Роль колоративной лексики в цикле «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 19.01.2024

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Жолобова, В. А. Роль колоративной лексики в цикле «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева / В. А. Жолобова, Е. В. Назаренко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4053/ (дата обращения: 24.12.2024).



Имя прилагательное является неотъемлемой частью любого языка, оно является самой многочисленной частью речи после имени существительного. Прилагательные неоднократно становились объектом внимания лингвистов, особенно в художественных произведениях, где их стилистический потенциал раскрывается наиболее полно, что связано с уникальной творческой манерой автора, а также их способность быть эстетической доминантой художественного текста. Иногда в описании объекта или пейзажа прилагательные играют большую роль, нежели существительные. С их помощью автор может придать объекту более точную характеристику, составить более подробное художественное описание, а также увеличить информационную ёмкость произведения. Особую роль в художественном тексте играют прилагательные-колоративы. Они способны не просто отражать действительность, они также являются способом представления писательской картины мира. Они имеют особую значимость в описаниях и в восприятии текста читателем, большую роль в формировании художественного представления, эмоциональной тональности произведения и отражении авторского мировидения.

На протяжении последних нескольких лет жизни (1877–1882 гг.) поэт, драматург и прозаик Иван Сергеевич Тургенев создавал цикл стихотворений в прозе — «Стихотворения в прозе». Он состоит из 83 произведений, 50 из которых в 1882 году было опубликовано в журнале «Вестник Европы», после чего писатель получил хорошие отзывы от некоторых своих друзей и знакомых, в том числе от М. М. Ковалевского, В. П. Гаевского, Ж. А. Полонской, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого. В Полном собрании сочинений Тургенева в 30 томах (1982) все 83 стихотворения были помещены под общим названием «Senilia. Стихотворения в прозе». «Seniliа» с латыни переводится как «старческое». В рукописях Тургенева встречается ещё один заголовок — «Posthuma» («посмертное»), что подразумевало, что эти произведения не должны печататься при жизни автора. На обороте первого листа рукописей Тургенев приводит перечень стихотворений под заглавием «Сюжеты», за который следует список поменьше с названием «Сны», а затем и ещё один список — «Пейзажи», включающий только два произведения. В перечне также встречаются ещё 14 названий стихотворений, рукописей которых не было обнаружено. Возможно, это были неосуществленные замыслы писателя. На последней странице обозначен год «1883!», но за этот год не было написано новых произведений. Жанровое обозначение «Стихотворения без рифм и размера» встречается уже в ранних рукописях Тургенева, а изначальное название в журнале должно было быть «Senilia. 40 (позже было исправлено на 50) стихотворений в прозе».

Ученые все больше внимания стали обращать на символику цвета в художественных произведениях. Цветовая, или колоративная лексика, это и есть та группа слов, которая выражает значение цвета. В художественном произведении такая лексика является выражением мысли автора. Цвет может выполнять не только описательную функцию, но также выступать в роли метафор, сравнений и символов. Они демонстрируют отношение автора к объекту или событию, описываемому в произведении. Именно такая лексика неоднократно встречается у Тургенева в его цикле «Стихотворения в прозе». В своих произведениях он демонстрирует мастерство слова. Он умел точно передавать свои чувства и эмоции читателю. Его произведения всегда красочны и живописны. И это неслучайно, ведь Тургенев интересовался живописью, собирал коллекцию картин, а приемы, используемые в написании картин, Тургенев проецировал на литературу. Используемая Тургеневым цветовая палитра поражает своей многогранностью и разнообразием. Он рисует пейзажи используя как чистые цвета, так и сложные составные прилагательные. Однако, Тургенев обходится не только прилагательными. В его произведениях цвета переходят в существительные, и даже глаголы, за счет чего цвет в стихотворениях никогда не бывает статичен.

