Религиозные мотивы в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №1 (75) январь 2024 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 657 раз

Библиографическое описание:

Дурманова, А. Е. Религиозные мотивы в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» / А. Е. Дурманова, Н. С. Згулкина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 1 (75). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/75/4019/ (дата обращения: 16.11.2024).



Русский Бог водил рукою Шолохова

А. А. Проханов

Мы приходим в мир в Михаила Шолохова, и каждый из нас, пребывая в нем, обязательно становится добрее, чище, лучше.

Виталий Александрович Закруткин

М. А. Шолохов — великий русский национальный гений. Сегодня, изучая творчество писателя, мы понимаем, что Шолохов — православный писатель. Его христианские идеи всепрощения, сострадания — нравственный итог духовных и творческих исканий.

Изучив биографию Шолохова Михаила Александровича, мы с уверенностью можем сказать, что у писателя была глубинная связь с православием, так как он раскрывал психологические тайны души народной, которые были связаны с поиском правды, с муками совести. Одним словом, все, что было свойственно православному человеку.

Шолохов публично предпочитал не обсуждать тему веры, но она глубоко затрагивала его сердце, об этом свидетельствовали родные писателя. По воспоминаниям жены, Шолохов трепетно и бережно относился к вере своего народа, а ведь народ и веру не выбирают. Тот, кто не почитает свой народ и свою веру, тот остается вне истории, вне народности, вне памяти. Шолохов таким не был.

Шолохов и религия — это важная и глубокая тема, непростая и для писателя, и для того времени, в котором он творил. Тут предстоит много и многим подумать, но и мы все же попробуем высказать некое суждение.

Мы привыкли считать рассказом малую эпическую форму, где описывается яркое событие из жизни героя, а эпопею — монументальной формой эпической литературы, показывающей судьбу народа, сам исторический процесс. Рассказ «Судьба человека» обладает главными признаками эпопеи: изображение переломной исторической эпохи, рассказываются события, которые затрагивают всю нацию, где народный характер проявляется ярче всего; изображение национального характера в конкретных героях литературного произведения.

Такого богатого материала, который представлен в рассказе, хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе, точнее мы можем определить жанр произведения — эпопейный рассказ. Он создан из маленьких коротких эпизодов, каждый эпизод это притча. Это притча о любви, притча о предательстве, притча о верности, притча об отношении к религии. Это фреска о нашем народе. Шолохов неслучайно поставил в название слово «человек». Андрей Соколов — обобщённый образ, вмещающий в себя лучшие мужские черты.

В рассказе на тридцати страницах М. А. Шолохов добился глобального обобщения — в образе простого русского человека Андрея Соколова воплотилась и отразилась целая нация.

Само название «Судьба человека» нацеливает на определенные размышления. Каковы же основные вехи судьбы героя?

Давайте проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым.

— Довоенная жизнь.

— Уход на фронт и прощание с семьей.

— Плен.

— Гибель семьи.

— Встреча с Ванюшкой.

Довоенная жизнь небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, герой не просто водитель, который крутит баранку. Круг — символ жизни, символ человека, который должен двигаться вперед через ад, через свет, через боль, через страдания, но все время быть в движении. Вся его жизнь — дорога.

Безошибочно найден пейзажный фон. Стык зимы и весны. Можно с уверенностью сказать, что только в таких обстоятельствах история жизни человека могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Далее женитьба, дети, домишко с двумя комнатами — все это приметы самой обычной жизни. Именно в этом Андрей Соколов видит простое человеческое счастье: «Чего еще надо?»

«А тут она, война». Пришло событие, которое катастрофически меняет жизнь Соколова. Эпический план изображения переходит в драматический.

«На третий день» Андрей Соколов уходит из дома, провожаемый «осиротелыми» детишками и рыдающей от предчувствия вечной разлуки женой. В словах героя: «Помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» звучит скорбная лирическая нота как заклинание! Ведь тогда, в плену, он, не зная еще о их гибели, разговаривал с ними, как с живыми. Звучит религиозный мотив! Это о бессмертной душе. «А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Иринкой, и с детишками разговаривал, подбадривал из, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе… Значит, я тогда два года с мертвыми разговаривал?!»

Недолго пришлось воевать, герой попадает в плен, когда подвозит на передовую снаряды.

Именно здесь, в плену, в маленьких эпизодах-притчах, с наибольшей силой звучат религиозные мотивы произведения.

Очень яркой и колоритной является сцена в церкви. Это притча об отношении человека к религии. Немцы расстреляли пленного только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. Это о том, что человек несет в себе веру до конца, ценой жизни, и это пробивает до слез. «И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал…» Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я ж верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» Ну и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь и богомольца этого убил, и еще трех человек…»

Следующий эпизод-притча:доктор, который в бесчеловечных обстоятельствах выполняет свой долг. «Я военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит… Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал…» Здесь звучит религиозный мотив о любви и сострадании к ближнему. Ведь он мог и промолчать, отсидеться.

Хочется отметить, что Шолохов не идеализирует своего героя. Страшный эпизод-притча: Андрей Соколов убивает предателя, нарушая этим заповедь. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство своего! Но ради другого человека герой идёт на это преступление. «…Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты взводный?» Он ничего не ответил, только головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» — показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. «Ну, — говорю, — держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» — а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык на боку! До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…» Хочется оправдать героя. Ореол праведника остаётся при Андрее Соколове, в данном случае убийство грехом не является, он, как все люди во время страшных испытаний в годы войны, ставшие на защиту своей Родины, убивает прежде всего врага.

