Вклад Амантая Айзахметова в содержание истории Казахстана | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Исследование о родном крае Отличные иллюстрации

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №1 (75) январь 2024 г.

Дата публикации: 06.12.2023

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Турарова, Ж. А. Вклад Амантая Айзахметова в содержание истории Казахстана / Ж. А. Турарова, Жанель Дуйсембикызы, Л. Ж. Исатаева, Х. А. Сарымамедов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 1 (75). — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/young/archive/75/3991/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы исследуют деятельность Амантая Айзахметова и его вклад в содержание истории Казахстана.

Ключевые слова: вклад, история Казахстана, деятельность.

Тема творчества Амантая Айзахметова поднималась журналистами не раз в статьях печатных изданий. Амантай Айзахметов выразил свою сенсационную идею о связи Египта и Акыртаса в книге «Белые гуси дикого поля», в разделе «Взгляд Большого Сфинкса», утверждая, что во сне увидел связку ключей связующих материки Африки и Азии. Он говорил, что по гипотезе тайны энергии нейтрино (рис. 1), взгляд Большого Сфинкса указывает на Акыртас, приводя интересные факты об Акыртасе из статей российских ученых Г. И. Пацевича, В. Луппорта, Л. Н. Гумилева, Т. К.Басенова, а также из записок даосского монаха Чун Яна.

Амантай Айзахметов высказывал предположение, что угол наклона линии орнамента на камнях Акыртаса указывает на Сфинкса, считая, что и Большой Сфинкс, и пирамиды Египта имеют космическое происхождение, так как каменный блок пирамиды Хеопса составляет 2,5 тонны (рис. 2) и блоки Акыртаса имеют ту же конфигурацию, те же размеры и тот же вес, и высечены они из той же породы камня (рис. 3).

Снимок нейтрино в графическом виде

Рис. 1. Снимок нейтрино в графическом виде

Блоки пирамиды Хеопса

Рис. 2. Блоки пирамиды Хеопса

Блоки Акыртаса

Рис. 3. Блоки Акыртаса

Также эти архитектурные сооружения содержат в себе астрономический аспект, то есть определенную ориентацию относительно Солнца, Луны и некоторых звезд на небе. А. Айзахметов утверждает, что таких совпадений не существует, и эти данные указывают на то, что эти два объекта являются хранилищами инопланетных информационных капсул. Фактически, эта гипотеза не является правдивой. У Акыртаса порода камней — красный песчаник, у пирамид Египта — белый известняк. Также взгляд Сфинкса направлен на восток, но не на Акыртас. А. Айзахметов цитирует статью инженера В. Луппорта из газеты «Ленинская смена» 8 июля 1967 года «Пирамида Хеопса и тайны Акыртаса», где автор писал о связи Акыртаса и пирамид Египта по параллели. Пирамиды Хеопса стоят на параллели 30 градусов. Построив на параллели пирамиды угол в 30 градусов, появляется прямая, которая указывает на Акыртас, а угол наклона боковых плоскостей пирамиды по отчету от Александрийского меридиана уточняет координаты квадрата Акыртаса. Так же в разделе «Последний камень на краю земли».

Еще одна гипотеза о загадке веков Акыр-Тас» А. Айзахметов повествует философии древних греков. Учителем Александра Македонского, будущего завоевателя Азии, был Аристотель. По учению Аристотеля и греческому поверью, карта мира делится на пояса: холодный на севере и жаркий на юге.

Карта Ойкумены по учению Аристотеля

Рис. 4. Карта Ойкумены по учению Аристотеля

Между ними умеренная зона образует Ойкумену (рис. 4), то есть пригодную для людей землю.

Так и думал Александр Македонский, который считал, что за рекой Яксари (Сырдарья) кончалась Ойкумена и начинались северные, непригодные для жизни земли саков. Также Ойкумену упоминал Гекатей в книге «Землеописание», Геродот в «Истории», Кратет в «Ойкумене», Эратосфен в книге «Об измерении Земли» и наш современник, советский и российский историк Б. И. Вайнберг в «У истоков цивилизации. Сокровища Ойкумены». «Если мы можем сказать, что акыр-заман это конец света, то почему не можем сказать, что Акыр-Тобе—это конец горной цепи на границе Ойкумены, а Акыртас — это последний камень на краю земли», — с такими словами он предложил свое решение в запутанную загадку Акыртаса.

