К вопросу повышения интереса к изучению предмета «Физика» у учащихся 5–6-х классов за счет разработки инновационных средств обучения | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Отличные иллюстрации

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 30.01.2024

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко, А. А. К вопросу повышения интереса к изучению предмета «Физика» у учащихся 5–6-х классов за счет разработки инновационных средств обучения / А. А. Овчаренко, А. Ю. Бровенко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 176-180. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4086/ (дата обращения: 23.02.2025).



Статья посвящена проблеме, связанной с формированием интереса к школьному предмету «Физика» у учащихся 5–6 классов; представлены результаты: анализа причин снижения интереса у учащихся к изучению физики и социологических исследований по вопросу наличия знаний и заинтересованности учащихся 5 класса к изучению физики; представлены предложенные инновационные решения и разработки для повышения интереса к физике у учащихся 5–6 классов.

Ключевые слова: физика, познавательный интерес, мотивация к знаниям, цифровые образовательные технологии, приемы и методы обучения.

В настоящее время одной из проблем современной школы является снижение интереса учащихся к предмету «Физика». Динамика количества выпускников за последние 5 лет, по данным Рособрнадзора [1], сдавших ЕГЭ по физике, представлена на рис. 1.

Динамика количества выпускников-участников ЕГЭ по физике за 2019–2023 гг. [1]

Рис. 1. Динамика количества выпускников-участников ЕГЭ по физике за 2019–2023 гг. [1]

Из рис. 1 видно, что количество выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, в последние годы неуклонно снижается.

Известно, что в современном мире, где наука и технологии играют все более важную роль, знание физики является необходимыми для понимания многих аспектов жизни. Недооценка физического образования сегодня может привести нашу страну к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем [2, 3]. Заложив основы понимания мира вокруг себя и объяснения различных явлений, происходящих в природе у подрастающего поколения сегодня, общество сделает существенный вклад в свое качество жизни на будущее.

Поэтому разработка проекта по повышению интереса к изучению физики у учащихся 5–6 классов до начала изучения предмета в 7 классе является актуальным и своевременным для образовательной системы страны.

В ходе настоящего исследования установлены факторы, влияющие на уровень интереса у учащихся к изучению физики, представленные на рис. 2.

Факторы, влияющие на уровень интереса к изучению физики у учащихся в Российской Федерации [4–7]

Рис. 2. Факторы, влияющие на уровень интереса к изучению физики у учащихся в Российской Федерации [4–7]

Кроме этого, из проведенного анализа сделан вывод, что использование традиционных: объяснительно-иллюстративных методов обучения физике, ограничивают активность учащихся и не способствуют развитию творческих способностей; ограниченное использование наглядных средств обучения, затрудняет восприятие материала и снижать интерес учащихся; недостаток лабораторных работ и практических занятий, делают изучение физики менее увлекательным и менее понятным для учащихся; отсутствие акцента на развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения физики, приводит к утрате интереса к предмету; ограниченное применение инновационных подходов к обучению физике, делают процесс обучения неувлекательным и непонятным для учащихся [4–7].

Таким образом, анализ причин снижения интереса учащихся к изучению физики указывает на необходимость пересмотра традиционных методов обучения, увеличения использования наглядных средств, внедрения практических занятий и развития творческих способностей учащихся.

Поэтому считаю, проект разработки современных (инновационных) методов и средств по повышению интереса к школьному предмету «Физика» у учащихся 5–6 классов актуальным, направленным на привлечение внимания и заинтересованности у учащихся к изучению предмета «Физика» в будущем.

В рамках настоящего исследования автором разработан опросной лист (анкета). Образец анкеты представлен на рис. 3. В опросе приняли участие учащиеся 5 «Г» класса, лицея 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга в количестве 26 человек в возрасте 10 лет (34 %), 11 лет (65,4 %). Фрагмент обработки опросных листов представлен на рис. 4.

C:\Users\User\Downloads\20231223_151327.jpg

Рис. 3. Общий вид разработанной анкеты

Рис. 4. Фрагмент обработки опросных листов

Частичные результаты проведенного социологического опроса сведены и представлены на рис. 5.

Распределение ответов участников опроса

Рис. 5. Распределение ответов участников опроса

Согласно полученным данным 62,0 % моих одноклассников — учеников 5 «Г» класса незнакомы с предметной областью «Физика» и неправильно указали на общее определение понятия «Физика». Кроме этого, 77 % ребят предполагают, что во многих детских игрушках заложены принципы законов физики. Также в ходе опроса одноклассники вспомнили свои любимые детские игрушки и постарались установить были ли у этих игрушек заложены принципы науки физики.

