Понятие «культура» является междисциплинарным и представляет научный интерес у:
— философов и культурологов (А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, К. Ясперс и др.),
— психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн и др.),
— педагогов (В. И. Андреев, И. Ф. Исаев, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров и др.), что подчёркивает его фундаментальный и междисциплинарный характер.
В исследовании Н. З. Чавчавадзе и других авторов понятие культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, включая в себя в обобщённой форме всё многообразие деятельности человека. Они акцентируют внимание, прежде всего, на творческий, познавательный и личностный аспекты культуры, рассматривая её как меру окультуривания общества и человека.
Изучению культуры как феномена уделяется большое внимание в отечественной психологии (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, А. П. Валицкая, Л. С. Выготский, и др.). В работах психологов затрагиваются вопросы культурно-исторической детерминации психики человека, а также анализируются особенности психики человека, которые проявляются в конкретных культурных феноменах и процессах культуры. Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития высших психических функций, считает личность продуктом социального бытия человека, специфически человеческие способности человека, заложенные в генотипе, проявляются только в результате культурного развития.
Понятие «правовая культура», равно как и понятие «нравственно-правовая культура» (Т. С. Дьячкова, М. В. Павлова, Т. Б. Юртаева и др.) являются достаточно разработанными в современной науке.
Правовая культура является сложным явлением, и, выражаясь словами П. А. Шашина, представляет собой многокомпонентную систему, основу которой составляет общая культура человечества, в состав которой входит право. Для нашего исследования заслуживает внимания точка зрения Н. Ю. Майданкиной, которая утверждает, что решение проблемы формирования правовой культуры у молодых людей возможно только при интеграции достижений в различных науках: философии, культурологии, социологии, права, педагогики и психологии. При этом автор понимает правовую культуру как многоуровневое интегральное личностное образование, затрагивающее различные сферы (рациональную, эмоционально-чувственную, волевую) и проявляющиеся в деятельности человека, в правомерном поведении.
В качестве показателей сформированности правовой культуры личности, Г. А. Головченко называет: правовое образование; систему ценностей; правовых установок, обеспечивающих готовность действовать в социальном пространстве с соблюдением правовых норм и принципов.
Для нашей работы представляет интерес определение правовой культуры Н. В. Корчагина — это «интегративное, целостное личностное образование, отражающее уровень освоения и качество выполнения правовой социальной роли». В содержании правовой роли автором зафиксированы: правовые знания и умения; способность использовать правовые средства и правовые аргументы при решении задач; умения анализировать и контролировать свои действия и поведение; ценностное и уважительное отношение к закону; личностные особенности, обеспечивающие законопослушное поведение (сознательность, ответственность, организованность и др.). Мы полностью разделяем точку зрения М. А. Амирова, согласно которой правовая культура личности отражает уровень правовой культуры общества, которая отражает степень развития правовой деятельности, общественного правосознания и правосознания отдельного субъекта, обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, выступает гарантом его правовой защиты и гражданской активности.
Также для нашей работы важно уточнение, сформулированное Н. Ю. Майдакиной, которая утверждает, что основы правовой культуры закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте в результате правового воспитания, в ходе которого создаются условия для присвоения детьми общечеловеческих ценностей, которые создают основу для усвоения основных норм права и формирования активной жизненной позиции. Основу правовой культуры ребёнка составляют:
— элементарные нравственно-правовые представления;
— нравственно-правовые суждения о событиях социальной действительности и ценностные ориентации, которые отражают ценности и модели соответствующего поведения детей и взрослых.
Специфика педагогического подхода к правовой культуре заключается в рассмотрении данного феномена как важной личностной составляющей, являющейся интегративным компонентом общей культуры человека.
Обратимся к рассмотрению вопроса относительно структуры правовой культуры старшего школьника, по поводу которой в науке нет однозначного мнения. Л. Н. Николаева, рассматривая структуру правовой культуры, выделяет в ней три компонента:
— когнитивный (интеллектуальный) — обеспечивает информированность индивида о правовых нормах и своих правах;
— мотивационно-ценностный — оценка и регуляция своего поведения с позиции правовых установок и ценностей, потребность расширять правовые знания и самосовершенствоваться в правовой сфере; формирует ценностное отношение к праву;
— регулятивный (поведенческий) компонент является «движущей силой» правового поведения, обеспечивает контроль соблюдения личностью правовых норм.
М. А. Муртузалиева, которая выделяет те же компоненты, что и Л. Н. Николаева, но вкладывает в их характеристики иные показатели:
— когнитивный или интеллектуальный (правовые знания, правовые нормы, источники права, законодательные акты);
— мотивационно-ценностный (жизненные установки, ценностные ориентации, потребность соблюдать деловую этику, нравственная мотивация, уважение к закону нравственной ценности, правовые требования общества);
— регулятивный (убеждения, соблюдение культуры в общении и поведении, правовые умения, правовые навыки, привычки, соблюдение правовых норм).
Согласно взглядам В. Ю. Живцова, в структуре правовой культуры выделяются четыре компонента:
— когнитивный компонент, представленный в виде знаний в области права, самостоятельное, критическое отношение к общественным явлениям;
— операционно-технологический компонент, включающий навыки информационно-ориентационной деятельности в области права, умения принятия решений в правовых ситуациях, способности к осуществлению правовой коммуникации;
— аксиологический компонент (высокий ранг ценностей, связанных с утверждением в обществе норм права, свободы, солидарности, принципов правового государства),
— регулятивный компонент (активная гражданская позиция, наличие правового опыта и установки к правомерному поведению, уважительное отношение к нормам права).
