Современный продакт-менеджмент: обзор недавних исследований рынка | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №11 (74) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.11.2023

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Дымшакова, С. С. Современный продакт-менеджмент: обзор недавних исследований рынка / С. С. Дымшакова, И. Р. Исаев, Г. С. Абдрахманова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 11 (74). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/young/archive/74/3978/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время происходит стремительное развитие предпринимательства и стартап-индустрии, что создает спрос на качественное управление продуктом. Такую управленческую работу реализуют продакт-менеджеры — специалисты, в задачи которых входит создание и ведение продукта, анализ текущей ситуации на рынке, анализ потребностей пользователей и др. Мировой опыт показывает, что продакт-менеджеры вносят важный вклад в работу компании, без которого вероятность неуспешности продукта возрастает [1]. Из этого следует, что тема эффективного продакт-менеджмента на данный момент является более чем актуальной. Наша работа посвящена обзору исследований рынка продакт-менеджеров в СНГ за последние несколько лет для выявления востребованных навыков и компетентностей менеджеров продуктов, что позволит сформировать современное представление о профессии. По итогу были выявлены важные компетентности, а также различия в типах продакт-менеджеров, что помогает понять суть cовременного продакт-менеджмента и нынешние требования к кандидатам при приеме на работу.

Ключевые слова: продакт-менеджмент, менеджеры продуктов, компетентности продакт-менеджера, управление продуктом, эффективный менеджмент.

Современный рынок характеризуется быстрыми и значительными изменениями, что делает продакт-менеджмент особенно востребованным. Исследование Pragmatic Institute [2] показало, что в 2013 г. количество продакт-менеджеров выросло настолько, что сравнялось со средним количеством менеджеров по развитию — последних ранее было вдвое больше. Так, интерес к этой профессии увеличился, поэтому важно определить, как быть эффективным работником в такой постоянно меняющейся среде. Джулия Б. Остин, старший преподаватель кафедры делового администрирования Гарварда, пишет, что эффективность продакт-менеджера определяется наличием у него релевантных компетенций и эмпатии к потребителям — на основании этого продакт-менеджер должен найти соответствующую компанию для работы [3]. Соответствие имеющихся навыков и места работы представляется действительно важным, т. к. задачи продакт-менеджеров очень варьируются в зависимости от размера компании, ее вида деятельности, а также стадии разработки продукта. К примеру, некоторые компании требуют от менеджеров продуктов базового знания кода, т. к. они будут взаимодействовать с разработчиками большую часть времени [4].

Вариативность требуемых навыков продакт-менеджеров ухудшает понимание профессии людьми вне нее. Так, мы были знакомы с профессиями менеджера по подбору персонала или менеджера по продажам, но продакт-менеджмент оставался для нас загадкой. Поэтому мы решили изучить, что это за направление в менеджменте, и поделиться результатами: целью данной работы является выявление актуальных компетентностей, зоны ответственности и определение направлений развития продакт-менеджеров в современных условиях, что может оказаться полезным для начинающих продакт-менеджеров и тех, кто только присматривается к профессии. Для достижения этой цели осуществлен обзор исследований рынка продакт-менеджеров за последние несколько лет, выявлены наиболее востребованные умения и качества, которые нужно развивать для работы менеджером продуктов. Данную работу можно использовать как чек-лист для проверки того, насколько интересна сфера продакт-менеджера или насколько человек осведомлен в том, что сейчас актуально для менеджера продуктов.

В настоящей работе мы опираемся на несколько исследований рынка продакт-менеджеров, проведенных в 2018 [4] и 2019 годах [5], а также в 2021 году [6]. Мы объединили основные данные, полученные в результате исследований, в сводные таблицы для наглядного сравнения (Табл. 1, Табл.2, Табл. 3). Опросы исследований несколько отличаются списком вопросов: если какой-то вопрос не был изучен в исследовании, то в сводных таблицах это будет указано.

Таблица 1

Описание выборки в исследованиях 2018, 2019, 2021 годов.

