Герои магического реализма в литературе и кино | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №11 (74) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 03.11.2023

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Килин, И. И. Герои магического реализма в литературе и кино / И. И. Килин, А. А. Санников. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 11 (74). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/74/3949/ (дата обращения: 19.12.2024).



Франц Роо впервые использует термин «магический реализм» для определения художественных приемов: искусство «стремится уйти от подражания реальным формам жизни, выразить скрытые связи между объектами и обыденным, которому до этого отказывали в какой-либо художественной значимости». Магический элемент представляет неотъемлемую часть картины мира, то есть нечто, чему мы не ищем объяснения.

Что же такое магический реализм? Магический реализм — это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира . Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям. В мире искусства существует множество способов изображения пути поиска собственного смысла и самоопределения. В одном из самых уникальных жанров — магическом реализме — герои часто встречаются с невероятными явлениями, которые помогают им обнаружить свою внутреннюю сущность и найти свое место в мире.

Один из примеров героя, находящего себя с помощью магического реализма, можно найти в фильме режиссера Уэса Андерсона «Водная жизнь». Главный герой, Стив Зиссу, отчаянно пытается найти свое место в жизни и восстановить смысл своего существования. Его жизнь кажется затоптанной и лишенной смысла. Однако, при помощи магических событий, включающих поиск подводного пловца и знакомство с необычными людьми, он открывает в себе таланты и способности, которых даже не подозревал. Это помогает ему наладить отношения с окружающими и найти новое направление в жизни. К тому времени, когда персонажи Уэса Андерсона достигают преклонного возраста, у них начинается период саморефлексии. Вся мелочность и монотонность существования больше не имеют значения точно так же, как когда они были детьми. Персонажи понимают, что жизнь нужна, чтобы извлечь из неё максимум пользы, чтобы быть собой [1. С.105].

Для Андерсона характерно использование разных ярких цветов, таких как красный, желтый, синий. Преимущественно он выбирает теплую цветовую гамму, как, например, в качестве акцентного цвета в «Водная жизнь Стива Зиссу» — красные шапочки команды Стива Зиссу.

Стиль и волны в фильме

Насыщенность в цвете — одна из характерных особенностей автора — «выкручивать» цвета на полную. Яркие, сочные цвета не только сильнее воздействуют на зрителя, но и призваны создать сказочную, самобытную атмосферу, как бы отделяя кино от реальности. В этом просматривается психологический прием — травмированные, раздавленные внутри персонажи часто оказываются в окружении нереалистично ярких, жизнерадостных и оптимистичных оттенков [3]. Пестрота и насыщение цветами гармонизируется через светлое пространство вокруг. Яркие цветовые контрасты становятся постоянным элементом фильма, а тоновые контрасты минимизируются. Они, конечно, возникают в моменты максимального напряжения или для формирования ощущения определенного освещения, но светлота цветов распределяется на нюансах. Это сохраняет за цветовым тоном основную роль, а также делает изображение более «плоским», самобытным, отделяя волшебный мир истории от реальной жизни, что и создает атмосферу магического реализма.

Другим примером такого пути к самопознанию является роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении, главный герой, Мастер, погружается в мир постреволюционной Москвы, где встречается с дьяволом и его свитой. Через это путешествие Мастер встречает свою утраченную веру в искусство и любовь, и находит свое истинное предназначение.

Михаил Булгаков никогда не преподносил «Мастер и Маргарита» как произведение в жанре магического реализма, но характерные особенности нельзя не отметить: отсылки к фольклору, мифам и литературному наследию, библейским сюжетам.

В 2009 году выходит книга «Дом, в котором».. Мариам Петросян с указанием жанра «магический реализм». Данный роман стал первым популярным произведением в истории русской литературы, он не только демонстрировал черты магического реализма, но и четко был определен автором, как часть направления. Мотивы «Дом, в котором.».. имеют отличия от магического реализма ХХ века, нет библейской тематики и фольклорных элементов. Однако представлены «три» реальности: Изнанка (магический мир), Наружность (реальный мир) и Дом (приют для детей-инвалидов, внутри которого разворачиваются действия). «На окраине между двумя мирами стоит Дом». Действия пересекают параллели трех «миров», которые тесно связаны феноменом магического реализма. Субъективность времени затрагивается практически в каждом упоминании Изнанки, сам Дом предстаёт перед читателем живым существом, которое может выбирать, решать и отвергать.

Персонажи, контролирующие свои перемещения, названы Ходоками. Те, кого Дом выбрасывает в случайные временные промежутки, названы Прыгунами. Обратная сторона для некоторых персонажей является ярким магическим сном, но столкновение с реальным разочаровывает:

«Дом не защитил его, как защитил бы меня, потому что я был его частью, а Лось — нет. Дом не отвечает за тех, кого не пускает в себя. Он не отвечает даже за тех, кого впустил. Если они заблудились, не вовремя испугались или не испугались вовремя, а особенно за тех, кто думает, что видит сны, в которых можно умереть, а потом проснуться. За таких, как ты. Считающих его Ночную Сторону сказкой. Она вся усеяна их костями и черепами, их истлевшей одеждой. Каждый сновидец считает, что это место принадлежит ему одному. Что он сам его создал, что ничего плохого с ним здесь не случится. Чаще всего случается именно с ними. И они просто однажды не просыпаются» . [4. С.791]

Магическая игра Слепого на музыкальном инструменте превращает обычного паука в мифическую демоническую Арахну. Ее паутина постепенно захватывает пространство комнаты, материализуя музыку. Герой не удивляется чудесному явлению, книга существует по своим законам, а магические создания представляют частью реальности.

