Эмоциональный интеллект — друг или враг? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 28.01.2024

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Филимонова, К. С. Эмоциональный интеллект — друг или враг? / К. С. Филимонова, Т. И. Павлова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4083/ (дата обращения: 03.12.2024).



В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.

Ключевые слова : интеллект, эмоции, эмоциональное состояние, идентификация, прогнозирование, контроль.

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Если IQ (коэффициента интеллекта) измеряет интеллектуальные, логические и аналитические способности человека, то EQ (эмоциональный коэффициент) — личные и социальные навыки [4]. Считается, что общий интеллект (IQ) влияет на способность обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, а эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание эмоций и управление ими — как собственными, так и чужими. Согласно исследованиям психологов, у некоторых людей может быть невероятно высокий IQ, но низкий EQ.

Сегодня в мире много стресса, проблем в отношениях и вызовов в учебе и работе, когда происходит много разнообразных событий в стране и мире, мы видим колоссальные изменения в обществе, все это вызывает у нас большой спектр эмоций, которые непосредственно влияют на нашу жизнь. Изучение эмоционального интеллекта становится как никогда актуально. А если уметь понимать свои эмоции и управлять ими, это помогает нам чувствовать себя лучше, легче контактировать с другими людьми, жить в социуме.

Исследователь Дэниел Гоулман еще в 1990-е годы доказал, что у людей с развитым эмоциональным интеллектом состояние психического здоровья лучше, они более эффективны на работе и у них более развиты лидерские навыки. На эмоциональный интеллект приходится 67 % лидерских способностей, и считается, что он важнее технических знаний и IQ в два раза [2]. Психологи давно выявили, что для высокого качества жизни, для достижения результатов, для умения договариваться с людьми, для внутреннего комфорта, необходим не просто достаточный уровень интеллекта, а так называемый эмоциональный интеллект.

Многие задают вопрос: эмоции — это наши друзья или враги? Не так давно ученые провели очень интересное исследование. Они взяли людей с пораженным участком головного мозга, отвечающего за эмоции. То есть, люди, которые ничего не чувствовали. И предложили им принять несколько решений. Т. е. людям было предложено простое решение, выбрать на завтрак омлет или кашу. И люди не могли выбрать ни то, ни другое, именно потому, что участок, отвечающий за эмоции, был поражен [1].

Эмоции просто необходимы, потому что это наша сигнальная система. Это те сигналы, которые позволяют прочитать, что сейчас происходит в мире, и спрогнозировать, насколько мир угрожающ и что нужно сделать, для того чтобы выжить, адаптироваться к среде. Эмоции — это наши друзья, если правильно считать их сигналы.

Чтобы увидеть, что помогает и что мешает точно определять свои собственные эмоции, среди сверстников мною была проведена экспресс-самодиагностика. Ее целью было написать как можно больше названий эмоций за 1 минуту [3]. В результате из 20 принимавших участие в диагностике по 30 % учеников написали от 9 до 12 и от 6 до 8, а 40 % написали 4 и меньше.

У кого получилось 9–12 разных названий эмоций, у них эмоциональный словарь достаточно велик, с результатом 6–8 — имеют средний эмоциональный словарь, у тех же, у кого всего лишь 3–4, то им очень сложно тонко определять детали эмоционального состояния, потому что от их точности зависит то, насколько мы сможем ими управлять.

Понимание чужих эмоций и управление ими позволяет нам предотвратить разные критические ситуации, например ссоры или разногласия, недопонимание при выполнении какой-либо работы и т. д.

С целью выявить уровень эмоционального интеллекта у сверстников я создала опросник и провела анкетирование у одноклассников. Опросник опирался на вопросы из тестов известных психологов и ученых [3, 5, 6] и включал в себя 15 вопросов, на каждый из которых было предусмотрено пять вариантов ответов: «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Ответы на вопросы оценивались в баллах: всегда – 4 балла, часто — 3 балла, иногда — 2 балла, редко — 1 балл, никогда — 0 баллов. Максимальный балл был определён в 60 баллов, где 41–60 — высокий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ), 40–20 — средний уровень ЭИ, >20 — низкий уровень ЭИ.