Данные исследований

2018

2019

2021

Метод исследования

Опрос

Опрос

Опрос

Выборка

— 180 респондентов

— 21–49 лет

— 67 % мужчины, 33 % женщины

— РФ и СНГ

— 427 респондентов

— 18–45 лет

— 73 % мужчины, 27 % женщины

— РФ и СНГ

— 630 респондентов

— Возраст не указан

— 66 % мужчины, 34 % женщины

— РФ

Место работы

— Яндекс

— Mail.ru

— Рамблер

— ivi

— Qlean

— ABBYY

— Gett

— Детский мир

— MEGOGO

— Альфа Банк

— Тинькофф

— Lamoda

— Спортмастер

— МТС

— Мегафон

— QIWI

— и многие другие

— Яндекс

— Mail.ru

— Rambler

— Gett

— Qlean

— SkyEng

— Ozon

— Tinkoff

— Сбербанк

— ivi

— Lamoda

— Альфа-Банк

— Joom

— Лаборатория Касперского

— ЛитРес

— Ultimate Guitar

— МИФ

— и многие другие

— Яндекс — 2,9 %

— Авито — 2,7 %

— Тинькофф — 2,5 %

— Сбер — 2,2 %

— Semrush — 1,6 %

— VK, ex. Mail.ru Group — 1,6 %

— Контур — 1,4 %

— Альфа-Банк — 1,3 %

— Ростелеком — 1,1 %

— JetBrains — 1,1 %

— МТС — 0,8 %

— СберМаркет — 0,8 %

— Точка — 0,8 %

Опыт работы

— 1–3 года — 46 %

— 4–6 лет — 23 %

— До 1 года — 21 %

— Более 6 лет — 10 %

— 1–3 года — 44 %

— До 1 года — 27 %

— 3–6 лет — 18 %

— Более 6 лет — 11 %

— 3−6 лет — 55,1 %

— 1−2 года — 31,6 %

— До 1 года — 11,8 %

— 7−12 лет — 1,6 %

Образование

— 91 % имеют высшее образование

— 9 % не имеют высшего образования

— 89 % имеют высшее образование

— 11 % не имеют высшего образования

— 85 % имеют высшее образование

— 15 % не имеют высшего образования

Предыдущая должность

— Проджект-менеджер — 32 %

— Другие профессии (подробнее см. в исследовании)

— Проджект-менеджер — 35 %

— Другие профессии (подробнее см. в исследовании)

— Проджект-менеджер — 29,5 %

— Другие профессии (подробнее см. в исследовании)

В таблице 1 представлены данные о методе проведения исследований, количестве респондентов и их характеристики. На основании этого можно выделить типовые портреты продакт-менеджеров в каждом исследовании:

1) 2018 год: в среднем, продакт-менеджер — это мужчина 26–33 лет, с высшим образованием, имеет 1–3 года опыта работы, живет в Москве;

2) 2019 год: в среднем, продакт-менеджер — это мужчина 25–35 лет, с высшим образованием, имеет 1–3 года опыта работы;

3) 2021 год: в среднем, продакт-менеджер — это мужчина с высшим образованием, имеет 3–6 лет опыта работы, занимает позицию уровня middle, работает удаленно, живет в Москве.

Большая часть опрошенных за все годы менеджеров продуктов работают в крупных компаниях, а до этого занимали должность проджект-менеджера — специалиста, отвечающий за проекты, которые являются частью разработки всего продукта.

Если рассматривать навыки продакт-менеджеров, то респонденты отмечали в списке самых важных навыков как софт-скиллы, так и хард-скиллы (Табл. 2). Коммуникация, а также стратегия и аналитика неизменно остаются ключевыми компетентностями менеджеров продукта. При этом, если в исследовании 2018 года не исследовались инструменты для работы, возможно, из-за их малого разнообразия, то в исследованиях 2019 и 2021 годов показано, как постепенно увеличивалось количество используемых программ в продакт-менеджменте. Так, в исследовании 2021 года менеджеры продуктов в той или иной степени использовали 15 рабочих программ. Это говорит о развитии области продакт-менеджмента — появляется все больше инструментов для лучшего выполнения рабочих задач.

Таблица 2

Описание навыков продакт-менеджеров в исследованиях 2018, 2019 и 2021 годов

Данные исследований

2018

2019

2021

Выборка

180 респондентов

427 респондентов

630 респондентов

Самые важные навыки

— Аналитика и статистика

— Стратегия и планирование

— Коммуникации и переговоры

— Маркетинг

— UX-дизайн

*респондентам предлагалось описать только 3 навыка:

— Коммуникация и переговоры

— Стратегия

— Анализ данных

*респондентам предлагалось описать только 3 навыка:

— Лидерство и донесения виденья

— Аналитика и метрики

— Коммуникации

Навыки, которые респонденты хотят развивать

— Стратегия и планирование

— Маркетинг

— Аналитика и статистика

— Коммуникации, переговоры и публичные выступления

— UX-дизайн

*респондентам предлагалось описать только 3 навыка:

— Анализ данных

— Статистика

— Проведение экспериментов

*респондентам предлагалось описать только 3 навыка:

