Невозможно представить детство без игрушек. Среди разнообразия игрушек на полке магазина можно найти особую.
Неваляшка — это не просто игрушка, она стала символом радости, веселья и детства. За своей простой внешностью скрывается удивительная история и уникальные свойства, делающие ее неповторимой.
Неваляшка, возможна, одна из старейших игрушек, пронесшая через века свою уникальность. Она появилась не только для развлечения, но и для обучения детей принципам баланса и координации. Неваляшка стала символом упорства и устойчивости, несмотря на внешние воздействия.
Однажды мне на глаза попалась игрушка неваляшка.
С этой игрушкой очень любят играть маленькие дети. Неваляшка — звонкая, яркая, красивая игрушка, которая не ложится, а всегда возвращается в исходное положение.
Когда я стала играть с неваляшкой, то заметила, что моя неваляшка не всегда выравнивается (занимает исходное положение). Я задумалась: «Почему так происходит?»
Мне очень стало интересно как моя неваляшка устроена. Мы с мамой ее разобрали. Внутри неваляшки я увидела металлические шайбы, прикрепленные к низу неваляшки, прутья и шарик. Оказывается, внутренние устройства Неваляшек бывают разными. Но точно могу сказать, что металлические спицы и шарик нужны, чтобы неваляшка издавала звук.
А шайба — это груз, который возвращает неваляшку в исходное положение, делает ее устойчивой.
У моей неваляшки груз в виде шайбы закреплен внизу. Ответ на свой вопрос я так и не получила.
Тогда мы написали на комбинат игрушек (г. Ростов-на-Дону), который сделал мою неваляшку. Задали специалистам такой вопрос: «Почему неваляшка не всегда возвращается в исходное положение, в чем причина?»
Получили ответ: «При сборке неваляшки груз сместился, так не должно быть». Также специалисты ответили, что груз должен находиться внизу и по центру.
Цель:изучить Секрет неваляшки и понять почему неваляшка возвращается в исходное положение.
Задачи:
- Познакомиться с историей возникновения игрушки — неваляшка.
- Изучить внутреннее устройство неваляшки.
- Провести опыты.
- Сделать выводы.
- Создать игрушки неваляшки своими руками.
Гипотеза:секрет неваляшки заключается в том, что неваляшка округлой формы, в ней имеется груз, который расположен внизу и по центру, что делает неваляшку устойчивой.
Из интернета я многое узнала о неваляшке. Например, к нам в Россию неваляшка попала не так давно, около 200 лет назад. Одна из гипотез утверждает, что неваляшка имеет свои корни в Древнем Китае. Также есть упоминания о подобных игрушках в Индии — сферические игрушки, которые символизировали божественное равновесие. Первых неваляшек делали из дерева, раскрашивали яркими красками и покрывали лаком. Сначала неваляшек называли «кувырканами», использовались в детских развлечениях и для тренировки ловкости. Они были похожие на разных людей и животных.
Сегодня неваляшки выпускаются в самых разных вариациях: от классических круглых до разнообразных форм и размеров, а также с добавленными звуками или световыми эффектами.
Неваляшка изначально использовалась для обучения детей координации движений и улучшения моторики, помогала развивать устойчивость и уравновешенность.
Психологи считают, что игра с неваляшкой способствует развитию у детей моторики, концентрации внимания и усидчивости. Это не просто игрушка, а целый комплекс упражнений для развития физических и умственных навыков.
Неваляшка устроена просто. Игрушка имеет округлую форму. Внутри нижней части располагается груз, к которому прикреплены металлические прутья, шарик или подвешенная пластина, которые задевают прутья, и мы слышим мелодичный звук. Однако бывают и другие механизмы груза: на гибком шарнире, в форме песочных часов, заводным механизмом и другие.
Также я узнала, что принцип работы неваляшки основывается на физических явлениях: центр тяжести и устойчивое положение.
Для этого я решила провести опыты.
Опыт 1 «Форма».
Я взяла две неваляшки разной формы. Стала наклонят их. Заметила, что если наклонить сильно к столу неваляшку полностью с округлой нижней частью, то она легко и быстро возвращается на место. А неваляшка с «юбочкой» не может вернутся в исходное положение.
Вывод: У неваляшки нижняя часть должна обязательно округлой.
Опыт 2 «Площадь опоры».
Я взяла два камня, с разными гранями, поставила их на лист картона. Подвигала картон и увидела, что камень, который стоял на маленькой грани (маленькая площадь опоры), упал, другой камень с большей гранью (большей площадью опоры остался на месте).
Вывод: Чем больше площадь опоры, тем устойчивее предмет.
Опыт 3 «Найти центр тяжести».
Я взяла болт и с помощью нитки, поднимая его, попыталась найти центр тяжести. Когда болт не изменил своего положения, я зафиксировала в этом месте нитку. Снова подняла болт и убедилась, что болт не изменил своего положения, значит я нашла центр тяжести у болта.
Взяла линейку и карандаш. Поставила линейку на карандаш. Если линейка держится и не падает, значит я нашла центр тяжести линейки.
Вывод центр тяжести также влияет на устойчивость предмета.
Опыт 4 «Смещение центра тяжести».
Взяла монету и попробовала ее поставить ребром на палец. Монета падает, потому что ее площадь опоры очень мала.
Взяла две вилки, соединила их, вставила между вилками монету и снова попробовала монету поставить на палец. Она стоит устойчиво, потому что я с помощью вилок сместила центр тяжести монеты, и он оказался ниже монеты.
Вывод: Чем ниже центр тяжести, тем устойчивее монета.
Так и в неваляшки центр тяжести смещен, так как в нее разместили груз, поэтому неваляшка всегда возвращается в вертикальное положение при попытке ее опрокинуть.
Итак, я доказала, что на устойчивость неваляшки влияет округлая форма и груз, расположенный по центру и внизу.
Мне стало интересно, получится у меня сделать неваляшки. Для изготовления Неваляшек я использовала пустые капсулы (яйца) из-под игрушек, воздушный шарик. В качестве груза гайки, болтики, стеклянные шарики, бумажные салфетки, воск, магнит.
В результате у меня получились яркие, интересные игрушки — неваляшки, сделанные своими руками.
Неваляшка — это не просто игрушка, а настоящий феномен, объединяющий поколения. Ее история, технологии создания и влияние на развитие детей делают ее уникальной.
Литература:
- Громова Л. Физика в опытах. Санкт — Петербург, КАЧЕЛИ, 2021 год — 112 с.
- Гальперштейн Л. Я. Забавная физика. Москва, Детская литература, 1994 год -256 с.
- https://obrazovanie-gid.ru/doklady/nevalyashka-doklad-po-fizike.html
- http://fb.ru/article/175553/opisanie-kuklyi-vanka-vstanka-mojet-byit-raznyim-tak-kak-ona-predstavlena-vo-mnojestve-obrazov
- https://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskaja-rabota-na-temu-udivitelnye-nevaljashki.html