Для повышения интереса к школьному предмету «Физика» среди подрастающего поколения автором разработаны и предлагаются формы, методы и средства, обеспечивающие подходы, в том числе инновационного формата, и именно:

  1. Календарь Юного Физика. Это минируководство по повышению познавательной активности, направленной на формирование и развития интереса к науке «Физика» (рис. 6).
  2. Онлайн Викторина «Юный Знаток Физики» в мини-приложения Тесты 2.0 ВКонтакте.
  3. Интерактивный кроссворд на знания основ физики для учащихся 5–6 классов на основе применения современной QR-технологии (рис. 6).
  4. Переносной Комбо-Кейс «Юного физика» для организации самостоятельной внеурочной деятельности, направленной на формирование интереса обучающихся к учебному процессу по школьному предмету «Физика» (рис. 6).

C:\Users\User\Downloads\20231223_151445.jpg

Рис. 6. Фрагменты разработанных форм, метод и средств, направленных на повышения интереса к изучению предмета «Физика»

В целом, предлагаемые в проекте разработки, в том числе и с применение ИК-технологий по вопросу формирования интереса у учащихся к физике позволят: заинтересовать школьников к изучению физики; расширить интеллектуальные способности и кругозор; осознать важность и универсальность изучаемых законов; развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки; вооружиться необходимым инновационным методологическим материалом.

Литература:

1. Итоги ЕГЭ по физике 2023 года[Электронный ресурс] — Режим доступа:https://dzen.ru/a/ZKVY-zf4iWr0–6AD(дата обращения: 25.01.2024).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) Об образовании в Российской Федерации КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.12.2023).

3. Необходимо возвращать интерес школьников к физике //Современный учительский портал [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://easyen.ru/news/neobkhodimo_vozvrashhat_interes_shkolnikov_k_fizike/2022–12–16–2202 (дата обращения: 26.01.2024).

4. Бровенко А. Ю. Метод проектов как способ повышения интереса обучающихся к изучению физики // Научные высказывания. 2023. № 6 (30). С. 21–26. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://nvjournal.ru/article/Metod_proektov_kak_sposob_povyshenija_interesa_obuchajuschihsja_k_izucheniju_fiziki (дата обращения: 25.01.2024).

5. Румбешта Е. А., Кисленко Е. С. Пропедевтический курс по физике для 5–6 классов как средство развития интереса к предмету и его практической составляющей // Вестник Томского гос. пед. ун-та. — 2017. — Вып. 4 (181). — С. 57–63.

6. Кабардин О. Ф. Внеурочная работа по физике //под ред. О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1985. — 223 с.

7. Ральперштейн Л. Я. Занимательная физика. — М.: РОСМЕН, 2000.

8. Физика для всех // Проект развития физики для школьников и студентов [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://физикадлявсех.рф (дата обращения: 26.01.2024).



Похожие статьи

К вопросу формирования культуры здорового образа жизни у учащихся начальной школы

В статье рассматривается проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков; представлены результаты опроса по вопросу формирования культуры ЗОЖ учащихся 4-го класса (лицея 410) и анализа современных требований к существующей...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Возможности использования интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении основ российского права на уроках обществознания

В статье рассматриваются возможности использования интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении курса «Основы российского права» на уроках обществознания. Подчеркивается важность внедрения ...

Осведомленность и применение техник НЛП среди студентов специальности клиническая психология

В статье рассмотрены аспекты значимости овладения техниками нейро-лингвистического программирования для обучающихся по специальности «Клиническая психология» в рамках высшего образования. Предъявлены результаты пилотного исследования об осведомленнос...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения

Статья посвящена проблеме развития активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В статье приведен материал, используемый на уроках по развитию речи. Такой метод работы буд...

Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач

В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы

В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры

В статье раскрывается технология ориентированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через частные методики адаптивной физической культуры в развитии и коррекции двигательных качеств; освоение обучающимися оздоровительн...

Похожие статьи

К вопросу формирования культуры здорового образа жизни у учащихся начальной школы

В статье рассматривается проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков; представлены результаты опроса по вопросу формирования культуры ЗОЖ учащихся 4-го класса (лицея 410) и анализа современных требований к существующей...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Возможности использования интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении основ российского права на уроках обществознания

В статье рассматриваются возможности использования интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении курса «Основы российского права» на уроках обществознания. Подчеркивается важность внедрения ...

Осведомленность и применение техник НЛП среди студентов специальности клиническая психология

В статье рассмотрены аспекты значимости овладения техниками нейро-лингвистического программирования для обучающихся по специальности «Клиническая психология» в рамках высшего образования. Предъявлены результаты пилотного исследования об осведомленнос...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения

Статья посвящена проблеме развития активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В статье приведен материал, используемый на уроках по развитию речи. Такой метод работы буд...

Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач

В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы

В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры

В статье раскрывается технология ориентированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через частные методики адаптивной физической культуры в развитии и коррекции двигательных качеств; освоение обучающимися оздоровительн...

Задать вопрос