Лесовосстановление — будущее лесов России | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Самые юные ученые Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №11 (74) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 20.11.2023

Статья просмотрена: 860 раз

Библиографическое описание:

Борцова, Д. И. Лесовосстановление — будущее лесов России / Д. И. Борцова, Л. И. Шмурьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 11 (74). — С. 61-73. — URL: https://moluch.ru/young/archive/74/3968/ (дата обращения: 19.12.2024).



Несмотря на огромное значение лесов в жизни человека, их площадь каждый год на планете сокращается. Основные экологические причины — пожары, вырубки, вредители и болезни. Новейшие разработки ученых в разных областях могут уменьшить потери от пожаров и болезней. Но невозможно остановить развитие промышленности по переработке леса, древесины требуется все больше. Выход один — компенсировать потери главного богатства планеты лесовосстановлением. Цель исследования заключалось в том, чтобы привлечь внимание сверстников, взрослых к возможности личного вклада в восстановление лесов с целью сохранения богатства страны для подрастающего поколения. Удалось доказать, что системно занимаясь данной проблемой можно сократить площади обезлесения. Изучение литературы по теме, анализ состояния проблемы, беседы и совместная работа со специалистами, личное участие в выращивании саженцев и их посадках явились основными этапами работы. Представлена возможность и необходимость вклада каждого жителя в благородное и благодарное дело.

Очевидна актуальность исследования, материал полезен школьникам, учителям при изучении природы родного края и решения его экологических проблем.

Ключевые слова: экологические проблемы леса, рубки, лесовосстановление естественное и искусственное, выращивание саженцев.

У каждой семьи есть любимое место, куда она приходит в свободное время, где душа отдыхает, где успокаивается сердце, и мысли становятся упорядоченными и легкими. Наш любимый уголок — это хвойный лес недалеко от дома. В солнечные дни он веселого желтого цвета. Сосны принимают обличие молодых задорных юношей. Но мне больше нравятся пасмурные, ветреные дни, когда этот лес принимает вид строгого старца, умудренного жизнью. Он громко шумит, показывает нам, что устоит перед любой природной стихией. Но в один из наших приходов мы застали его мрачнее тучи. При каждом порыве ветра раздавались звуки, похожие на стон. И только здесь я увидела, что все на нашей полянке не так. И непривычно светло, и не пробраться сквозь горы веток. Так в один момент недобрые люди сделали больно лесу, природе, нашей семье, всем людям.

Стонали оставшиеся деревца уже не от боли — она прошла. Стонали от безысходности — кто поможет? Я слушала гул, идущий из глубины, и для себя решила, что это должны быть мы, ведь это наш островок счастья. Родители поддержали меня, но отметили, что эта беда всех лесов на планете. Поправить можно, но не все, и совсем не быстро. Мы провели расчистку этого места. «Со временем оно восстановиться само»,- сказал папа. А я пришла к мысли о том, что мне надо узнать если не все, то очень многое о возможности возрождении леса. Это и определило тему моего исследования.

Цель: привлечь внимание сверстников и взрослых к возможности восстановления лесов после экологических проблем с целью сохранения богатства страны для подрастающего поколения.

Задачи: изучить литературу и Интернет-ресурсы по теме исследования, систематизировать полученную информацию; расширить представление об экологических проблемах лесов; выявить меры по устранению ущерба, нанесенного лесу; внести свой конкретный вклад в сохранение лесов;

Гипотеза : я предположила, что, системно занимаясь восстановлением вырубок и пожарищ, можно сократить площади обезлесения своего города, а значит страны, планеты.

Объект исследования : лес

Предмет исследования : восстановление леса

Методы исследования : изучение литературы по теме, анализ статистических данных, обобщение, беседы со специалистами, интервью, проведение экспериментов.