— Стратегия

— Аналитика и метрики

— Маркетинг

Используемые инструменты

Не указано

— Jira

— Miro (ранее RealtimeBoard)

— Confluence

— Figma

— Trello

— Google Docs

— Slack

— Google Spreadsheets

— Notion

— Zeplin

— Miro (ранее RealtimeBoard) — 44,8 %

— Jira — 38,3 %

— Google Services — 30,8 %

— Notion — 24,8 %

— Figma — 22,1 %

— Confluence — 21,3 %

— Slack — 20,3 %

— Zoom — 9,7 %

— Trello — 8,9 %

— Telegram — 8,6 %

— Amplitude — 6,5 %

— YouTrack — 4,3 %

— Excel — 3,8 %

— Tableau — 3,7 %

— Google Analytics — 3,2 %

Интересно сравнить и трудности в работе, описываемые респондентами. В исследовании 2019 года продакт-менеджеры отмечали, что в компаниях как до 5000 человек, так и больше 5000 человек, сложность работы часто связана с нехваткой ресурсов (не указано, каких именно ресурсов). В исследовании 2021 года такой сложности не отмечается. Можно предположить, что это связано как раз с расширением ряда рабочих инструментов для продакт-менеджмента: то, что раньше работникам приходилось делать руками, теперь стало автоматизированным, а сэкономленное время можно тратить на более важные задачи.

Также любопытно то, что в 2019 году работа менеджеров продуктов оценивалась в основном по прибыли компании, а в 2021 году прибыль занимает 5 место в списке наиболее распространенных критериев оценивания продуктивности. Работу продакт-менеджеров в 2021 году стали оценивать в основном по конкретным выполненным задачам и конкретным продуктовым метрикам.

Заметны изменения и в источниках новых знаний продакт-менеджеров. В исследовании 2018 года показано, что значительная часть продакт-менеджеров постоянно обучается новому: 28 % респондентов получали дополнительное образование, связанное с продакт-менеджментом, а основными источниками знаний были статьи, общение с коллегами, книги и подписки на других продакт-менеджеров. При этом 47 % опрошенных считали, что продуктовые конференции еще далеки от высокого качества. С течением времени конференции развивались, поэтому продакт-менеджеры продолжали получать с помощью них новые знания: в 2021 году 30,2 % опрошенных посещали конференции для изучения нового. Возросла и популярность курсов по продакт-менеджменту — из 630 опрошенных в 2021 году ими пользуются 52,7 %.

Таблица 3

Опыт обучения и работы респондентов в продакт-менеджменте в исследованиях 2018, 2019 и 2021 годов

Данные исследований

2018

2019

2021

Выборка

180 респондентов

427 респондентов

630 респондентов

Самое сложное в работе продакт-менеджера

Не указано

  1. В компаниях до 5000 человек:

— Нехватка ресурсов

— Работа со стейкхолдерами *

— Внутренние интриги / политические игры в компании

  1. В компаниях больше 5000 человек:

— Внутренние интриги / политические игры в компании

— Нехватка ресурсов

— Работа со стейкхолдерами

— Взаимодействие с разработкой: общение, процессы, мотивация и подбор команды

— Взаимодействие со стейкхолдерами

— Смена места работы или позиции

Критерии оценивания работы продакт-менеджеров

Не указано

  1. В компаниях до 50 человек:

— Прибыль

— OKR**

— Субъективно

  1. В компаниях до 1000 человек:

— Прибыль

— OKR

— Соблюдение сроков

  1. В компаниях больше 1000 человек:

— Прибыль

— OKR

— ROI***

— Конкретные выполненные задачи — 54,8 %

— Конкретные продуктовые метрики — 41,9 %

— Субъективно — 36,4 %

— OKR — 35,4 %

— Прибыль — 31 %

— Соблюдение сроков — 29,4 %

— ROI — 8,3 %

Источники новых знаний

— Статьи — 90 %

— Общение с коллегами — 78 %

— Книги — 77 %

— Подписка на других продакт-менеджеров — 76 %

— Конференции — 44 %

— Курсы — 39 %

— Блоги, сайты, подкасты, каналы по теме — 26 %

— Книги — 22 %

— Общение с коллегами — 22 %

— Курсы — 16 %

— Конференции и выставки — 13 %

— Практика и личный опыт — 1 %

— Статьи — 75 %

— Telegram-каналы — 58,9 %

— Общение с коллегами — 53,7 %

— Курсы — 52,7 %

— Книги — 51,9 %

— YouTube — 49,5 %

— Подкасты — 37,9 %

— Митапы и конференции — 30,2 %

— E-mail рассылки — 13,5 %

— Twitter — 8,3 %

*Стейкхолдеры — это физические или юридические лица, которые непосредственно работают над продуктом и могут влиять на него.

