Олимпиадные задачи по математике являются очень сложными и требуют глубокого понимания математических концепций и владения определенными средствами решения. Одним из мощных и гибких средств являются цепные дроби. В статье продемонстрировано, как применение цепных дробей позволяет привести более оригинальное и быстрое решение олимпиадных задач по математике.
Ключевые слова: олимпиадная задача, цепная дробь, диофантовое уравнение, иррациональное число, формула Бомбелли.
В последние годы математическое олимпиадное движение в России приобретает поистине большую популярность. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, участие в математической олимпиаде позволяет ученикам развивать свои математические навыки и способности, а также повышать свой уровень знаний. Во-вторых, участие в таких олимпиадах позволяет школьникам сравнить свои знания со сверстниками из других регионов и стран, а также получить призы и награды за свои достижения. В-третьих, математическое олимпиадное движение предоставляет возможности для талантливых и мотивированных учеников продвигаться в своем развитии и образовании. И, наконец, математические олимпиады в России получили признание как средство выявления и поддержки математического потенциала учащихся. Многие университеты и международные организации учитывают результаты олимпиад при приеме на обучение или при присуждении стипендий и грантов [2].
Олимпиады ставят целью выявить и поддержать талантливую молодежь и поэтому задания для таких мероприятий подбираются таким образом, чтобы отобрать сильнейших участников. Как правило, такие задания имеют нестандартный характер, требуют нетривиального подхода к решению, проявления логического мышления и творческих способностей [4].
В данной работе рассмотрим, как использование цепных дробей позволяет привести более быстрое и оригинальное решение олимпиадных задач по математике.
Цепные дроби имеют широкое применение в олимпиадных математических задачах. Они могут быть использованы для решения уравнений или систем уравнений, а также для исследования свойств чисел. Рассмотрим следующую задачу.
Задание 1 . (Олимпиадная задача по математике из коллекции задач «Турнира Ломоносова» Г. А. Гальперин. 7, 8, 9 классы). Решите уравнение в целых положительных числах.
Решение . Представим в виде цепной дроби число .
Поскольку всякое рациональное число можно представить в виде конечной цепной дроби и притом единственным образом, то очевидно, что
Уравнение из первой задачи называется диофантовым. Главная трудность, с которой сталкиваются ученики при решении таких уравнений, состоит в том, чтобы найти какое-нибудь его частное целочисленное решение. Рассмотрим задачу, в решении которой цепные дроби позволяют довольно несложно это сделать.
Задача 2. (Олимпиада для школьников «Малый мехмат» МГУ им. В. М. Ломоносова). В некотором тридесятом царстве государь установил, что купюры могут быть только номиналом 17 и 12 рублей. Один из жителей хочет приобрести на рынке яблоко за 1 рубль. Принимая во внимание, что как у продавца, так и у покупателя есть сколь угодно много купюр соответствующего номинала, то каким образом покупатель должен расплатиться за приобретаемый товар?
Решение . Пусть количество купюр номиналом 17 рублей, количество купюр номиналом 12 рублей. Тогда сумма, составленная из купюр номиналом 17 рублей, сумма, составленная из купюр номиналом 12 рублей. Принимая во внимание условие задачи, составим уравнение.
целые числа.
Для решения данного уравнения применим теорию цепных дробей.
Представим число , составленное из коэффициентов уравнения, в виде цепной дроби.
Далее определим значения чисел для всех , последовательно заполняя таблицу 1 [3].
Таблица 1
Вычисление значений
|
|
|
|
|
1 |
2 |
2 |
||
|
1 |
1 |
|
|
|
0 |
1 |
|
|
Тогда и .
Таким образом, чтобы приобрести яблоко, покупатель должен передать 5 купюр номиналом в 117 рублей продавцу, который, в свою очередь, выдаст сдачу в размере 7 купюр номиналом 12 рублей.
Кроме того, цепные дроби могут быть использованы для исследования свойств чисел, например, для представления иррационального числа. Рафаэль Бомбелли пришёл к цепным дробям, изучая извлечение квадратного корня из чисел. Первым известным использованием непрерывной дроби является приближённое выражение для Для извлечения квадратного корня с применением цепных дробей им было предложена следующее равенство: (формула Бомбелли) [1]. Рассмотрим задачу.
Задача 3. (Олимпиада школьников «Ломоносов-2008». Заключительный этап. 10–11 классы). Найти 𝑘, если
Решение :
Преобразуем равенство, чтобы в правой его части остался только и применим формулу Бомбелли:
Тогда Значит,
Наконец, теория цепных дробей позволяет находить значения числовых выражений. Так, при исследовании периода десятичной дроби, цепные дроби могут помочь в поиске закономерностей в последовательности цифр. Рассмотрим следующую задачу.
Задача 4 . (Международная олимпиада по математике «Турнир городов», Г. А. Гальперин). Найдите значение выражения
Решение . Заметим, что в каждом из слагаемых содержится одинаковая часть выражения. Заменим ее на . Тогда получим следующее алгебраическое выражение Выполним его преобразование: Итак, значение исходного выражения равно 1.
Таким образом, цепные дроби являются мощным инструментом для анализа чисел и решения олимпиадных математических задач. Их использование требует хорошего понимания свойств цепных дробей и навыков их применения. Решения представленных задач продемонстрировали как с помощью данного инструмента без особых усилий можно добиться качественных результатов.
Литература:
- Арнольд В. И. Цепные дроби квадратных корней из рациональных чисел и их статистика / В. И. Арнольд // Успехи математических наук. 2007. — Т. 62. — № 5 (377). — С. 3–14.
- Боташева З. Х., Аманова Б. А. Олимпиадные задачи по математике как средство развития творческого мышления студентов / З. Х. Боташева, Б. А. Аманова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. — С. 35–38.
- Смолин Ю. Н. Алгебра и теория чисел: учеб. пособие для студ. Физ.-мат. фак. высших пед. учеб. заведений / Ю. Н. Смолин. — 3-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 463 с.
- Сухова, К. И. Цепные дроби как средство обучения решению олимпиадных задач по математике / К. И. Сухова, М. В. Глебова // Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 25–28 апреля 2019 г.). — Чебоксары: Среда, 2019. — С. 205–208.