Основная часть

  1. 1.Теоретическая часть
    1. Значение леса в жизни человека

Значение леса неоценимо. Он всегда играл огромную роль в жизни человека. Сегодня важность лесов еще сильнее, чем вчера. Роль леса можно разделить на три составляющие- экологическую, экономическую и социальную. Экологическая роль заключается в улучшении качества окружающей среды, ведь любому живому существу жизненно необходимы определенные условия: чистый воздух, чистые продукты и возможность их выращивать. Социальная роль леса состоит в том, что это источник ресурсов, необходимых для выживания- здесь находят люди пищу, воду, убежище, жилище, материалы. Это место отдыха человека, места обитания многих животных и настоящие кладовые биологического

разнообразия. Лес — часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются обычаи целых народов, это источник работы, независимости и материального благополучия населения. Но наиглавнейшая роль — экономическая.Влесу заготавливается главный продукт древесина- важныйматериальный ресурс страны, он всегда будет востребован, хотя ученые и ищут замену. Поэтому роль леса всегда будет важна как для окружающей среды, так и для всего современного мира [1].

1.2. Основные экологические проблемы леса.

Несмотря на неоценимое значение лесов для жизни человека, их площадь каждый год на планете сокращается в среднем на 10 миллионов гектаров [2]. Ученые называют основную причину уничтожения лесных богатств — пожары. Природные пожары редки, чаще они происходят по вине людей, что очень печально. Страшное стихийное бедствие, в результате которого гибнет все живое (Приложение1Рис.1). Если выгорел ельник или сосняк, он возродится только через многие десятилетия: гарь сначала зарастает травой, кустарниками (10–25 лет), только через 80 лет возобновится спелое насаждение лиственных пород- берез или осин, и только потом (25–100 лет), при благоприятных условиях появится взрослое насаждение хвойных деревьев [3,4].

На втором месте идут вырубки леса. Причин много. Происходит это из-за того, что древесина имеет высокую ценность как строительный материал и является сырьем для промышленности. Нередко, так создают сельскохозяйственные угодья, прокладывают пути сообщения и ведут застройку территорий. Из литературы узнала, что рубки делят на два вида — главного пользования и по уходу. Рубки главного пользования производятся только там, где лес достиг своей спелости. Их подразделяют на сплошные, где за один прием вырубается все, кроме подроста, и постепенные, при котором с промежутком в 6–9 лет древостой убирают в несколько приемов, чтобы рос и развивался молодняк. В первую очередь удаляются больные и поврежденные деревья. Ежегодно в России около 1 миллиона гектаров леса вырубается сплошным методом. Это наиболее сильное вмешательство в жизнь леса. Практически полностью уничтожается молодняк, уцелевшие растения погибают от чрезмерного количества света и сильных ветров (Приложение 1Рис.2). Полностью разрушается экосистема. Бывают и выборочные, их основная роль — формирование высокопродуктивных насаждений. Удаляются больные, сухостойные, буреломные и неполноценные деревья.

Рубки ухода подразделяют на осветление, прочистку, прореживание. Они полезны, так как дают возможность содержать лес в относительно хорошем порядке [5].

Ощутимый урон лесному хозяйству приносят вредители и болезни растений (Приложение 1 Рис.3). В результате жизнедеятельности грибов, бактерий, вирусов и животных — вредителей массово повреждающих деревья, кустарники и травы леса, снижается продуктивность растительного сообщества, прирост и плодоношение растений, подавляется рост и возобновление, происходит отмирание деревьев и значительно снижается качество древесины [2].

Практическая часть

1.3. Зачем нужно лесовосстановление?

На территориях, которые пострадали от экологических проблем, проводят лесовосстановление — выращивание леса из нужных деревьев для получения ценной для хозяйства древесины. Из литературы я узнала, что существует три наиболее распространенных способа лесовосстановления — естественное, искусственное и комбинированное.

Подробно о каждом из способов мне рассказал при встрече Равковский Н.А, начальник отдела по лесообеспечению Общества Ограниченной Ответственности «Охотничье и Рыболовное хозяйство».

Из беседы я узнала, что естественное не предполагает активного вмешательства человека, лес залечивает свои раны сам (Приложение2 Рис 4). Делает это очень долго, практически бесконтрольно. В результате на месте вырубок и гарей чаще всего вырастают так называемые «пионерные» деревья — береза, осина, которые представляют невысокую хозяйственную ценность. Эти территории на многие годы выбывают из использования — ценный сосновый лес вырастет там лишь через столетие. Но деревья, выращенные естественным путем, более устойчивы к внешним воздействиям и болезням. Этот способ требует минимальных вложений [5].

