящийся по значению с существительным брань; нецензурный, ругательный. Бранные слова. Бранное выражение. [3]
Синонимы: ругательный, скверный, сквернословный, упрекающий, плохой, худой
Антонимы: вежливый, литературный [3]
- устар. военный, боевой.
Синонимы: военный, боевой
Антонимы: мирный [3]
Этимология (происхождение)
Происходит от существительного брань, далее от праслав. *bornъ, производн. от основы гл. *borti (см. бороться) — оборона, оборонный, обороняться, бороться. [3]
- устар. бой, битва, сеча, сражение; война. Сражение было весьма кровопролитное. Тут ещё началась брань кровопролитнее первой. М. Д. Чулков, «Пересмешник, или Славенские сказки» . [4]
II. Семантический анализ слова «благодарящий»
благо-дар-ящ-ий
Лексическое значение
- дарящий благодарность, то есть чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание или услугу [5]
Синонимы: благословляющий, благословящий, словословящий
Антонимы: оскорбляющий
Родственные слова
Прилагательные: благодушный, благотворный, благотворительный, благожелательный, благонамеренный, благой, благостный, блаженный. [5
Этимология (происхождение) Из русск. благо + дарить, дар; предположительно, калька др.-греч. εὐχαριστέω «благодарить, быть благодарным», εὐχάριστος «благодарный»; из εὐ «благо, хорошее» + χαρίζομαι «делать приятное, дарить». [5]
- Выводы:
Бранные слова человек употребляет для обороны, защиты, в словесном сражении. Мы, сами того не подозревая, участвуя в невидимых словесных сражениях, наносим друг другу невидимые «раны» бранными, вкладывая в них негативный, недоброжелательный эмоциональный посыл.
Слово — не стрела, а пуще стрелы разит
Слово — не обух, а от него люди гибнут
Бранное слово большую обиду творит
От одного слова — да навек ссора
От слова спасенье, и от слова погибель
2. Семантический анализ слова «благодарящий», а также подбор родственных слов благодушный , благотворный , благотворительный , благожелательный , благонамеренный , благой , благостный , блаженный показывает: благодарные, добрые слова человек употребляет для высказывания одобрения, помощи, поддержки. [5]
Мы, сами того не подозревая, участвуем в невидимых глазу словесных действиях, лечим душевные «раны» друг друга, вселяем силы и уверенность, дарим позитивные эмоции, используя в речи добрые, благодарные слова, вкладывая в них положительный, доброжелательный эмоциональный посыл.
Доброе слово сказать — посошок в руки дать.
Доброе слово лечит, а злое — калечит.
Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
На добрый привет добрый и ответ.
Доброе слово и гнев побеждает. [2]
- Научные факты
«Мы все родом из слов, которые записаны в наших хромосомах. И любое слово может влиять на наши хромосомы, т. е. гены» — утверждает и доказал экспериментальным путём учёный, академик Института Управления Российской Академии молекулярной биологии, основатель волновой генетики, Пётр Петрович Гаряев, [6] Много лет П.Гаряевым проводился эксперимент: он «облучал» «бранными» словами семена растения арабидопсис. Почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродцами. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слов, они произносились то громко, то шёпотом. Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным излучением в 10 тысяч рентген. Аппарат зафиксировал, как перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК постепенно вставали на свои места и срастались. Убитые семена ожили под силой благословенного слова [7]. В результате исследований П. Гаряев пришёл к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь. Учёный утверждает: «Слово — это ген, слово обладает свойствами гена порождать. Идея возникает, затем она материализуется в слове, а потом воплощается в жизнь. Воплощаясь, слово превращается в искусственный мир, т. е. тот мир, который мы создаём
- Выводы по экспериментальной части
Анализ экспериментальной части исследования: результатов анкетирования учащихся по анкете-опроснику показал:
1. От 83 до 92 % школьников очень нравится, когда мама, учитель или другие (родственники, знакомые) с утра говорят доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня (1–3 вопросы)
- 70 % школьников совершенно не нравится, когда мама или другие (родственники, знакомые) говорят недоброжелательные слова, называют недобрыми ( бранными , грубыми, ругательными) словами. 24 % школьников это не нравится, но они терпят ; 6 % школьников нравится, но не очень . Нет таких учащихся, которым бы очень нравилось , когда их называют грубыми, бранными словами (4 вопрос).
- 60 % учащихся испытывают радость, когда мама, учитель или другие (родственники, знакомые) хвалят их, говорят добрые, «благодарящие», доброжелательные слова, называют их ласковыми словами; 20 % учащихся ощущают счастье; 17 % учащихся становятся спокойными и уверенными в себе; 3 % учеников всё равно (5 вопрос ).
- 60 % учащихся испытывают горе, когда мама или другие (родственники, знакомые) бранят их, говорят бранные , недоброжелательные слова, называют грубыми словами; 20 % учащихся ощущают несчастье; 17 % учащихся становятся тревожными и неуверенными в себе; 3 % учеников всё равно (6 вопрос).
