В настоящее время происходит стремительное развитие предпринимательства и стартап-индустрии, что создает спрос на качественное управление продуктом. Такую управленческую работу реализуют продакт-менеджеры — специалисты, в задачи которых входит создание и ведение продукта, анализ текущей ситуации на рынке, анализ потребностей пользователей и др. Мировой опыт показывает, что продакт-менеджеры вносят важный вклад в работу компании, без которого вероятность неуспешности продукта возрастает [1]. Из этого следует, что тема эффективного продакт-менеджмента на данный момент является более чем актуальной. Наша работа посвящена обзору исследований рынка продакт-менеджеров в СНГ за последние несколько лет для выявления востребованных навыков и компетентностей менеджеров продуктов, что позволит сформировать современное представление о профессии. По итогу были выявлены важные компетентности, а также различия в типах продакт-менеджеров, что помогает понять суть cовременного продакт-менеджмента и нынешние требования к кандидатам при приеме на работу.
Ключевые слова: продакт-менеджмент, менеджеры продуктов, компетентности продакт-менеджера, управление продуктом, эффективный менеджмент.
Современный рынок характеризуется быстрыми и значительными изменениями, что делает продакт-менеджмент особенно востребованным. Исследование Pragmatic Institute [2] показало, что в 2013 г. количество продакт-менеджеров выросло настолько, что сравнялось со средним количеством менеджеров по развитию — последних ранее было вдвое больше. Так, интерес к этой профессии увеличился, поэтому важно определить, как быть эффективным работником в такой постоянно меняющейся среде. Джулия Б. Остин, старший преподаватель кафедры делового администрирования Гарварда, пишет, что эффективность продакт-менеджера определяется наличием у него релевантных компетенций и эмпатии к потребителям — на основании этого продакт-менеджер должен найти соответствующую компанию для работы [3]. Соответствие имеющихся навыков и места работы представляется действительно важным, т. к. задачи продакт-менеджеров очень варьируются в зависимости от размера компании, ее вида деятельности, а также стадии разработки продукта. К примеру, некоторые компании требуют от менеджеров продуктов базового знания кода, т. к. они будут взаимодействовать с разработчиками большую часть времени [4].
Вариативность требуемых навыков продакт-менеджеров ухудшает понимание профессии людьми вне нее. Так, мы были знакомы с профессиями менеджера по подбору персонала или менеджера по продажам, но продакт-менеджмент оставался для нас загадкой. Поэтому мы решили изучить, что это за направление в менеджменте, и поделиться результатами: целью данной работы является выявление актуальных компетентностей, зоны ответственности и определение направлений развития продакт-менеджеров в современных условиях, что может оказаться полезным для начинающих продакт-менеджеров и тех, кто только присматривается к профессии. Для достижения этой цели осуществлен обзор исследований рынка продакт-менеджеров за последние несколько лет, выявлены наиболее востребованные умения и качества, которые нужно развивать для работы менеджером продуктов. Данную работу можно использовать как чек-лист для проверки того, насколько интересна сфера продакт-менеджера или насколько человек осведомлен в том, что сейчас актуально для менеджера продуктов.
В настоящей работе мы опираемся на несколько исследований рынка продакт-менеджеров, проведенных в 2018 [4] и 2019 годах [5], а также в 2021 году [6]. Мы объединили основные данные, полученные в результате исследований, в сводные таблицы для наглядного сравнения (Табл. 1, Табл.2, Табл. 3). Опросы исследований несколько отличаются списком вопросов: если какой-то вопрос не был изучен в исследовании, то в сводных таблицах это будет указано.
Таблица 1
Описание выборки в исследованиях 2018, 2019, 2021 годов.