В книге Амантая Айзахметова «Рождение тюркского мира», выпущенной в 2004 году, научно обосновывается о том, как появились казахи и откуда они произошли.

«Есть такой народ на земле — казахи. Они, с тех пор, как себя помнят, считали себя кочевниками и испокон веков кочевали по просторам Великой Степи, где обитают там же и сейчас». [Предисловие из книги Амантая Айзахметова, стр. 3.]

Весь интерес Амантая Айзахметова начался с найденного в очередной экспедиции кувшинчика, узкое горлышко которого обвила змея. Такие сосуды не характерны для нашей местности. И это захватило внимание Амантая. Его мучили вопросы: «Откуда этот кувшин? Как он оказался в казахской степи?». Известный казахстанский археолог Карл Байпаков подтвердил тогда невероятную древность находки. Амантай начал копаться в книгах, изучать историю и мифологию древних народов — и постепенно начал строить свои гипотезы о, этногинезе казахов. Таким образом главной целью исследовании Амантая Айзахметова стало найти истоки тюркской цивилизации, то есть цивилизации прототюркской.

В своих книгах «Рождение тюркского мира», «Колыбель царей человечества» он развил интересную, вызвавшую споры и дискуссии, версию относительно истории древнетюркской государственности. На основе новых археологических, лингвистических, этнонимических данных о древних морских народах, считавшихся неизученными, а их языки мертвыми, А. Айзахметов высказал такую точку зрения, что древнейшая Минойская цивилизация есть цивилизация прототюркская, которая на тысячелетие древнее Древнего Египта.

В основе его работы лежит теория, что тюркская цивилизация в плане географическом зародилась в Европе, а именно в регионе бассейнов Ионического и Эгейского морей Средиземноморья. В современной науке народы, создавшие эту древнейшую в мире цивилизацию, называют «неизвестными», их языки — «мертвыми», а письменность их — «загадкой номер один человечества».

Амантай Айзахметов говорил, что эти «неизвестные» народы не могли вот так взять — и исчезнуть с лица Земли, при этом не оставив никаких следов. Эти следы есть! Это язык, это слова, из которых состоят древние античные эпонимы, гидронимы, топонимы, этнонимы и антропонимы. Это слова, из которых состоят тексты древнейших в мире надписей этеокритской, этеокипрской, этеоэтрусской письменностей и так называемого Линейного письма «А». Многие ученые мира искали язык-ключ, с помощью которого можно было бы дешифровать эти древние надписи. Но вот только сейчас аналогии были обнаружены А. Айзахметовым в одном из языков тюркской языковой семьи — в казахском.

В книге 2001 года в своей книге «Колыбель царей человечества» Амантай Айзахметов выдвигая теории, что история тюркской цивилизации намного древнее эпохи первого Тюркского Каганата, доказывает это на топонимических данных о морских народах.

На основе анализа и сравнения общих слов и антропонимов языка древних народов Крита, Микен, Трои и современного казахского, Амантай Айзахметов сделал вывод, что они являлись прототюркскими народностями. У истоков таких цивилизаций мира, как Критское, Аргосское, Микенское, Троянское, Египтеского царство, царство саков-массагетов Великой Степи Евразии, Государство инков и ацтеков Месоамерики, Древний Рим и Древняя Греция стояла одна общая цивилизация — пратюркские народности, которые в свою очередь были прародительницами казахов.

Казахстанский журналист, не выходя из дома, сделал дешифровку надписи на золотой пластине из города Пирги в Италии (рис. 5).

Фольги были найдены 8 июля 1964 года во время раскопок, проводимых Массимо Паллоттино в Санта-Севера на этрусском археологическом памятнике Пирги. Город был одним из портов Цере (древний Черветери) между шестым и четвертым веками до нашей эры. Он представлял собой один из важнейших торговых портов Средиземноморского бассейна. Три пластинки, найденные около Храма Б, высотой около 20 см датируются концом VI или началом V века до нашей эры и содержат текст на финикийском языке и два на этрусском языке (рис.6).

