Самый новогодний художник Владимир Иванович Зарубин | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличные иллюстрации Необычная тема исследования

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №11 (74) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.11.2023

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Чукальская, В. Д. Самый новогодний художник Владимир Иванович Зарубин / В. Д. Чукальская, Е. А. Чернякова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 11 (74). — С. 152-156. — URL: https://moluch.ru/young/archive/74/3955/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье описан творческий путь известного художника-мультипликатора Владимира Ивановича Зарубина. Перечислены важные этапы жизненного пути художника. Представлены его наиболее известные работы.

Ключевые слова: В. И. Зарубин, иллюстратор, мультипликация, почтовые карточки, посткроссинг, филокартия.

Еще совсем недавно одним из самых популярных средств связи на расстоянии была почта. Люди отправляли друг другу письма из разных городов и стран. Но технологии не стоят на месте, и на смену обычной почте пришла электронная. Стало возможным пообщаться друг с другом по видеосвязи.

Но и сегодня существует такое хобби, как посткроссинг. Люди в разных уголках Земли отправляют друг другу открытки почтой, а вместе с ними — частичку своего тепла. Выбирая открытку, мы, конечно, обращаем внимание на ее оформление, но часто даже не задумываемся, кто является автором той или иной иллюстрации или фотографии.

Скорее всего, не найдется ни одного человека, не знакомого с веселыми снеговиками, зверятами и дедами морозами, которые украшали советские открытки, а сейчас активно используются в электронных открытках, принтах на одежде и аксессуарах.

Автор этих замечательных персонажей — Владимир Иванович Зарубин. Родился он в 1925 году в деревне Андрияновка в Орловской обл. Володя был младшим из трех сыновей. Его детство было очень счастливым. В семье все любили друг друга, поддерживали начинания детей. Свою первую картину маленький художник написал в 5 лет. Это была бегущая лошадь, из-под хвоста которой падали яблоки [1].

Уже в детстве мальчик имел возможность познакомиться с лучшими образцами живописи и графики: в семье хранилась большая коллекция открыток и книг с репродукциями картин, которые вдохновляли мальчика на творческую деятельность.

Первыми работами художника были копии картин из книг. Но окружающие были удивлены, насколько красиво рисует мальчик и стали говорить о нем, как о будущем художнике.

В 1941 году началась Великая Отечественная война и Володю вместе с другими подростками деревни угнали в немецкий трудовой лагерь в Руре. Там он работал на заводе горнодобывающей промышленности [1]. Непосильный труд, издевательства, голод, холод, истощение, постоянный страх смерти — всё это пришлось пережить будущему художнику, пока в 1945 году пленных не освободили союзники.

С 1945 по 1949 годы Зарубин находился на военной службе. Уже в армии Владимир Иванович начал всерьез рисовать, хотя это не было его единственным интересом. Он увлекался боксом, был отличным стрелком.

В 1949 году Зарубин официально стал художником, устроившись работать на соответствующую должность на московский завод радиодеталей.

Однажды на глаза Владимиру Ивановичу попалось объявление «Студия Союзмультфильм набирает слушателей на курсы художественной мультипликации». Зарубин решил воспользоваться возможностью и параллельно с работой на заводе стал заниматься на курсах художников-мультипликаторов на киностудии. А после их окончания остался в Союзмультфильме. Мультипликация стала его основной работой.

С 1957 участвовал в создании около сотни мультипликационных фильмов. Среди них «Муха-Цокотуха» (1960), «Дикие лебеди» (1962), «Маугли» (1967), «По следам бременских музыкантов» (1973) [3]. Зарубин работал, отдавая все силы любимому делу. Его работа на студии Союзмультфильм неоднократно отмечалась премиями, его называли лучшим мультипликатором. В 1973 году он получил звание победителя соцсоревнования, а вскоре его приняли в Союз кинематографистов. Помимо работы в кино Зарубин увлекался почтовой миниатюрой, иллюстрировал книги. Именно миниатюры стали отдушиной для художника, занятого на основной работе хоть и любимым, но рутинным трудом. В свободное время, по ночам, он придумывал и рисовал удивительно милых белок, зайчат и снеговиков — миниатюры, которые затем отнёс в издательство, выпускающее почтовые открытки.

Рис. 1

В 1963 году в издательстве МПФ Госзнака была подписана в печать первая открытка с иллюстрацией кисти Зарубина (рис.1). На ней прослеживается фирменный стиль мастера: веселый снеговик прыгает через скакалку, которую крутят мальчик Новый год и дедушка — год старый, а Буратино и зайка с интересом наблюдают за этой игрой [2]. Этому стилю Зарубин не изменял и впоследствии, несмотря на возражения со стороны художественного совета, не всегда готового принять оригинальность образов (рис. 2) и сказочный сюжет: «Где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», «Какой медведь будет кричать в лесу «Ау!», — твердили критики.

Рис. 2

Однако, советские люди высоко оценили творчество Зарубина, скупая открытки с его рисунками миллионными тиражами, чтобы написать самые теплые пожелания и отправить во все уголки страны. Герои Зарубина стали поистине народными любимцами, и на сегодняшний день открыток с нарядными, забавными, добрыми картинами Владимира Ивановича выпущено более полутора миллиардов экземпляров.