- Учащимся нравятся больше остальных следующиеслова: радость, доченька/сыночек, люблю, мама, папа, семья, солнышко, доброе утро, ягодка, жаным, красавица (7 вопрос)
- Учащимся не нравятся больше остальных следующиеслова: война, смерть, плохой, стыд, дурак, лень, глупый, наркотики (8 вопрос).
Анализ результатов экспертного опроса учителей по анкете-опроснику показал:
1. 67 % учителей с утра или в начале урока говорят ученикам, детям в семье доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня и отличного настроения; 23 % делают это очень часто ; 8 % иногда ; 2 % практически всегда (1 вопрос).
2. 53 % учителей часто используют для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье доброжелательные слова, одобрительные смайлики или иные способы; 35 % очень часто ; 7 % иногда; 5 % практически всегда (2 вопрос).
3. Для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье учителя используют такие одобряющие, доброжелательные слова: хорошо, отлично, супер, умница, ты молодец, здорово, очень хорошо, всё получится(анализ 3 вопроса).
4. 80 % учителей иногда используют для оценивания работы и поведения учеников, детей в семье порицающие, отрицательные оценочные слова; 10 % часто ; 8 % очень час то; 2 % практически всегда (4 вопрос).
5. Учителям нравятся больше остальных следующиеслова: уважение, сострадание, эволюция, прогресс, оптимизм, радость, всё будет хорошо (6 вопрос).
6. Учителям не нравятся больше остальных следующиеслова: война, ненависть, тьма, враг, злость, ясно, потом, быстрее (7 вопрос).
Данный анализ показывает:
83 до 92 % школьникам очень нравится, когда мама, учитель или другие говорят доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня. Но только 67 % учителей часто с утра или в начале урока говорят ученикам доброжелательные слова, напутствуют добрыми пожеланиями хорошего дня, и только 53 % учителей часто используют для оценивания работы и поведения учеников доброжелательные слова.
Таким образом, исходя из процентного соотношения, 92 % к 67 и 53 % , рекомендуем учителям нашей школы чаще использовать в речи «благодарящие», доброжелательные, поощрительные слова, похвалу как стимул к хорошей учёбе учащихся.
Продукт исследования: практические рекомендации «10 золотых правил общения»
Полученные материалы могут быть использованы на уроках психологии, на психологических тренингах, уроках русского языка и литературы, уроках самопознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях.
- Прежде чем сказать, подумайте. Прогнозируйте результаты своей речи.
- Помните: молчание — золото. Говоря много и бесцельно, Вы впустую растрачиваете время и силы собеседника и свои.
- Не уходите от конфликта — старайтесь разрешить его наиболее экологичным способом, исходя из единства с оппонентом — принцип Р.Киплинга: «Мы с тобой одной крови, ты и я …».
- В общении всегда осознанно используйте доброжелательные, «благодарящие» слова. Они помогут Вам установить тёплый эмоциональный контакт и расположить к себе собеседника.
- Помните — слова материальны. Слова «благодарящие» положительно влияют на здоровье и самочувствие как собеседника, так и говорящего. Позволяйте себе говорить и принимать похвалу, комплименты, одобрение, «благо дарящие» и ласковые слова.
- Не употребляйте в речи слов «бранных». Они устанавливают эмоциональные барьеры в общении.
- Помните — слова материальны. «Бранные» слова отрицательно влияют на здоровье и самочувствие как собеседника, так и говорящего. Не позволяйте себе говорить и принимать «бранные», злые, оскорбительные слова. Умейте вовремя сказать нет.
- Относитесь к общению осознанно и конструктивно. Всегда помните об эмоциональной стороне общения. Учитесь задавать положительный тон в общении, а при необходимости устанавливать границы.
- В общении всегда сохраняйте достоинство: учитывайте интересы собеседника, но не забывайте о защите своих интересов, умейте защищать свои границы.
Литература:
1. Лазарев С. Н. Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2 — СПб., 2009.
2. М. А. Рыбникова. Русские пословицы и поговорки. Издательство Академии наук СССР. Москва, 1961.
3. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов; под общ. Ред. Л. И. Скворцова — 28-е изд., перераб.-Москва: Мир и образование: ОНИКС, 2012.
4. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова: М: Русские словари, 1995.
5. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д. Н. Ушакова.- М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл».; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940. (4 т.)
6. Серебрякова, А. Научный проект в секции "Языкознание" на тему "Слова "БРАННЫЕ" и слова "БЛАГОДАРНЫЕ": их влияние на окружающий мир и здоровье человека". / А. Серебрякова. — Текст : электронный // Знанио : [сайт]. — URL: https://znanio.ru/media/nauchnyj-proekt-v-sektsii-yazykoznanie-na-temu-slova-brannye-i-slova-blagodarnye-ih-vliyanie-na-okruzhayuschij-mir-i-zdorove-cheloveka-2610772 (дата обращения: 23.10.2023).
7. www.merovedenie.ru/ (org)
8. www.relgros.su/