Искусственное восстановление лесов проводится через посев семян или посадку саженцев. Эффективно экономически, потому что сокращает время выращивания леса на 6–7 лет(Приложение 2 Рис.5). Но для того, чтобы на месте вырубки быстро сформировался молодой лес из хозяйственно ценных сортов, нужно не просто грамотно их посадить, а осуществлять последующий уход, который может занять 3–5 лет. С 5 до 7- летнего возраста проводят лесоводственный уход, потом до 80 лет проводят. если необходимо, рубки ухода. Первый год для саженцев главной угрозой являются не какие-то другие деревья, а обычная трава,

которая может загубить всё посаженное. Далее уничтожить посадки могут быстрорастущие березы и осины — они легко заглушают хвойные. Поэтому в лесном хозяйстве есть планы ухода за посадками. В противном случае посаженные деревья гибнут, а лес растет естественно. Хвойный лес может вырасти лет через 100. Заниматься искусственным лесовосстановлением имеет смысл везде, где нет подроста, но лучше там, где есть возможность осуществлять уход, поскольку это связано со значительными затратами. Судить о результатах можно через 7–10 лет с момента их высадки [6]

Комбинированное восстановление лесов проходит за счет сочетания естественного и искусственного (Приложение 2 Рис 6).

1.4. Выращивание саженцев сосны в теплице

Так велико было мое желание внести свой вклад в дело охраны природы, что родители познакомили меня со Стадниковой Ириной Юрьевной, старшим инженером по лесовосстановлению ООО «Охотничье и Рыболовное хозяйство», которая на предприятии по переработке леса руководит выращиванием в теплице чудо-саженцев для восстановления площадей, вышедших из-под рубки или после пожара. Она согласилась на мое участие в этом процессе на всех его этапах. Из беседы я узнала, что выращивать можно любые деревья, но здесь выбрали сосну. Во-первых, саженцы сосны не требуют полного тепличного ухода, так как являются непривередливыми.. Во-вторых, саженцы хорошо растут в специальных кассетах с закрытой корневой системой, поэтому возможно безболезненно перенести малышей в открытый грунт. В-третьих, данный вид древесины востребован в экономике. Для периода полного формирования саженцу, как правило, месяц- два с половиной вполне достаточно. Весь цикл выращивания саженца я прошла поэтапно (Приложение).

  1. Подготовка семян . К посадке семена были готовы, но мне подробно рассказали о том, что шишки лучше собирать в декабре-феврале, потому что, как только пригреет солнышко в марте, семена разлетятся из шишек по снегу. Если в это время снять шишки, то они уже будут пустыми или только с недоразвитыми семенами. Поэтому их снимают с дерева немножко недозрелые, сушат в теплом месте. Чтобы получить тысячу семян, надо собрать около сотни шишек. Обязательно отделить от крылышек и хранить при 2–3 градусах тепла. Дома это может быть банка в холодильнике. Когда посевной материал попадает в питомник, семена проходят обработку от болезней, грибков — используются специальные порошковые протравливания или обычный перманганат калия. Семена хвойных растений требуют стратификации для хорошего прорастания. Это процесс пробуждения из состояния покоя путем выдерживания семени во влажном субстрате при температуре до 15 °C в течение 3–5 недель. Если же они собраны зимой, то можно сразу высевать в емкости. Обязательно опустить в воду, взять только те, которые опустились на дно [7].
  2. Подготовка почвы и посев . Посев семян осуществлялся в начале мая, когда угроза заморозков уже миновала. Лучшей основой для выращивания контейнеризированных сеянцев является верховой сфагновый торф с добавлением специальных добавок-до 25 %(специальное комплексное удобрение с микроэлементами). Им плотно набили кассеты для выращивания. Пролили почву. Сделали углубления и засыпали в них 1–2 семечка. Сверху присыпали вермикулитом или просто мелкими опилками (Приложение 3 Фото 1).
  3. Появление всходов . Первые ростки стали появляться спустя 2 недели. В очередной приход я увидела светло-зеленые всходы и даже испугалась, что они погибают. Меня успокоили, что им надо несколько дней, чтобы позеленели- у них недостаточно пока хлорофилла (Приложение 3 Фото2).
  4. Уход за сеянцами . Я умеренно и регулярно поливала сеянцы, чтобы субстрат не пересыхал и чрезмерно не увлажнялся. Меня предупредили, что с поливом нельзя переусердствовать, молодые растения могут погибнуть из-за корневой гнили. От лучей весеннего солнца прикрывали специальными занавесками. Лишние сеянцы мы удалили и ими дополнили пустые ячейки из расчета один сеянец на ячейку. Разреживание (пикировку) произвели до начала ветвления корня (Приложение 3 Фото 3).
  5. Доращивание. При достижении сеянцами стандартных размеров (2–3 месяца) уже можно проводить посадку, часть упаковали для отправки по заявкам, а часть вынесли на доращивание на открытую местность (полигон закаливания). При закалке в конце лета для сеянцев сокращают азотное питание и повышают в подкормке долю калия. При необходимости, подкормки и полив продолжаются до поздней осени. На зимнее хранение сеянцы остаются также на открытом воздухе. Во избежание вымерзания сеянцы утеплили укрывным материалом. Но все равно молодняк просыпается буро- красным. Нужно время и хороший уход, чтобы растение зазеленело (Приложение 3 Фото 4–8). Таким образом, под руководством опытных специалистов я самостоятельно вырастила полную кассету саженцев сосны с полным соблюдением технологии. Следующий шаг- выращивание молодняка в домашних условиях. Я увидела, что все этапы можно осуществить и в квартире. Но если захочется иметь более старшие сосенки, то возникнет единственное препятствие- перезимовать саженцы вряд ли смогут, для этого надо использовать помещение с низкой, но плюсовой температурой. Но я еще узнала, что чемстарше саженец, тем меньше шансов у него прижиться.