В большинстве случаев цвет у Тургенева является символическим. В цикле «Стихотворения в прозе» чаще всего встречается цветовая оппозиция «чёрный — белый», что является отражением основной темы цикла «жизнь — смерть». Таким образом, контраст как стилистический прием выстраивает мысль писателя. На этой основе можно выделить основные мотивы миниатюр цикла «Стихотворения в прозе». Это быстротечность жизни, одиночество, любовь и дружба, и такие противопоставления как счастье и слезы, правда и ложь и т. д. Каждую из этих тем Тургенев раскрывает с помощью разных палитр цветов, потому колоративная лексика в стихотворениях этого цикла играет одну из ключевых ролей в раскрытии авторского замысла и понимании его читателем.

Колоративная лексика в произведениях Тургенева отличается разнообразием и многочисленностью. Однако, это могут быть не только прилагательные, но и другие части речи. Для обозначения цвета Тургенев использует:

— Прилагательные — цветовые прилагательные в его произведениях редко повторяются больше двух раз и часто употребляются в составе словосочетаний (прилагательное + существительное): «Он протягивал мне красную руку…», «синие губы» (стихотворение «Нищий»).

— Глаголы — произведения Тургенева всегда живописны, а цвет не бывает фиксированным, он перетекает из одних оттенков в другие полутоны. Для этого используются глаголы, обозначающие цвет. В стихотворении «Разговор» Тургенев использует такие для описания пейзажа: «воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней».

— Причастия и деепричастия — «…молочно белея и слабо шипя» («Морское плавание»), «посеребренное море» («Голуби») и т. д.

— Существительные — Тургенев также употребляет существительные в качестве колоративной лексики: «Ровной синевой залито всё небо» («Деревня»), «крутится тьмой кромешной» («Конец света»).

— Слова категории состояния (СКС) — колоративную лексику Тургенев применяет, например, для описания пространства: «В комнате было ни темно, ни светло; я принялся глядеть в седой полумрак». (стихотворение «Соперник»).

Колоративные прилагательные играют большую роль в формировании эмоциональной тональности произведения и отражении авторского мировоззрения. Для подтверждения сказанного, был проведен анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Голуби». Это жизнеутверждающее произведение, наполненное любовью ко всему сущему, что отличает это стихотворение от других произведений этого цикла. В нем нет сюжета, так как стихотворение лишь отражает мысли и чувства автора. Тургенев считает, что главным в жизни является любовь и сострадание. Писатель восхищается поведением птиц, он сравнивает его с человеческими взаимоотношениями.

Стихотворение состоит из нескольких смысловых частей: зарисовка природы перед бурей, а затем и самой бури, описание голубей и одиночества лирического героя.

В данной таблице представлены данные об использовании колоративной лексики в стихотворении в прозе «Голуби»:

Цвет

Количество употреблений

Белый (и его вариации)

5

Синий (и его вариации)

3

Черный (и его вариации)

2

Золотой

2

Серебряный

1

Зеленый

1

Одноцветный

1

В самом начале произведения герой находится «на вершине пологого холма». Оттуда виднеется рожь, которая «то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела». Уже здесь, в первых строчках стихотворения, Тургенев употребляет колоративную лексику.

Далее теплый пейзаж плавно сменяется на темный и холодный — надвигается буря. С помощью цветовых прилагательных хорошо заметен сильный контраст — яркий, теплый солнечный свет затмевает огромная туча: «Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона». Создается ощущение хаоса, сумбура: «Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой».... Лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, его душа наполняется плохими предчувствиями.

Однако, с совершенно другими эмоциями автор говорит о двух голубях. У него возникает чувство умиротворения и спокойствия. Голуби как бы «выбиваются» из общей картины именно за счет цветового контраста. На фоне «одноцветной её (тучи) синевы» мелькают два белых голубя. Они будто становятся лучиками света в одинокой душе лирического героя: «Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда». Таким образом автор противопоставляет ощущения лирического героя, в чем и заключается главная мысль произведения.

