МАОУ Омутинская СОШ № 1 (Тюменская обл.)
В Париже в 1163 году было начато строительство собора Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери). Нотр-Дам — это одно из величайших архитектурных чудес всех времен, которое и сегодня поражает своей загадочностью.
Возведен собор в восточном конце острова Сите, окруженного со всех сторон Сеной, но при наводнениях никогда не затапливается. С давних пор остров Сите служил крепостью.
Имя архитектора Нотр-Дама неизвестно, но замысел его был грандиозным. Учитывая уровень техники XXII века и имеющихся средств, собор «являет высокое мастерство и художественное искусство». Из семидесяти храмов, построенных во Франции в то время, Нотр-Дам является одним из величайших.
На главном фасаде собора центральной является фигура Девы Марии перед круглым окном — розеткой, которая выглядит как нимб. А на тимпане (треугольное поле фронтона) северного портала (архитектурно выделенный вход в здание) Дева Мария изображена сидящей вместе с Христом. На этом же главном фасаде Нотр-Дама — 28 царей Иудеи — это одна из загадок собора, так как число 28 — гораздо больше того числа, которое сообщается в Библии, но близко к числу дней в лунном месяце.
Не является ли собор, как подозревают некоторые специалисты, «книгой» по астрологии? «Каменные фигурки для поучения и развлечения народа, который был почти полностью безграмотным», — изображали как бы «календарь». Сверху вниз можно угадать — хотя и многие фигуры сильно повреждены, — последние четыре месяца года: сентябрь — топтание винограда после сбора урожая для получения вина; октябрь — сев озимых; ноябрь — единственный месяц в году, когда крепостным разрешалось пускать своих свиней в леса, принадлежащие феодалам, чтобы они могли кормиться желудями; декабрь — откормленные свиньи забивались «для пиршеств, сопровождающих конец года».
На соборной апсиде (это выступающая часть здания с собственным перекрытием полукруглой или многоугольной формы) особенно ясна функция аркбутанов. Аркбутан — наружная подпорная полуарка, передающая распор сводов на устои, помещенные снаружи здания. «Аркбутаны служили для поглощения силы тяжести сводов и передачи ее вниз — на землю». Они были пристроены через 50 лет после начала строительства собора. Это пример строительного мастерства. Эти новые архитектурные элементы оказались совершенными. Компьютерная проверка уже в наше время показала, что если сдвинуть в сторону, вверх или вниз даже на несколько сантиметров точки соприкосновения верхних концов аркбутанов и нижних краев кровельных арок, то стены не выдержали бы. Аркбутаны освободили стену от функции поддержания сводов. Благодаря этому появилась возможность сделать огромные окна из цветного стекла — витражи.
Каждая из высоких стройных колонн, которые выстроились в ряд через главный фасад над круглым окном — розеткой под башнями, сделана из одного куска камня. Служат эти колонны не только украшением, но и необходимой опорой: стоит только убрать одну, и сооружение рухнет.
Если встать лицом к фасаду, то видно, что его нижняя часть — квадрат и две боковые башни — абсолютно одинаковы. Но это лишь видимое совершенство. Нижняя часть фасада не является на самом деле квадратом, она на несколько метров больше в высоту, чем в ширину. Создатели собора понимали, что квадрат, если смотреть с земли, будет казаться сплющенным прямоугольником. Если оптическая иллюзия в данном случае была преднамеренной, то как объяснить другие нарушения видимой симметрии? Например, северная башня массивнее, чем другая, а северный портал — остроконечнее, в отличие от южного.
Планировка пола — еще один «обман зрения». Кажется, что собор построен по обычной модели, воспроизводящей крест, на котором был распят Христос. Но на самом деле «крест» имеет в верхней части наклон. Ось абсиды отклоняется от основной оси — «запад — восток» к северу. Чем это объяснить?
Существуют три версии. По первой из них, критерии красоты и гармонии того времени значительно отличались от наших, поэтому асимметричная планировка не смущала строителей. Во-вторых, строителей могла удовлетворять иллюзия симметрии и гармонии, поэтому они сознательно прибегли к «обману зрения». По третьему объяснению, это могли быть непредвиденные обстоятельства, которые заставили архитектора отойти от первоначальных планов. Но есть еще и богословские толкования. План пола искривлен, чтобы воспроизвести склоненную фигуру мертвого Иисуса на кресте. К тому же архитекторы могли думать, что только богу по силам создать совершенную структуру, и подобные попытки со стороны человека явились бы богохульством. С этой точки зрения, несовершенства в архитектуре собора были преднамеренными. Эту главную тайну великого здания вряд ли когда-нибудь полностью разгадают.
Почти 9 веков стоит в Париже Нотр-Дам. «Время, погода и политика» не щадили собор. Средневековые окна из цветного стекла заменены бесцветным. Король желал въезжать в Нотр-Дам верхом на коне, и средняя колонна центрального портала была убрана. Ненавистники церкви изуродовали значительную часть скульптур собора. Но наибольший вред причинил собору архитектор Виолет Дюк в середине девятнадцатого столетия, когда вернулась мода на средние века и готическую архитектуру.
Восстановление Нотр-Дама Дюком много критиковали за вольности, которые он себе позволил. Высоко на крыше Дюк поставил шпиль. У основания шпиля стоят 4 группы из трех фигур, представляющие 12 апостолов. 11 из них смотрят вниз, двенадцатый же повернул голову и прикрыл глаза от удивления перед чудом шпиля. Этот апостол обнаруживает сходство с самим Виолет Дюком. Этим архитектор решил поставить как бы подпись под тем, что он считал своим шедевром.
Вечером до 12 часов Нотр-Дам стоит в свете прожекторов и кажется плывущим над Сеной — с аркбутанами как гребными веслами. Ровно в полночь огни гаснут. Нотр-Дам вдруг превращается в неподвижный силуэт в небе.
Чудо и тайна живы.
Литература:
- 10 знаковых дат в истории Нотр-Дам-де-Пари. Электтронный ресурс. Режим доступа: https://www.france.fr/ru/paris/liste/10-znakovih-dat-v-istorii-notre-dame-de-paris.
2. Историческая Структура Собора Парижской Богоматери: от прошлого до наших дней. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.touristplatform.com/ru/article/istoriceskaia-struktura-sobora-parizskoi-bogomateri