Мариам Петросян предлагает красочные метафоры, рассказывающие о другом восприятии реальности:

«Слушая улыбающиеся голоса, он наконец понял. Улыбка — это свет» [4. С.142], «… смех сверкает под волосами Слепого» [4. С.617]

«Проносится по коридорам холодным ветром» [4. С.562]

«Память Слепого пахла, звенела и шуршала» [4. С. 57].

Персонаж Слепой выражает магические искры, явную лесную и звериную сущность. Отсутствие зрения заставляет героя стараться еще сильнее, чтобы соответствовать своему статусу вожака стаи и всего Дома.

Особенность романа «Дом, в котором» состоит в необычном своеобразии образов персонажей, сочетающие в себе черты обыкновенных подростков и магических черт, это переплетение и формирует психологическую характеристику каждого. Магический реализм прочно вплетается в картину восприятия, потому читатель уже с первых страниц воспринимает необыкновенные явления как данность в уникальном мире Мариам Петросян.

В 2012 году Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин под общим псевдонимом Макс Фрай выпустили сборник рассказов «Сказки старого Вильнюса», который также можно отнести к магическому реализму. Правда, в них много фантастических черт, в отдельных моментах рассказы теряют «вуаль» реальности, превращая сюжет в фантастическую форму. Рассказы погружают читателя в альтернативную реальность, где происходят невозможные вещи. Герои постепенно приходят к пониманию своих невероятных способностей и начинают влиять на окружающий мир. Герои используют магию для открытия в себе внутреннего потенциала и осознания своей уникальности и своих возможностей.

Наряду с живыми божественными сущностями в повествовании присутствуют оживающие явления природы, например, ветер. Пока герои рисуют, ветер отдыхает, чтобы затем он мог вновь приняться за свою работу. Ветер — это приятель. Пример волшебных артефактов могут служить «туфельки для сна» от маленькой старушки, чтобы оставлять следы в сновидениях [5. т. 1, улица Ашмянос. На сдачу].

Сказочные часы, возвращающие владельцу молодость:

«Нелепо объяснять, почему так вышло: видишь ли, любовь моя, в один прекрасный день я зашла в волшебную лавку на бульваре Вокечю и сдуру купила там очень недорогие, но чрезвычайно чудесные часы, возвращающие своим владельцам молодость» [5. т. 1, улица Вокечю. До луны и обратно].

В итоге, герои, находящие себя с помощью магического реализма, обретают уверенность в себе и находят свое место в мире. Хотя на первый взгляд все может казаться необоснованным и нереальным, именно волшебство помогает героям раскрыть свой потенциал и преодолеть собственные сомнения и ограничения.

Важно отметить, что в произведениях с магическим реализмом фактические ошибки практически отсутствуют. Авторы внимательно прорабатывают детали и логику сюжета, чтобы создать атмосферу, в которой герои находят себя и осознают свою уникальность.

Таким образом, герой, находящий себя средствами магического реализма, позволяет нам увидеть, что нами движет гораздо больше, чем простые и повседневные вещи. Эти герои открывают для нас новые возможности и напоминают, что мы все обладаем внутренней магией, которая помогает нам преодолеть личные преграды и обрести путь к себе.

Общие черты магического реализма:

1) включение сверхъестественного элемента в реалистичное повествование сюжетной линии произведения. Произведения магического реализма, прежде всего, имеют «второе дно»;

2) наличие двух взаимопроникающих миров — реального и ирреального (магического, фантастического) в произведении;

3) включение фольклорных мотивов, мифологии, древних верований, определенной этнической общности;

4) ощущение присутствия магического мира, которого добиваются с помощью реалистичного преподношения фантастических событий;

5) стремление к мифологическому мышлению на уровне характера особенности подачи;

6) субъективность временных и пространственных границ;

7) мифологема определенной социальной группы/фрагмента общества, как единого живого организма;

8) все вышеперечисленные черты поданы художественно целостно, гармонично [2].

Магический реализм нельзя назвать литературным течением, скорее, это художественный метод. В нем переплетены различные жанры и формы, предшествующий опыт воплощается в новой реальности с вкраплениями чудесного, что позволяет еще более подробно переосмыслить бытие и собственную личность.

Литература:

  1. Моисеева М. В., Мазина Д. Л. Особенности персонажей в фильмах Уэса Андерсона/ В сборнике: Культура и искусство: традиции и современность. материалы Х Международной научно-практической конференции. − Чебоксары, 2022. С. 105–107.
  2. Маслова Е. Г. Магический реализм как парадигма культурно-художественного сознания современного общества / Е. Г. Маслова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2002. − № 10. — С. 254–269.
  3. Объясняя стиль Уэса Андерсона: Полный гид по визуальному стилю // BLICKK. − URL: https://blickk.com/wes-anderson-style (дата обращения 28.10.23)
  4. Петросян М. Дом, в котором.... − М.: Livebook, 2017.
  5. Фрай, М. Сказки старого Вильнюса в 7 томах/ М. Фрай. − СПб, 2012.


Задать вопрос