Данные исследований |
2018 |
2019 |
2021 |
Метод исследования |
Опрос |
Опрос |
Опрос |
Выборка |
— 180 респондентов — 21–49 лет — 67 % мужчины, 33 % женщины — РФ и СНГ |
— 427 респондентов — 18–45 лет — 73 % мужчины, 27 % женщины — РФ и СНГ |
— 630 респондентов — Возраст не указан — 66 % мужчины, 34 % женщины — РФ |
Место работы |
— Яндекс — Mail.ru — Рамблер — ivi — Qlean — ABBYY — Gett — Детский мир — MEGOGO — Альфа Банк — Тинькофф — Lamoda — Спортмастер — МТС — Мегафон — QIWI — и многие другие |
— Яндекс — Mail.ru — Rambler — Gett — Qlean — SkyEng — Ozon — Tinkoff — Сбербанк — ivi — Lamoda — Альфа-Банк — Joom — Лаборатория Касперского — ЛитРес — Ultimate Guitar — МИФ — и многие другие |
— Яндекс — 2,9 % — Авито — 2,7 % — Тинькофф — 2,5 % — Сбер — 2,2 % — Semrush — 1,6 % — VK, ex. Mail.ru Group — 1,6 % — Контур — 1,4 % — Альфа-Банк — 1,3 % — Ростелеком — 1,1 % — JetBrains — 1,1 % — МТС — 0,8 % — СберМаркет — 0,8 % — Точка — 0,8 % |
Опыт работы |
— 1–3 года — 46 % — 4–6 лет — 23 % — До 1 года — 21 % — Более 6 лет — 10 % |
— 1–3 года — 44 % — До 1 года — 27 % — 3–6 лет — 18 % — Более 6 лет — 11 % |
— 3−6 лет — 55,1 % — 1−2 года — 31,6 % — До 1 года — 11,8 % — 7−12 лет — 1,6 % |
Образование |
— 91 % имеют высшее образование — 9 % не имеют высшего образования |
— 89 % имеют высшее образование — 11 % не имеют высшего образования |
— 85 % имеют высшее образование — 15 % не имеют высшего образования |
Предыдущая должность |
— Проджект-менеджер — 32 % — Другие профессии (подробнее см. в исследовании) |
— Проджект-менеджер — 35 % — Другие профессии (подробнее см. в исследовании) |
— Проджект-менеджер — 29,5 % — Другие профессии (подробнее см. в исследовании) |
В таблице 1 представлены данные о методе проведения исследований, количестве респондентов и их характеристики. На основании этого можно выделить типовые портреты продакт-менеджеров в каждом исследовании:
1) 2018 год: в среднем, продакт-менеджер — это мужчина 26–33 лет, с высшим образованием, имеет 1–3 года опыта работы, живет в Москве;
2) 2019 год: в среднем, продакт-менеджер — это мужчина 25–35 лет, с высшим образованием, имеет 1–3 года опыта работы;
3) 2021 год: в среднем, продакт-менеджер — это мужчина с высшим образованием, имеет 3–6 лет опыта работы, занимает позицию уровня middle, работает удаленно, живет в Москве.
Большая часть опрошенных за все годы менеджеров продуктов работают в крупных компаниях, а до этого занимали должность проджект-менеджера — специалиста, отвечающий за проекты, которые являются частью разработки всего продукта.
Если рассматривать навыки продакт-менеджеров, то респонденты отмечали в списке самых важных навыков как софт-скиллы, так и хард-скиллы (Табл. 2). Коммуникация, а также стратегия и аналитика неизменно остаются ключевыми компетентностями менеджеров продукта. При этом, если в исследовании 2018 года не исследовались инструменты для работы, возможно, из-за их малого разнообразия, то в исследованиях 2019 и 2021 годов показано, как постепенно увеличивалось количество используемых программ в продакт-менеджменте. Так, в исследовании 2021 года менеджеры продуктов в той или иной степени использовали 15 рабочих программ. Это говорит о развитии области продакт-менеджмента — появляется все больше инструментов для лучшего выполнения рабочих задач.
Таблица 2
Описание навыков продакт-менеджеров в исследованиях 2018, 2019 и 2021 годов
Данные исследований |
2018 |
2019 |
2021 |
Выборка |
180 респондентов |
427 респондентов |
630 респондентов |
Самые важные навыки |
— Аналитика и статистика — Стратегия и планирование — Коммуникации и переговоры — Маркетинг — UX-дизайн |
*респондентам предлагалось описать только 3 навыка: — Коммуникация и переговоры — Стратегия — Анализ данных |
*респондентам предлагалось описать только 3 навыка: — Лидерство и донесения виденья — Аналитика и метрики — Коммуникации |
Навыки, которые респонденты хотят развивать |
— Стратегия и планирование — Маркетинг — Аналитика и статистика — Коммуникации, переговоры и публичные выступления — UX-дизайн |
*респондентам предлагалось описать только 3 навыка: — Анализ данных — Статистика — Проведение экспериментов |
*респондентам предлагалось описать только 3 навыка: — Стратегия — Аналитика и метрики — Маркетинг |
Используемые инструменты |
Не указано |
— Jira — Miro (ранее RealtimeBoard) — Confluence — Figma — Trello — Google Docs — Slack — Google Spreadsheets — Notion — Zeplin |
— Miro (ранее RealtimeBoard) — 44,8 % — Jira — 38,3 % — Google Services — 30,8 % — Notion — 24,8 % — Figma — 22,1 % — Confluence — 21,3 % — Slack — 20,3 % — Zoom — 9,7 % — Trello — 8,9 % — Telegram — 8,6 % — Amplitude — 6,5 % — YouTrack — 4,3 % — Excel — 3,8 % — Tableau — 3,7 % — Google Analytics — 3,2 % |
Интересно сравнить и трудности в работе, описываемые респондентами. В исследовании 2019 года продакт-менеджеры отмечали, что в компаниях как до 5000 человек, так и больше 5000 человек, сложность работы часто связана с нехваткой ресурсов (не указано, каких именно ресурсов). В исследовании 2021 года такой сложности не отмечается. Можно предположить, что это связано как раз с расширением ряда рабочих инструментов для продакт-менеджмента: то, что раньше работникам приходилось делать руками, теперь стало автоматизированным, а сэкономленное время можно тратить на более важные задачи.