Вывод: Изучив технологию выращивания и следуя ей, можно самостоятельно вырастить саженцы сосны для дальнейшей посадки [8].

Использование результатов. Что мы сажаем- сажаем леса…

Сама вырастила- сама должна надежно пристроить эти саженцы. Конечно, я могла с помощью родителей сделать посадку, но подумала, что если мы привлечь к этому благородному делу других, будет еще большая польза. У нашей семьи большой опыт участия в экологических мероприятиях. Так, мы высаживали деревья на экологическом марафоне «Байкальская ель» в 2019 году, на районном экологическом марафоне «Сибирский кедр» в 2023г, я участвовала в представлении продукции ООО «Охотничье и Рыболовное хозяйство» на «Братском экономическом форуме» в сентябре 2023года (Приложение 4 Фото 9- 16). Но одно дело участвовать, а другое — организовать самой. Осень — отличное время для посадки сосны. В этот период растения активно формируют корневую систему, подготавливаясь к зиме и будущему росту. Представился и повод — родная школа отмечала 35-летний юбилей. В ней учились мои родители, работали ранее бабушки. Я рассказала одноклассникам о пользе сосны, о том, как я вырастила саженцы, представила фото и видео, обратилась к учителю с просьбой провести практический урок «Что мы сажаем- сажаем леса…» Главным событием на нем стала посадка юбилейной аллеи. Приняли участие в нем все ребята нашего класса и многие родители. Это был необычный урок на стадионе, где наша учительница Лидия Иосифовна познакомила с технологией посадки растений, а затем 40 малышей нашли свое место, свой дом. Саженцы достали из контейнеров и высадили с комом земли, поэтому их корневая система не повредилась. Мы полили, замульчировали почву вокруг растений, для сохранности обозначили место колышками, лентой (Приложение 4 Фото 17–20). Выращенные и посаженные с большой любовью — они весной обязательно должны пойти в рост [9]. После посадки каждый день для ребят начинается с того, что они спешат к своим малышам и ухаживают за ними. Десять саженцев принесла домой, перевалила в большие по объему горшки, и мои эксперименты продолжаются. Мы обсудили план дальнейшего участия всех ребят в моем проекте — теперь он уже стал совместным (Приложение 6).

Здоровье саженцев .