Колоративная лексика играет большую роль в описании и восприятии текста читателем. С их помощью автор может придать объекту более точную характеристику, составить более подробное художественное описание, а также увеличить информационную ёмкость произведения. В своих произведениях Тургенев часто использует подобную лексику, благодаря чему читатель может детально представить картину писательского мира.

Так, например, в одном из стихотворений в прозе Тургенева, «Морское плавание», автору было важно передать не только смысл, но и эмоции. Для создания особой образности он использовал разные средства выразительности, в том числе и цветовые прилагательные. Так, он описывает море как «скатерть свинцового цвета», солнце «висело тускло-красным пятном», «перед вечером она (мгла) вся загоралась и алела таинственно и странно», пена «белела и слабо шипела», и т. д. Здесь, с помощью колоративной лексики, Тургеневу удается создать подробное художественное описание пейзажа, на фоне которого и рисуются герои стихотворения.

Стихотворение «Лазурное царство» особенно выделяется количеством прилагательных, в том числе и цветовых. Однако, автор использует не только прилагательные, но и другую колоративную лексику. Проведя анализ стихотворения, были получены следующие данные о количестве использования колоративной лексики:

Цвет

Количество употреблений

Лазурный

5

Белый

2

Золотой

1

Полупрозрачный

1

Изумрудный

1

Радужный

1

Жемчужный

1

Наиболее часто встречается лазурный цвет. Этот цвет символизирует душевную чистоту, осознанность, возвышенность, ясность и т. п. Белый цвет является символом открытости, простоты, чистоты и невинности. Именно это лазурное море Тургенев считает «раем на земле». Именно здесь герой испытывает такие светлые чувства как радость и счастье. Поэтому в этом стихотворении колоративные прилагательные играют ключевую роль в восприятии его читателем и передачи авторского замысла.

Цветовые прилагательные в совокупности с другими эпитетами могут создать красочный и подробный образ в произведении, и даже сформировать у читателя определенное отношение к герою. Подобное мы можем наблюдать в одном из его стихотворений — «Старуха».

Стихотворение так же относится к предсмертному циклу стихотворений Тургенева. Оно было написано зимой 1878 года, в то время, когда у писателя обострялись проблемы со здоровьем, что заставляло его задуматься о смерти. Стихотворение «Старуха» является подобным рассуждением.

Лирический герой пытается уйти от смерти. В пути он замечает старуху, преследующую его. Это пожилая женщина, образ которой играет одну из ключевых ролей в формировании эмоциональной тональности стихотворения. Старуха направляет героя к могиле, где тот понимает, что нужно смириться со своей судьбой, и что он не сможет от нее сбежать.

Для создания образа старухи, Тургенев использует такие цвета как желтый, белый, полупрозрачный и т. д.

Желтый изначально ассоциируется у людей с теплом, солнцем, добротой и побуждает в людях позитивное настроение. Однако, писатель использует этот цвет для описания внешности старухи, и у читателя он ассоциируется далеко не с хорошими чувствами: «желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо» — автор создает довольно жуткий образ. «…оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой». Белый символизирует чистоту, доброту и совершенство, однако в стихотворении Тургенева этот цвет играет совершенно другую роль. В результате герой вызывает у читателя отвращение. За счет использования колоративной лексики писателю удается создать понятный и подробный для читателя образ, который и задает эмоциональную тональность произведения.

Таким образом, прилагательные действительно участвуют в создании яркой образности и эмоциональной тональности «Стихотворений в прозе». Особую роль в выражении их регулятивной функции является цвет. Виртуозно используя различные прилагательные, Тургенев наделяет каждый цвет особым смыслом, а цветовая картинка лирических миниатюр является отражением картины мира самого писателя.

Литература:

  1. https://ilibrary.ru/text/1378/index.html
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тургенев,_Иван_Сергеевич
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стихотворения_в_прозе
  4. https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:12652/SOURCE01
  5. https://russian-literature.org/author/Turgenev


Задать вопрос