Также любопытно то, что в 2019 году работа менеджеров продуктов оценивалась в основном по прибыли компании, а в 2021 году прибыль занимает 5 место в списке наиболее распространенных критериев оценивания продуктивности. Работу продакт-менеджеров в 2021 году стали оценивать в основном по конкретным выполненным задачам и конкретным продуктовым метрикам.
Заметны изменения и в источниках новых знаний продакт-менеджеров. В исследовании 2018 года показано, что значительная часть продакт-менеджеров постоянно обучается новому: 28 % респондентов получали дополнительное образование, связанное с продакт-менеджментом, а основными источниками знаний были статьи, общение с коллегами, книги и подписки на других продакт-менеджеров. При этом 47 % опрошенных считали, что продуктовые конференции еще далеки от высокого качества. С течением времени конференции развивались, поэтому продакт-менеджеры продолжали получать с помощью них новые знания: в 2021 году 30,2 % опрошенных посещали конференции для изучения нового. Возросла и популярность курсов по продакт-менеджменту — из 630 опрошенных в 2021 году ими пользуются 52,7 %.
Таблица 3
Опыт обучения и работы респондентов в продакт-менеджменте в исследованиях 2018, 2019 и 2021 годов
Данные исследований |
2018 |
2019 |
2021 |
Выборка |
180 респондентов |
427 респондентов |
630 респондентов |
Самое сложное в работе продакт-менеджера |
Не указано |
— Нехватка ресурсов — Работа со стейкхолдерами * — Внутренние интриги / политические игры в компании
— Внутренние интриги / политические игры в компании — Нехватка ресурсов — Работа со стейкхолдерами |
— Взаимодействие с разработкой: общение, процессы, мотивация и подбор команды — Взаимодействие со стейкхолдерами — Смена места работы или позиции |
Критерии оценивания работы продакт-менеджеров |
Не указано |
— Прибыль — OKR** — Субъективно
— Прибыль — OKR — Соблюдение сроков
— Прибыль — OKR — ROI*** |
— Конкретные выполненные задачи — 54,8 % — Конкретные продуктовые метрики — 41,9 % — Субъективно — 36,4 % — OKR — 35,4 % — Прибыль — 31 % — Соблюдение сроков — 29,4 % — ROI — 8,3 % |
Источники новых знаний |
— Статьи — 90 % — Общение с коллегами — 78 % — Книги — 77 % — Подписка на других продакт-менеджеров — 76 % — Конференции — 44 % — Курсы — 39 % |
— Блоги, сайты, подкасты, каналы по теме — 26 % — Книги — 22 % — Общение с коллегами — 22 % — Курсы — 16 % — Конференции и выставки — 13 % — Практика и личный опыт — 1 % |
— Статьи — 75 % — Telegram-каналы — 58,9 % — Общение с коллегами — 53,7 % — Курсы — 52,7 % — Книги — 51,9 % — YouTube — 49,5 % — Подкасты — 37,9 % — Митапы и конференции — 30,2 % — E-mail рассылки — 13,5 % — Twitter — 8,3 % |
*Стейкхолдеры — это физические или юридические лица, которые непосредственно работают над продуктом и могут влиять на него.
**OKR (Objectives and Key Results, «цели и ключевые результаты») — метод в менеджменте для постановки и отслеживания выполнения целей.