В эпизодах, где доктор выполняет свой долг и где Андрей Соколов убивает предателя, церковь выступает местом, где происходит духовное испытание героев.

Тема предательства — библейская тема

В сорок четвертом году Андрей Соколов оказывается шофером у «немца-инженера». Побег из плена не завершает череду его испытаний. Ненадолго «блеснула радость» в жизни, когда нашелся сын, за прошедшие годы ставший офицером-артиллеристом. Возникла надежда на возрождение семьи, появились «стариковские мечтания» о будущем сына, внучатах. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погибает в последний день войны, «и что-то оборвалось» в душе отца. Его существование потеряло смысл.

Человек после такого пережитого может стать жестоким, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие моменты человек может лишить себя жизни, потерять веру в ее смысл, впасть в уныние. Опять звучит религиозный мотив.

Но это обстоятельство не сломило героя. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. И вновь не идеализирует Шолохов своего героя, Андрей Соколов позволяет себе напиваться. «К этому вредному делу, надо сказать, я уже пристрастился как следует…»

Однако проходит полгода и жизнь возрождается. Андрей Соколов обратил внимание на «оборвыша». И описания Шолохова стали ярче, красочнее. Писатель — мастер детали. Вот он, Андрей Соколов, после всего пережитого: «Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника». Одной фразой может раскрыть все, что на душе у героя. Какие сравнения: «глазенки — как звездочки ночью после дождя!». Прямая оценка: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем». «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети. И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».

У героя появляется стремление к будущему, вера в новую жизнь. «Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь…потихоньку встанешь, зажжешь спичку и любуешься на него…».

Ванюша — библейский мальчик, здесь подтверждение того, что Шолохов не случайно дает имя своему герою. Так, в образе этого героя отражается мотив «божественного дитя». Теперь герою есть ради кого жить, у него появился смысл жизни, и это продолжение жизни.

Финал произведения обращен к будущему, «к вечному утверждению живого в жизни», олицетворением которого становится машущая издали «ручонка» Ванюши.

Шолохов учит вере. Нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем, а все это нам дает только вера.

В характеристике персонажей Шолохов опирается на христианские нравственные ценности, среди которых одно из главных мест всегда занимали такие понятия, как любовь к ближнему, сострадание, милосердие. Писатель через религиозный подтекст ярко и убедительно раскрыл истоки народного героизма, показал русский менталитет во всем его величии и красе.

«Судьба человека» — это рассказ, который по масштабности выраженных в нём идей, богатству жизненных принципов не имеет себе равных в современной концепции. Н. И. Глушков, профессор филологии, справедливо заметил, что рассказ «Судьба человека» — художественная энциклопедия русской жизни. Великий художник воссоздал действительность, которая не растворится во времени.

Литература:

  1. Галкин А. Мотив библейской «Книги Иова» в русской литературе 20 века: (Тема греха в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»)// Межвуз.сб. науч. ст. Тольяти, 1997.-№ 1.-с.3–5 (Серия филология)
  2. Ганжина И. М. «Словарь современных русских фамилий», 2001. АСТ, Астрель
  3. Дырдин А. А. «Творчество М. А. Шолохова в контексте православной культуры. ВесникУлГТУ № 1/2014
  4. Осипов В. О. М. А. Шолохов: тема православия в творческом наследии// Шолоховские чтения. Сб. науч. тр. Вып.2.М., 2002, с.61–66
  5. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка» Из: М.:Аз,1996
  6. Шолохов «Судьба человека». М.: «Детская литература», 2012
  7. URL: http://www.kartinki.me
  8. URL:http://voskres.ru/literature/critics/semanov3.htm
  9. URL:https://www.libex.ru/detail/book633978.html
  10. URL:https://pikabu.ru/story/istoriya_sozdaniya_filma_sudba_cheloveka_3943899?ysclid=lpvn80uhgd975307802


Похожие статьи

Коллизия греха и покаяния в рассказе А.П. Чехова «Случай из практики»

Взаимоотношения старообрядцев и народников в повести Н. С. Лескова «Загадочный человек»

Традиции святочного рассказа в произведении Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Евангельский мотив радости в создании образа Анны в повести В. Г. Распутина «Последний срок»

Приемы гротеска в повести М. А. Булгакова «Похождения Чичикова»

Различные виды сложных предложений как средство отражения художественной реальности в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека»

Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Космогонические мотивы в узбекской народной сказке «Тахир и Зухра»

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Ницшеанские мотивы в повести Аркадия и Бориса Стругацких «Град обреченный»

Похожие статьи

Коллизия греха и покаяния в рассказе А.П. Чехова «Случай из практики»

Взаимоотношения старообрядцев и народников в повести Н. С. Лескова «Загадочный человек»

Традиции святочного рассказа в произведении Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Евангельский мотив радости в создании образа Анны в повести В. Г. Распутина «Последний срок»

Приемы гротеска в повести М. А. Булгакова «Похождения Чичикова»

Различные виды сложных предложений как средство отражения художественной реальности в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека»

Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Космогонические мотивы в узбекской народной сказке «Тахир и Зухра»

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Ницшеанские мотивы в повести Аркадия и Бориса Стругацких «Град обреченный»

Задать вопрос