**OKR (Objectives and Key Results, «цели и ключевые результаты») — метод в менеджменте для постановки и отслеживания выполнения целей.

***ROI (Return On Investment, «возврат инвестиций») — показатель, отражающий эффективность вложений в продукт.

Кроме того, в 2021 году респонденты рассказывали о том, к какому сегменту относятся продукты, над которыми они работают. Результаты показали следующее:

— B2C (Business-to-consumer, «бизнес для потребителя») — 42,4 % респондентов

— B2B (Business-to-business, «бизнес — бизнесу») — 33,8 %

— Всего понемногу — 12,2 %

— Внутренние пользователи — 6,2 %

— B2G (Business-to-government, «бизнес — государству») — 2,1 %

— C2C (Consumer-to-consumer, «потребитель — потребителю») — 1,6 %

— Прочее — 1,8 %

Задачи, которые выполняет продакт-менеджер в разных сегментах, будут отличаться, следовательно, продакт-менеджеры будут отличаться. Так, Г. Д. Лаптев и Д. К. Шайтан выделили два типа менеджеров продуктов: технико-ориентированный и бизнес-ориентированный [7]. Технико-ориентированный управляет разработкой продуктов в B2B и B2C сегментах и зачастую имеют техническое образование. Бизнес-ориентированный продакт-менеджер работает в основном с B2C и имеет гуманитарное или бизнес-образование. Такая классификация может значительно улучшить понимание профессии продакт-менеджеров и требуемых им компетентностей и навыков: например, не всем продакт-менеджерам необходимо иметь техническое образование и знать базу программирования, а только тем, кто хочет работать в определенной команде определенного сегмента.

Развитие данной классификации и предложение новых типов продакт-менеджеров облегчит вход в профессию. Ведь чем понятнее должность, ее зона ответственности и требуемые компетентности, тем больше людей это привлечет. Во времена, когда у рынка есть спрос на большое количество продакт-менеджеров, очень важно популяризировать профессию и развивать ее, иначе сотрудников будет просто не хватать. Подытоживая наш анализ исследований рынка продакт-менеджеров за последние несколько лет, можно заключить следующее:

  1. Продакт-менеджер в современном виде — все еще молодая профессия, в которой в среднем работают молодые люди до 35 лет;
  2. Большая часть менеджеров продуктов работает в B2B и B2C, но существуют и другие сегменты, в которых также актуален продакт-менеджмент;
  3. Необходимые компетентности сильно зависят от сегмента работы продакт-менеджеров, от разрабатываемого продукта и т. д.;
  4. Вне зависимости от сферы работы ключевыми навыками продакт-менеджеров неизменно остаются коммуникация, стратегия и аналитика;
  5. На данный момент наиболее часто используемые программы: Miro (ранее RealtimeBoard), Jira, Google Services, Notion, Figma, Confluence, Slack;
  6. Сейчас работа менеджеров продуктов оценивается по выполнению конкретных задач и по конкретным продуктовым метрикам;
  7. Среди продакт-менеджеров популярно как самообразование, так и образование путем общения с коллегами и подпиской на других продакт-менеджеров.

Таким образом, продакт-менеджмент — быстро развивающаяся, актуальная профессия, которая будет интересна всем, кому нравится управление процессами, построение планов, изучение рынка и потребностей пользователей.

Литература:

  1. Startups’ Success and Failure Rate in 2023: In-Depth Overview. 2023. — Текст: электронный // SPD Load — URL: https://spdload.com/blog/startup-success-rate/ (дата обращения: 10.11.2023)
  2. The 13th annual Product Management and Marketing Survey. 2013. — Текст: электронный // Pragmatic Institute — URL: https://www.pragmaticinstitute.com/wp-content/uploads/2013/02/AnnualSurvey2013Final.pdf (дата обращения: 09.11.2023)
  3. Austin J. What it takes to become a great product manager. Harvard Business Review website. 2017. — Текст: электронный // Harvard Business Review — URL: https://hbr.org/2017/12/what-it-takes-to-become-a-great-product-manager (дата обращения: 11.11.2023)
  4. Исследование рынка продакт-менеджеров в России. 2018. — Текст: электронный // No Flame No Game совместно с Miro (ранее RealtimeBoard) — URL: https://clck.ru/36if9g (дата обращения: 09.11.2023)
  5. Исследование рынка продакт-менеджеров в России. 2019. — Текст: электронный // No Flame No Game совместно с Miro (ранее RealtimeBoard) — URL: https://ddintsis.files.wordpress.com/2019/09/research_2019.pdf (дата обращения: 09.11.2023)
  6. Исследование российского рынка продактов от Подлодки, 2021 год. — Текст: электронный // Podlodka — URL: https://podlodka.io/pm (дата обращения: 09.11.2023)
  7. Лаптев, Г. Д. Шайтан Д. К. Продакт-менеджмент: управление созданием продуктов в эпоху цифровой трансформации // Управленческие науки. 2018. № 4. — Текст: электронный // elibrary — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36783212_12584206.pdf (дата обращения: 11.11.2023)