Д. Т. Абдуллазанов, изучая проблему формирования правовой культуры старшеклассников средствами естественнонаучных дисциплин, выделяет следующие её компоненты:
— эмоционально-мотивационный, в содержательном аспекте данный компонент приставлен наличием интереса и мотивации к получению знаний в области права, убеждённости в необходимости соблюдать законы;
— когнитивно-содержательный, представленный системой правовых знаний;
— регулятивно-рефлексивный, заключающийся в сознательном соблюдении ими правовых норм в поведении и деятельности.
Придерживаясь позиции О. С. Ляховой относительно структуры правовой культуры личности, считаем, что её системообразующим элементом выступает познавательный компонент, включающий правовую образованность и интеллектуальный элемент. В качестве второго структурного компонента, по мнению автора, выступает правосознание, которое в свою очередь представлено правовой психологией и правовой идеологией. В нашем исследовании под правовой культурой мы понимаем сложное интегративное личностное образование, включающее совокупность правовых знаний, норм, установок, убеждений, устойчивых характеристик (самоконтроля, ответственности, организованности и др.), служащих ориентиром юридически значимого отношения к обществу, праву, человеку, обеспечивающих нормативное, социально-одобряемое поведение.
Анализ существующих подходов позволил нам в структуре правовой культуры выделить следующие компоненты:
— мотивационно-ценностный (ценностное отношение к праву, потребности соблюдать закон, переход от знаний к убеждению строго следовать правовым нормам);
— когнитивный (знание теоретических основ права, умение оперировать терминологией в правовых ситуациях);
— поведенческо-рефлексивный (умение руководствоваться нормами права в решении конкретных вопросов, умение ориентироваться в правовом поле, оценка своих действий и поведения с точки зрения их соответствия нормам права).
По словам М. Г. Баумовой и В. Н. Карташова, функции правовой культуры достаточно стабильны и устойчивы, что обусловлено их взаимосвязанностью и взаимозависимостью. Обобщение исследований правовой культуры (М. Г. Баумова, Н. С. Гурьянов, В. Н. Карташов и др.) позволило нам выделить следующие её функции:
— аксиологическая функция обеспечивает старшим школьникам оценку своего поведения с позиции правовых ценностей;
— познавательно-преобразовательная функция включает приобретение и применение старшими школьниками правовых знаний, которые позволяют им правильно оценивать конкретную ситуацию с точки зрения её правомерности и законности, анализировать и прогнозировать своё поведение;
— праворегулятивная функция направлена на обеспечение правового поведения старших школьников в различных ситуациях общения и деятельности:
— прогностическая функция охватывает правотворчество старших школьников, обеспечивает их правомерное поведение и социальную активность.
Таким образом, наличие различных подходов к определению понятия, сущности и структуры правовой культуры свидетельствует об объективной сложности рассматриваемого феномена. В рамках нашего исследования под правовой культурой личности будем понимать интегративное личностное образование, определяемое особенностями возрастного периода (стремление к независимости, несформированность устойчивых нравственных позиций, самостоятельность суждений, личностное самоопределение), включающее совокупность правовых знаний, установок, убеждений, социально значимых качеств (самоконтроля, ответственности, организованности), обеспечивающих нравственную позицию, осмысленное принятие правовых норм, выражающееся в социально ориентированном, правомерном поведении и деятельности. В структуре правовой культуры выделены мотивационно-ценностный, когнитивный, поведенческо-рефлексивный компоненты. Основные функции правовой культуры старших школьников: аксиологическая, познавательно-преобразовательная, праворегулятивная и прогностическая.
Литература:
- Абдуллазанов Д. Т. Моделирование процесса формирования правовой культуры старшеклассников / Д. Т. Абдуллазанов // Филология и культура. 2011. — № 2 (24). — С. 260–263.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. –Москва: Мысль, 1991. — 299 с.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психол. исследование / Л. И. Божович. — Москва: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва: Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Жданов Ю. А. Проблемы теории и истории культуры / Ю. А. Жданов. Ростов-на-Дону: Наука-пресс, 2005. — 428 с.
- Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — Санкт- Петербург: Петрополис, 1997. — 205 с.
- Майданкина Н. Ю. Педагогические условия формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности: старший дошкольный и младший школьный возраст: автореф. дис канд. пед. наук / Н. Ю. Майданкина. — Ульяновск, 2004. — 22 с.
- Харников М. В. Социально-педагогическая технология правового просвещения подростков в образовательной организации: автореф. дис. канд. пед. наук / М. В. Харников. — Тамбов, 2019. — 24 с.
- Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе. — Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171 с.
- Шашин П. А. Правовая культура в правовой системе общества: автореф. дис. … канд. юр. наук / П. А. Шашин. — Санкт-Петербург, 2006. — 28 с.
- Юртаева Т. Б. Развитие нравственно-правовой культуры студента в учреждении среднего профессионального образования: автореф. дис канд.пед. наук / Т. Б. Юртаева. — Оренбург, 2012. — 25 с.