Свое открытие А. Айзахметов изложил в трудах «Колыбель царей человечества» и «Рождение тюркского мира», которые вышли в печать в 2002 и 2004 гг. Но также еще в 1998 году Амантай Айзахметов утверждал, что когда дешифровали одну из пластин, то получилось казахское выражение «Анама тор иумы иес айым құл айлас әр ана тон өссе пана ата оқ өссе ел керек ұл өссе ана таққу». Койшыгара Салгара с помощью метода Амантая Айзахметова линейно «А» расшифровал текст письма: «Анама билікке таласудың керегі жоқ Ол айымның ісі емес Құлмен бірдей болу Ата көрген оқ жонар шеше көрген тон пішер Сөйтіп елге керек ұл өсірсе билік тақ анамды өзі іздеп табады». И получился прототип современной казахской пословицы: «Әке көрген оқ жонар, Шеше көрген тон пішер».

«Мною был произведен словораздел с позиций современного казахского языка. Я ничего не убавил, ничего не прибавил, ничего, никакой знак не изменил, я всего лишь произвел словораздел текста. Слова языка этой надписи и по звучанию, и по смыслу очень близки словам современного казахского языка. Получается, что именно казахский язык — это ключ прочтения текста этрусских надписей, другими словами, это такой язык, который сохранил в себе до сегодняшнего дня первоначальное прототюркское состояние. Из всех современных тюркских языков он расположен ближе всех к древнетюркскому. И этому были исторические причины — многие века казахи жили обособленно в Центральной Азии, влияние других языков на казахский язык было минимальным, отсюда и сохранение древнего звучания» — слова Амантая Айзахметова, которые также подтверждают, что казахский язык один из древнейших языков мира.

Дешифровку надписи этеокипрской и этрусской письменности он провел на основе метода Шампольона с помощью закона сингармонизма современного казахского языка, который в зависимости от слогообразующего гласного в корне слово принимает только твердые или только мягкие аффиксы. И вот как звучит текст с казахского:

«Если родится царь зверей,

Не ставь на пару с ним жилище свое рядом,

будь осторожен.

Мать не родит тебя дважды.

Или земля твоя тебе убежище?

Если кровавый очаг рядом,

—не опасное ли это соседство?»

Амантай Айзахметов говорил, что наличие совокупности способа слова и словообразования агглютивности характерны только лишь для тюркской семьи, когда к основе или корню присоединяются однозначные, стандартные аффиксы. Общие законы словообразования показывают общие черты пратюркских и древних языков морских цивилизаций и являются генеалогическим фактором, доказывающих их общие корни, так как аффиксы следуют в иерархической последовательности. Также у древних тюркских племен существовала письменность (рис. 7), напоминающую по форме германские руны. И эти рунические надписи были обнаружены на территории от реки Лена на востоке, до реки Дунай на западе.

Тождественность форм знаков и наличия сакральной лексики в надписях старших древнегерманских рун (рис. 8) и орхоно-енисейского рунического письма дают основание считать, что они имеют один общий источник — Крито-Микенскую письменность.

В своих трудах А.Айзахметов утверждает, что с помощью современного казахского языка можно оживить мертвые языки и письменность «А» перестанет быть загадочным для человечества.

Золотые пластины из г. Пирги

Рис. 5. Золотые пластины из г. Пирги

Образец этрусского языка

Рис. 6. Образец этрусского языка

Тюркский алфавит

Рис. 7. Тюркский алфавит

Алфавит древнегерманских рун

Рис. 8. Алфавит древнегерманских рун

Литература:

  1. Айзахметов А. А. «Рождение тюркского мира»-2004 г.,стр.3–4.
  2. Интервью Койшыгара Салгарина в телеканале «Qazaqstan TV» в программе «NUR TILEY» [https://www.youtube.com/watch?v=HhCm7zd8gYk]
  3. Интервью Койшыгара Салгарина в «Baq.kz» [https://baq.kz/qoyshygara-salgarauly_212088/]
  4. Дроздов Ю. Н. Тюркская этнонимия древнеевропейских народов. Опора-2008. 390с.
  5. Закиев М. З. Происхождение тюрков и татар. Инсан- 2002. 496с.
  6. Айзахметов. А. А. Белые гуси дикого поля, или Тайны запредельного мира. Рауан- 1997. 184с.
  7. Айзахметов. А. А. Колыбель царей человечества. «Сенім«- 2001. 160с.
  8. Айзахметов. А. А. И стоял высоко над веками. Сенім- 2009. 152с.
  9. Айзахметов. А. А. Сыновья и дочери Пандов или тайны запредельног мира. Рауан-1992. 66 с.
  10. Байпаков К. М., Воякин Д. А. Новые памятники Казахстана в списке Всемирного наследия Юнеско / Известия Национальной Академии наук Республики Казахстан: Серия общественных и гуманитарных наук.- Алматы 2014. 504с.


Ключевые слова

деятельность, вклад, история Казахстана

Похожие статьи

Три основополагающих принципа педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова

Основой педагогической деятельности является гармоничное сочетание многих факторов. Важно учитывать как современные педагогические технологии, так и исторически сложившиеся теории. В статье представлены принципы педагогики Ахмета Байтурсынова, которы...

Роль учёных Центральной Азии в достижении открытий по математике

При обучении математике одним из путей внедрения принципа отражения исторических процессов является широкое ознакомление учащихся с биографиями учёных Центральной Азии, а также их презентация в роли и развитии математической науки. В статье подчеркив...

Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной литературе

В статье рассматривается проблема художественного воссоздания образов исторических деятелей кыргызского народа в современной прозе.

Родословная семьи как отражение истории развития страны

В статье рассматривается влияние исторических событий Казахстана на родословную моей семьи. В современное время особо актуальна проблема воспитания патриотизма у молодёжи, интереса у нее к истории своей страны, особенностях своей нации и традициям.

Роль аутентичной среды в формировании уникальной личности Бауыржана Момышулы (на основе анализа произведения «Наша семья»)

В статье авторы исследуют как аутентичная среда аула, в котором вырос Бауыржан Момышулы, способствовала формированию уникальной личности героя Великой Отечественной войны.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Роль личностей в становлении профессионального искусства в Казахстане

В статье рассмотрена роль личностей в становлении профессионального искусства Казахстана. Речь идет о таких известных личностях, как общественный деятель Т. К.Жургенов и первых артистах музыкального театра К. Жандарбекове, К. Байсеитове, К. Байсеитов...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Фольклорно-этнографический компонент в художественной структуре произведений А. Кекильбаева

Исторические корни педагогической науки

В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...

Похожие статьи

Три основополагающих принципа педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова

Основой педагогической деятельности является гармоничное сочетание многих факторов. Важно учитывать как современные педагогические технологии, так и исторически сложившиеся теории. В статье представлены принципы педагогики Ахмета Байтурсынова, которы...

Роль учёных Центральной Азии в достижении открытий по математике

При обучении математике одним из путей внедрения принципа отражения исторических процессов является широкое ознакомление учащихся с биографиями учёных Центральной Азии, а также их презентация в роли и развитии математической науки. В статье подчеркив...

Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной литературе

В статье рассматривается проблема художественного воссоздания образов исторических деятелей кыргызского народа в современной прозе.

Родословная семьи как отражение истории развития страны

В статье рассматривается влияние исторических событий Казахстана на родословную моей семьи. В современное время особо актуальна проблема воспитания патриотизма у молодёжи, интереса у нее к истории своей страны, особенностях своей нации и традициям.

Роль аутентичной среды в формировании уникальной личности Бауыржана Момышулы (на основе анализа произведения «Наша семья»)

В статье авторы исследуют как аутентичная среда аула, в котором вырос Бауыржан Момышулы, способствовала формированию уникальной личности героя Великой Отечественной войны.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Роль личностей в становлении профессионального искусства в Казахстане

В статье рассмотрена роль личностей в становлении профессионального искусства Казахстана. Речь идет о таких известных личностях, как общественный деятель Т. К.Жургенов и первых артистах музыкального театра К. Жандарбекове, К. Байсеитове, К. Байсеитов...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Фольклорно-этнографический компонент в художественной структуре произведений А. Кекильбаева

Исторические корни педагогической науки

В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...

Задать вопрос