Наши саженцы будут подрастать. Думаю, как и всем малышам, им не избежать болезней и внимания вредителей. Надо весной быть готовой к этим неожиданностям. Я посетила «Станцию карантина растений» и взяла интервью у ведущего агронома Байкальского филиала Испытательной лаборатории нашего города Шевель Н. В. Она рассказала, что подавляющее большинство вредителей леса — это различные виды насекомых, которые в период развития питаются древесной корой или листьями. В обычный период их небольшое количество не может нанести существенного вреда дереву. Но во время «эпидемии» вредители губят целые лесные массивы. Насекомые наносят лесу вред разного характера, и по этому признаку их делят на две основные группы:

1) представляющие угрозу здоровью и жизни деревьев

2) наносящие вред с технической точки зрения (другими словами, портящие лесной товар).

Есть еще одно различие между видами лесных вредителей: одни из них могут погубить только молодые посадки, питомники, посевы, другим даже взрослые леса «по зубам». Наиболее опасными для сибирских лесов считаются насекомые — вредители, поражающие хвойные леса, ведь наши сосны наиболее уязвимы- они не меняют хвою ежегодно. В зависимости от характера повреждений незваные гости тоже делятся на группы- повреждающие корни растений, вредители стволов (жуки-короеды, древоточцы), листьев (бабочки-листовертки), плодов и семян растений. Самых опасных вредителей на сегодня трое — это сибирский шелкопряд, сосновый короед и черный усач. Последний является переносчиком сосновой стволовой нематоды. Это микроскопический червь, опасный паразит для наших хвойных лесов. Проникая внутрь древесины и питаясь клеточным соком, нематоды быстро размножаются и расселяются по всему дереву. Дерево гибнет за несколько недель. В период массового лета жуки начинают активно поедать хвою, перелетая с дерева на дерево, заражают наши сосны. Оказывается, что переносится эта нематода в трахее усача. В лабораторных условиях я, совместно со специалистом, провела экспертизу по выделению нематоды. Древесину, которая была «поедена» усачами, измельчили секатором, положили в воронку и залили отстоянной водой. Спустя 24 часа, нематода, которая находилась в древесине, осела на дно пробирки. Выделенную нематоду мы посмотрели под микроскопом (Фото). Меня удивило, что такие маленькие «паразиты», наносят такой урон нашим хвойным лесам. Я поработала с коллекцией жуков- вредителей, ведь врага надо знать в лицо. А главное, записала все советы по профилактике и лечению, если беда все- таки случится (Приложение 5 Фото 21–24).

Лесные деревья, как и люди, болеют инфекционными и неинфекционными болезнями. Неинфекционные болезни возникают при неблагоприятных условиях среды. Недостаток влаги и затенение приводят к усыханию ветвей, сильные морозы — к их отмерзанию. Присутствие ядовитых веществ — к пожелтению и пятнистости хвои и листьев, а если в больших количествах — к усыханию и гибели деревьев. Инфекционные болезни вызывают паразитирующие организмы: грибы, бактерии, вирусы. На растениях появляются пятна, язвы, вздутия, хвоя и листья опадают, ветви усыхают, происходит смолотечение. Наиболее распространенный гриб — трутовик, а также плесневые грибы. Всем, что удалось мне узнать о болезнях и вредителях леса, я поделюсь с одноклассниками.

Вывод: чтобы уберечь лес от болезней, его необходимо содержать в хорошем санитарном состоянии! Проводить мониторинги, своевременно с вредителями бороться.

Заключение

Работая над данной темой, я ознакомилась с литературой, свободно стала ориентироваться в экологических проблемах леса. С сожалением узнала, что запасы древесины истощаются и установила, что это происходит по трем основным причинам — из-за пожаров, вырубок и болезней. Из СМИ узнала, что только за 2022 год наш регион потерял 2,2 миллионов гектаров тайги. Колоссальный ущерб — почти 75 % от общей площади, лесам нанесли пожары. Под заготовку древесины отдали 550 тысяч гектаров, встречаются и незаконные рубки. С каждым днем промышленности требуется все больше сырья, и берем мы его у природы в долг. Значит, наша задача — возвращать долги сполна. Познакомившись с технологиями лесовосстановления, я пришла к выводу, что делать это можно не только предприятиям в соответствии с планом, но и обычным жителям по зову души. Мне удалось, пусть пока под руководством специалистов, с полным соблюдением технологии, самой вырастить более полусотни саженцев сосны, организовать посадку этих растений с привлечением одноклассников и родителей пока на территории школы, но можно ведь сделать это и в ближайших к городу местах. В лаборатории я провела ряд экспериментов, которые помогут защитить нашу посадку от вредителей и болезней. Не только будущее поколение, мы сами еще сможем увидеть результаты своего труда в защите настоящего чуда природы-леса. Таким образом, моя гипотеза о том, что, системно занимаясь восстановлением вырубок и пожарищ, можно сократить площади обезлесения своего города, близлежащей территории, а значит, страны, планеты.