Участие в анкетировании приняло 20 учеников. У 10 % выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта, у 5 % — низкий уровень, у 85 % — средний уровень эмоционального интеллекта.

Таким образом, мы видим, что у большинства участников анкетирования выявлен средний уровень эмоционального интеллекта, то есть они способны идентифицировать сильные эмоции свои и окружающих, прогнозировать эмоциональные реакции свои и окружающих в простых очевидных ситуациях. Они неосознанно управляют эмоциями, могут улучшать настроение себе и окружающим в простых ситуациях, а в большинстве случаев проявляют способность устанавливать и развивать эффективные отношения с людьми, влиять на ситуации в пользу необходимого результата, но это требует от них больше усилий и времени, чем они бы сами того хотели.

У 5 % (а в анкетировании это 1 человек), выявлен низкий уровень ЭИ, то есть он плохо идентифицирует эмоции свои и окружающих, поэтому не прогнозирует эмоциональные реакции свои и окружающих, не управляет ими, подвержен импульсивным эмоциональным всплескам. Эмоции управляют им, и он этого не осознает. Скорее всего, ему редко удается сдерживать негативные эмоции и побуждения, а проявить гибкость и открытость к переменам часто бывает для него сложной задачей.

У 10 % (а это 2 человека) уровень ЭИ определен как высокий, то есть они умеют распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном. Они идентифицируют разные эмоции свои и окружающих, прогнозируют эмоциональные реакции свои и окружающих, осознанно управляют эмоциями. Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает им осознавать эмоции и их последствия в большинстве случаев и способны принимать взвешенные решения.

Развитие эмоционального интеллекта — это важный аспект для людей со средним или низким уровнем этого навыка. Эмоциональный интеллект влияет на несколько ключевых аспектов жизни: взаимоотношения, принятие решений, управление стрессом и общее благополучие. С развитым эмоциональным интеллектом человек более успешно взаимодействует с окружающими, и это способствует решению конфликтов и снижению напряженности в отношениях. Человек с более высоким уровнем этого интеллекта лучше справляется со стрессом и адаптируется к изменениям.

Литература:

  1. Бредберри Т. Эмоциональный интеллект 2.0. / Т. Бредберри, — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020 г., 208 с.
  2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013, 560 с.
  3. Хэссон, Д. Развитие эмоционального интеллекта: подсказки, советы, техники. / Д. Хэссон. — Москва: Альпина Паблишер, 2018.)
  4. https://clck.ru/38JFBk
  5. https://psytests.org/eq/schutte.html
  6. https://clck.ru/Qqafy


Похожие статьи

Влияние эмоционального интеллекта на субъективное ощущение счастья

В статье рассматривается счастье как субъективное ощущение. Важным ресурсом, влияющим на переживание счастья, является эмоциональный интеллект. Одним из важных выводов проведённого исследования является повышение уровня счастья через развитие эмоцион...

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Изучение гендерных различий интеллектуальной деятельности человека

В статье описываются и изучаются интеллектуальные гендерные различия.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме человеческих чувств и эмоций. Возможно ли человеку контролировать их.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Рассматривается понятие и виды интеллекта. Определено понятие креативности. Выявлена взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте методами математичес...

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя. Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта...

Похожие статьи

Влияние эмоционального интеллекта на субъективное ощущение счастья

В статье рассматривается счастье как субъективное ощущение. Важным ресурсом, влияющим на переживание счастья, является эмоциональный интеллект. Одним из важных выводов проведённого исследования является повышение уровня счастья через развитие эмоцион...

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Изучение гендерных различий интеллектуальной деятельности человека

В статье описываются и изучаются интеллектуальные гендерные различия.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме человеческих чувств и эмоций. Возможно ли человеку контролировать их.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Рассматривается понятие и виды интеллекта. Определено понятие креативности. Выявлена взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте методами математичес...

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя. Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта...

Задать вопрос