Владимир Иванович придумывал не просто героев. Это были сказочные сюжеты про зверят и волшебный лес. «Маленькая сказка в рисунке» — так Зарубин называл свои открытки. Он верил, что придуманные им сюжеты могут сделать людей более счастливыми, возвращая к вере в волшебство доброй сказки. И действительно, когда смотришь на рисунки Владимира Ивановича, хочется улыбнуться — такие они милые.

Рис. 3

Большинство людей не знали имени автора знакомых каждому новогодних сюжетов, но были и те, кто писал Зарубину письма с благодарностями. Владимир Иванович отвечал на каждое из них и всегда находил слова, которые могли порадовать адресата.

Художник Владимир Иванович Зарубин — мировой рекордсмен по тиражам. Многие его работы являются настоящими раритетами. В филокартии даже есть особое направление — коллекционирование открыток Зарубина.

Литература:

  1. Е.Обухов Гномы, ежики и миллиарды улыбок / Журнал «Филателия», № 8 1992 г., издательство «Марка» Минсвязи РФ
  2. Набор открыток В.Зарубина «Веселый новый год», переиздание «Речь», 2022
  3. Н. Лалабекова Спасибо тебе, дядька! (moya-semya.ru)


Ключевые слова

мультипликация, филокартия, иллюстратор, посткроссинг, В. И. Зарубин, почтовые карточки

Похожие статьи

Илья Репин как учитель, художник и общественный деятель

Илья Ефимович Репин — выдающийся русский художник, профессор, педагог. Являлся членом Императорской Академии художеств. Работая в стиле «реализм», художник оставил после себя большое количество работ, высоко оцениваемых по всему миру. В настоящей ста...

Анализ серии мультфильмов «Три богатыря» как синкретического произведения массового искусства

В статье производится анализ популярных российских мультфильмов из серии «Три богатыря» как синкретического произведения массового искусства, опираясь на теоретический материал из эссе Рихарда Вагнера.

Образ ребенка в произведениях самарского поэта Игоря Гольдина

В статье рассматриваются биография и творчество самарского поэта, музыканта и режиссера Игоря Гольдина, анализируется образ главного детского персонажа книги «Игра в облака».

Интересные факты про Новый год

В статье описаны интересные факты про Новый год и представлен вариант подачи этих фактов учащимся начальных классов.

Православные праздники как сюжет для творчества русских художников-живописцев

В статье автор рассматривает влияние православных праздников на творчество отечественных живописцев.

Волшебный мир сказов П. П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха

Данное исследование посвящено выявлению сходства поэтики сказов П. П. Бажова и художественных особенностей палехских миниатюр. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав художественные образы сказов П. П. Бажова, представленные в иллюстраци...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Изготовление букнука по произведению Н. В. Гоголя «Вий» как элемента декора книжных полок

В статье описана технология изготовления и апробация букнука как элемента декора книжных полок. Практическая значимость авторского букнука — популяризация повести Н. В. Гоголя «Вий».

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая

В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...

Вклад семьи Чуйко в историю страны

Статья посвящается династии Чуйко, представители которой являлись основателям села Струговка. Визуальные и текстовые исторические источники (фотографии, воспоминания и документы) позволили описать особенность жизни и быта первых поселенцев села, а та...

Похожие статьи

Илья Репин как учитель, художник и общественный деятель

Илья Ефимович Репин — выдающийся русский художник, профессор, педагог. Являлся членом Императорской Академии художеств. Работая в стиле «реализм», художник оставил после себя большое количество работ, высоко оцениваемых по всему миру. В настоящей ста...

Анализ серии мультфильмов «Три богатыря» как синкретического произведения массового искусства

В статье производится анализ популярных российских мультфильмов из серии «Три богатыря» как синкретического произведения массового искусства, опираясь на теоретический материал из эссе Рихарда Вагнера.

Образ ребенка в произведениях самарского поэта Игоря Гольдина

В статье рассматриваются биография и творчество самарского поэта, музыканта и режиссера Игоря Гольдина, анализируется образ главного детского персонажа книги «Игра в облака».

Интересные факты про Новый год

В статье описаны интересные факты про Новый год и представлен вариант подачи этих фактов учащимся начальных классов.

Православные праздники как сюжет для творчества русских художников-живописцев

В статье автор рассматривает влияние православных праздников на творчество отечественных живописцев.

Волшебный мир сказов П. П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха

Данное исследование посвящено выявлению сходства поэтики сказов П. П. Бажова и художественных особенностей палехских миниатюр. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав художественные образы сказов П. П. Бажова, представленные в иллюстраци...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Изготовление букнука по произведению Н. В. Гоголя «Вий» как элемента декора книжных полок

В статье описана технология изготовления и апробация букнука как элемента декора книжных полок. Практическая значимость авторского букнука — популяризация повести Н. В. Гоголя «Вий».

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая

В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...

Вклад семьи Чуйко в историю страны

Статья посвящается династии Чуйко, представители которой являлись основателям села Струговка. Визуальные и текстовые исторические источники (фотографии, воспоминания и документы) позволили описать особенность жизни и быта первых поселенцев села, а та...

Задать вопрос