И снова мы посетили наш островок счастья в лесу. Прошло почти два года, как необдуманные действия человека нарушили безмятежную жизнь вековых сосен. Но у природы хватило силы, чтобы затянуть свои раны. Подтверждением этого стало появление крошечных сеянцев — вот он, результат естественного лесовосстановления. Но теперь я хорошо понимаю, что с бедой на больших площадях природе справляться все сложнее. Она просит о помощи.

Меня заинтересовало, как восстанавливают лес в Приангарье. Из газет узнала, что долгие годы ситуация была просто критической. Но уже за 2020 год рейтинг лесовосстановления в России Иркутская область возглавила. Это произошло благодаря тому, что сейчас регион участвует в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология». Главная цель проекта: сколько деревьев спилили — столько и обязаны посадить. Стопроцентное соотношение воспроизводства лесов к их вырубке в Приангарье должны обеспечить к 2024 году по указу президента. А, по мнению Губернатора области Игоря Кобзева, посадки должны составлять не менее 10 саженцев вместо одного заготовленного дерева. Правительство области четко обозначила лесным компаниям- восстановление леса-входной билет в лесной комплекс.

Лесопосадочный сезон 2023 года в Приангарье завершён с перевыполнением плана. Искусственное лесовосстановление проведено на 18,3 тыс. га (145,2 % от плана), комбинированное — на 7,8 тыс. га (101,3 %). Об этом сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на пресс-службу правительства Иркутской области. Продолжаются работы по содействию естественному восстановлению. По состоянию на 1 октября 2023 года показатели составляют 80 % от плана. Правда, есть вопросы по качеству.

Но проблем остается по-прежнему много, в том числе и обеспечение саженцами. Они должны быть районированными и с закрытой корневой системой. Для их выращивания в регионе уже есть 67 питомников. Но нужно еще больше и самим, и чтобы поделиться с другими. Порадовала новость: в нашем городе 1 июня 2023 года прошел посев семян сосны в современном лесопитомнике ООО «АНГРИ». Процесс выращивания саженцев занимает 95 дней, возможны 2 посадки за год, площади позволяют выращивать ежегодно 1,2 миллиона будущих сосен. Это великие планы и добрые дела государства. А если к ним еще добавятся наши добрые начинания, тогда лесам Сибири, а значит России быть!

За помощь в работе над темой наша семья благодарит директора ООО «Охотничье и Рыболовное Хозяйство» Борцова Ивана Владимировича, начальника отдела по лесообеспечению Равковского Николая Анатольевича, старшего инженера по лесовосстановлению Стадникову Ирину Юрьевну, ведущего агронома Байкальского филиала Испытательной лаборатории г. Братска Шевель Наталью Владимировну.

Приложение 1

Экологические проблемы леса

Пожар в лесу

Рис. 1. Пожар в лесу

Вырубка леса

Рис. 2. Вырубка леса

Вредители леса

Рис. 3. Вредители леса

Приложение 2

Способы лесовосстановления

Естесственное лесовосстановление

Рис. 4. Естесственное лесовосстановление

Искусственное лесовосстановление

Рис. 5. Искусственное лесовосстановление

Комбинированное лесовосстановление

Рис. 6. Комбинированное лесовосстановление

Приложение 3

Выращивание саженцев сосны в теплице.