***ROI (Return On Investment, «возврат инвестиций») — показатель, отражающий эффективность вложений в продукт.
Кроме того, в 2021 году респонденты рассказывали о том, к какому сегменту относятся продукты, над которыми они работают. Результаты показали следующее:
— B2C (Business-to-consumer, «бизнес для потребителя») — 42,4 % респондентов
— B2B (Business-to-business, «бизнес — бизнесу») — 33,8 %
— Всего понемногу — 12,2 %
— Внутренние пользователи — 6,2 %
— B2G (Business-to-government, «бизнес — государству») — 2,1 %
— C2C (Consumer-to-consumer, «потребитель — потребителю») — 1,6 %
— Прочее — 1,8 %
Задачи, которые выполняет продакт-менеджер в разных сегментах, будут отличаться, следовательно, продакт-менеджеры будут отличаться. Так, Г. Д. Лаптев и Д. К. Шайтан выделили два типа менеджеров продуктов: технико-ориентированный и бизнес-ориентированный [7]. Технико-ориентированный управляет разработкой продуктов в B2B и B2C сегментах и зачастую имеют техническое образование. Бизнес-ориентированный продакт-менеджер работает в основном с B2C и имеет гуманитарное или бизнес-образование. Такая классификация может значительно улучшить понимание профессии продакт-менеджеров и требуемых им компетентностей и навыков: например, не всем продакт-менеджерам необходимо иметь техническое образование и знать базу программирования, а только тем, кто хочет работать в определенной команде определенного сегмента.
Развитие данной классификации и предложение новых типов продакт-менеджеров облегчит вход в профессию. Ведь чем понятнее должность, ее зона ответственности и требуемые компетентности, тем больше людей это привлечет. Во времена, когда у рынка есть спрос на большое количество продакт-менеджеров, очень важно популяризировать профессию и развивать ее, иначе сотрудников будет просто не хватать. Подытоживая наш анализ исследований рынка продакт-менеджеров за последние несколько лет, можно заключить следующее:
- Продакт-менеджер в современном виде — все еще молодая профессия, в которой в среднем работают молодые люди до 35 лет;
- Большая часть менеджеров продуктов работает в B2B и B2C, но существуют и другие сегменты, в которых также актуален продакт-менеджмент;
- Необходимые компетентности сильно зависят от сегмента работы продакт-менеджеров, от разрабатываемого продукта и т. д.;
- Вне зависимости от сферы работы ключевыми навыками продакт-менеджеров неизменно остаются коммуникация, стратегия и аналитика;
- На данный момент наиболее часто используемые программы: Miro (ранее RealtimeBoard), Jira, Google Services, Notion, Figma, Confluence, Slack;
- Сейчас работа менеджеров продуктов оценивается по выполнению конкретных задач и по конкретным продуктовым метрикам;
- Среди продакт-менеджеров популярно как самообразование, так и образование путем общения с коллегами и подпиской на других продакт-менеджеров.
Таким образом, продакт-менеджмент — быстро развивающаяся, актуальная профессия, которая будет интересна всем, кому нравится управление процессами, построение планов, изучение рынка и потребностей пользователей.
Литература:
- Startups’ Success and Failure Rate in 2023: In-Depth Overview. 2023. — Текст: электронный // SPD Load — URL: https://spdload.com/blog/startup-success-rate/ (дата обращения: 10.11.2023)
- The 13th annual Product Management and Marketing Survey. 2013. — Текст: электронный // Pragmatic Institute — URL: https://www.pragmaticinstitute.com/wp-content/uploads/2013/02/AnnualSurvey2013Final.pdf (дата обращения: 09.11.2023)
- Austin J. What it takes to become a great product manager. Harvard Business Review website. 2017. — Текст: электронный // Harvard Business Review — URL: https://hbr.org/2017/12/what-it-takes-to-become-a-great-product-manager (дата обращения: 11.11.2023)
- Исследование рынка продакт-менеджеров в России. 2018. — Текст: электронный // No Flame No Game совместно с Miro (ранее RealtimeBoard) — URL: https://clck.ru/36if9g (дата обращения: 09.11.2023)
- Исследование рынка продакт-менеджеров в России. 2019. — Текст: электронный // No Flame No Game совместно с Miro (ранее RealtimeBoard) — URL: https://ddintsis.files.wordpress.com/2019/09/research_2019.pdf (дата обращения: 09.11.2023)
- Исследование российского рынка продактов от Подлодки, 2021 год. — Текст: электронный // Podlodka — URL: https://podlodka.io/pm (дата обращения: 09.11.2023)
- Лаптев, Г. Д. Шайтан Д. К. Продакт-менеджмент: управление созданием продуктов в эпоху цифровой трансформации // Управленческие науки. 2018. № 4. — Текст: электронный // elibrary — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36783212_12584206.pdf (дата обращения: 11.11.2023)