Ключевые слова

эффективный менеджмент, управление продуктом, продакт-менеджмент, менеджеры продуктов, компетентности продакт-менеджера

Похожие статьи

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Применение проектного метода в маркетинге на примере торговой сети «Перекресток»

Проектный менеджмент в настоящее время становится универсальным и эффективным инструментом для управления в различных сферах, в том числе и маркетинге. Целью статьи является обоснование необходимости применения проектного метода управления в современ...

PR-технологии и основные методы коммуникации

В статье рассмотрены основные PR-технологии, применяемые в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций. Особый интерес вызывает то, что в условиях перехода к рыночным отношениям вопросы умелой и грамотной организации коммерческой деятельност...

РR-стратегия как ключевой аспект стратегического управления предприятием

В данной статье изучаются, а также рассматриваются ключевые аспекты PR-деятельности, поднимается вопрос о его необходимости применения на предприятиях. Паблик рилейшнз (далее PR) анализируют коммуникационный поток любой структуры, принятый в ее рамк...

Инструменты продвижения в интернет-среде на рынке гостиничного бизнеса

В век информационного развития технологий на рынке гостиничного бизнеса огромную роль получило распространение маркетинговых интернет-инструментов для создания и продвижения бизнес-организаций. Коммерциализация глобальной сети стала основой для созда...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Инновации в нейромаркетинге: тренды на 2023 год

Нейромаркетинг — это область науки, которая измеряет физиологические и нейронные сигналы, чтобы понять мотивы и предпочтения покупателей. С помощью специальных процедур исследователи фиксируют реакцию мозга на продукт или маркетинговое сообщение и от...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Исследование концепций позиционирования бренда на основе метаконтекстов на рынке e-grocery

Данная статья посвящена исследованию концепций позиционирования для сервиса по доставке СберМаркет на основе метаконтекстов. Под метаконтекстами понимается образ клиента со всеми его особенностями — персонаж. В настоящее время рынок e-grocery в Росси...

Похожие статьи

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Применение проектного метода в маркетинге на примере торговой сети «Перекресток»

Проектный менеджмент в настоящее время становится универсальным и эффективным инструментом для управления в различных сферах, в том числе и маркетинге. Целью статьи является обоснование необходимости применения проектного метода управления в современ...

PR-технологии и основные методы коммуникации

В статье рассмотрены основные PR-технологии, применяемые в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций. Особый интерес вызывает то, что в условиях перехода к рыночным отношениям вопросы умелой и грамотной организации коммерческой деятельност...

РR-стратегия как ключевой аспект стратегического управления предприятием

В данной статье изучаются, а также рассматриваются ключевые аспекты PR-деятельности, поднимается вопрос о его необходимости применения на предприятиях. Паблик рилейшнз (далее PR) анализируют коммуникационный поток любой структуры, принятый в ее рамк...

Инструменты продвижения в интернет-среде на рынке гостиничного бизнеса

В век информационного развития технологий на рынке гостиничного бизнеса огромную роль получило распространение маркетинговых интернет-инструментов для создания и продвижения бизнес-организаций. Коммерциализация глобальной сети стала основой для созда...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Инновации в нейромаркетинге: тренды на 2023 год

Нейромаркетинг — это область науки, которая измеряет физиологические и нейронные сигналы, чтобы понять мотивы и предпочтения покупателей. С помощью специальных процедур исследователи фиксируют реакцию мозга на продукт или маркетинговое сообщение и от...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Исследование концепций позиционирования бренда на основе метаконтекстов на рынке e-grocery

Данная статья посвящена исследованию концепций позиционирования для сервиса по доставке СберМаркет на основе метаконтекстов. Под метаконтекстами понимается образ клиента со всеми его особенностями — персонаж. В настоящее время рынок e-grocery в Росси...

Задать вопрос