Посев семян

Рис. 7. Посев семян

Уход за саженцами

Рис. 8. Уход за саженцами

Агротехнический уход

Рис. 9. Агротехнический уход

Саженец готов к посадке

Рис. 10. Саженец готов к посадке

Упаковка для отправки заказчикам Упаковка для отправки заказчикам

Рис. 11. Упаковка для отправки заказчикам

Подготовка к зиме Подготовка к зиме

Рис. 12. Подготовка к зиме

Приложение 4

Что мы сажаем — сажаем леса

Семейный опыт участия в посадке лесов Семейный опыт участия в посадке лесов

Рис. 13. Семейный опыт участия в посадке лесов

Участие в Братском экономическом форуме Участие в Братском экономическом форуме

Рис. 14. Участие в Братском экономическом форуме

Участие в районном экологическом марафоне «Сибирский кедр» Участие в районном экологическом марафоне «Сибирский кедр»

Рис. 15. Участие в районном экологическом марафоне «Сибирский кедр»

Урок на природе «Что мы сажаем-сажаем леса…»

Посадка аллеи в честь юбилея школы Посадка аллеи в честь юбилея школы

Рис. 16. Посадка аллеи в честь юбилея школы

Аллее быть! Аллее быть!

Рис. 17. Аллее быть!

Приложение 5

Здоровье растений

Коварный враг растений — нематода под микроскопом Коварный враг растений — нематода под микроскопом

Рис. 18. Коварный враг растений — нематода под микроскопом

Приложение 6

План содействия естественному возобновлению леса на 2023–2024 год, 3 «б» класс

  1. Уборка мусора на полянах
  2. Освобождение полян от остатков древесины.
  3. Развешивание кормушек и скворечников для птиц, сбор запасов для питания животных
  4. Сооружение преград для въезда машин на территорию лесной зоны
  5. Установка щитов «Берегите лес» для информирования посетителей лесной зоны.
  6. Выращивание в домашних условиях саженцев сосны для лесовосстановления
  7. Сравнение эффективности искусственного и естественного лесовосстановления для дальнейшего участия в возрождении лесов.
  8. Участие в проводимых компаниях по посадке саженцев
  9. Провести школьный конкурс рисунков «Я сохраняю лес»

Литература:

  1. Лесная энциклопедия — В двух томах / том 1 Изд-во Советская энциклопедия, 1988
  2. Я познаю мир: География: Детская энциклопедия — М.: ООО Издательство АСТ, 2002
  3. Щербов, Б. Л. Лазарева, Е. В. Журкова, И. С. Лесные пожары и их последствия/ Л. Б. Щербов.- Новосибирск: ГЕО, 2015.
  4. Ушаков М. И., Николаева И. О., Фролова А. В., Морозов А. М. Лесной пожар и его влияние на лес», Молодой ученый. — 2016 — № 4
  5. Бояркин, В. М. География Иркутской области / Учебное пособие для средних школ Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985,-176с., ил.
  6. Крук Н. К. Лесные культуры и защитное лесоразведение / Н. К. Крук Учебно-методическое пособие,- БГТУ,2017. -86с.
  7. Мерзленко, М. Д. Бабич, Н. А. Лесоводство. Искусственное лесовосстановление/ М. Д. Мерзленко: учебник для СПО. 2-ое изд., перераб.и доп.- М.: издательство Юрайт, 1023.-188с.
  8. Выращивание саженцев сосны семян в теплице [Электронный ресурс] Режим доступа: https://u-dachki.ru/vyraschivanie-sazhentsev-sosny-iz-semyan-v-teplitse/?ysclid=lok6yn0e2n827622570
  9. Срубить и посадить. Как устроено лесовосстановление в России// [Электронный ресурс] Режим д https://ecosphere.press/2021/12/24/srubit-i-posadit-kak-ustroeno-lesovosstanovlenie-v-rossii/?ysclid=loirxj5c7o764730555


Ключевые слова

экологические проблемы леса, рубки, лесовосстановление естественное и искусственное, выращивание саженцев

Похожие статьи

Бездомные собаки как компонент урбанизированных территорий

В статье рассмотрена одна из экологических проблем урбанизированных территорий – большое количество бездомных собак. Изучение бездомных собак является необходимым условием разрешения проблем, связанных с экологической и санитарной безопасностью. Рабо...

Обезлесение — экологическая проблема современности

В работе рассмотрена проблема обезлесения, выявлены основные его причины и последствия, а также предложены меры по сохранению лесных ресурсов в нашей стране.

Традиционная экологическая безопасность долган

Статья посвящена рассмотрению основных традиционных навыков, знаний и умений в области экологической безопасности на основе культурного наследия долган. Исследование вопросов экологической безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ...

Исследовательская проектная деятельность будущих педагогов в определении степени техногенного загрязнения различных автомагистралей г. Арзамаса методами биоиндикации

Рассматривается вопрос о применении метода проектов исследовательского характера будущими педагогами как технологии — личностно ориентированной, как способа — самостоятельного деятельностного проявления обучающегося посредством проработки данной проб...

Реализация экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (на примере детского исследовательского проекта «земляные черви — хранители плодородия»)

Актуальность данной статьи состоит в потребности воспитания экологически грамотной личности, с активной жизненной позицией, в связи с чем, перед современными российскими педагогами встает задача подготовки экологически просвещенной молодежи, а в буду...

Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры

Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоотв...

Экологическое воспитание детей посредством сказки

Проблема взаимодействия человека с природой в настоящее время является основной задачей человечества. Чтобы сохранить природные богатства, необходимо воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения. Это нужно начинать с раннего возраста. Е...

К вопросу эколого-экономической эффективности использования земельных ресурсов в аграрном производстве

Данная публикация посвящена проблеме эффективности использования сельскохозяйственных угодий в условиях интенсивного антропогенного воздействия. Отмечается, что объективной необходимостью стало соединение экономических интересов с экологическими треб...

Проект создания школьной теплицы

Мы живем на Ямале, где лето короткое и холодное, зима суровая с сильными ветрами, земля не приспособлена для выращивания культур, т.к. является районом крайнего Севера. В 80-х годах 20 века в нашем городе имелось тепличное хозяйство, но стало нерента...

Перспективные направления энергосбережения в орошаемом земледелии Республики Крым

Почти вся территория агросистем Крымского региона по естественному увлажнению характеризуется неблагоприятными для сельского хозяйства климатическими условиями. Это является основным фактором снижения урожайности, поэтому альтернативы орошению сельск...

Похожие статьи

Бездомные собаки как компонент урбанизированных территорий

В статье рассмотрена одна из экологических проблем урбанизированных территорий – большое количество бездомных собак. Изучение бездомных собак является необходимым условием разрешения проблем, связанных с экологической и санитарной безопасностью. Рабо...

Обезлесение — экологическая проблема современности

В работе рассмотрена проблема обезлесения, выявлены основные его причины и последствия, а также предложены меры по сохранению лесных ресурсов в нашей стране.

Традиционная экологическая безопасность долган

Статья посвящена рассмотрению основных традиционных навыков, знаний и умений в области экологической безопасности на основе культурного наследия долган. Исследование вопросов экологической безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ...

Исследовательская проектная деятельность будущих педагогов в определении степени техногенного загрязнения различных автомагистралей г. Арзамаса методами биоиндикации

Рассматривается вопрос о применении метода проектов исследовательского характера будущими педагогами как технологии — личностно ориентированной, как способа — самостоятельного деятельностного проявления обучающегося посредством проработки данной проб...

Реализация экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (на примере детского исследовательского проекта «земляные черви — хранители плодородия»)

Актуальность данной статьи состоит в потребности воспитания экологически грамотной личности, с активной жизненной позицией, в связи с чем, перед современными российскими педагогами встает задача подготовки экологически просвещенной молодежи, а в буду...

Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры

Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоотв...

Экологическое воспитание детей посредством сказки

Проблема взаимодействия человека с природой в настоящее время является основной задачей человечества. Чтобы сохранить природные богатства, необходимо воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения. Это нужно начинать с раннего возраста. Е...

К вопросу эколого-экономической эффективности использования земельных ресурсов в аграрном производстве

Данная публикация посвящена проблеме эффективности использования сельскохозяйственных угодий в условиях интенсивного антропогенного воздействия. Отмечается, что объективной необходимостью стало соединение экономических интересов с экологическими треб...

Проект создания школьной теплицы

Мы живем на Ямале, где лето короткое и холодное, зима суровая с сильными ветрами, земля не приспособлена для выращивания культур, т.к. является районом крайнего Севера. В 80-х годах 20 века в нашем городе имелось тепличное хозяйство, но стало нерента...

Перспективные направления энергосбережения в орошаемом земледелии Республики Крым

Почти вся территория агросистем Крымского региона по естественному увлажнению характеризуется неблагоприятными для сельского хозяйства климатическими условиями. Это является основным фактором снижения урожайности, поэтому альтернативы орошению сельск...

Задать вопрос