Статья посвящена проблеме, связанной с формированием интереса к школьному предмету «Физика» у учащихся 5–6 классов; представлены результаты: анализа причин снижения интереса у учащихся к изучению физики и социологических исследований по вопросу наличия знаний и заинтересованности учащихся 5 класса к изучению физики; представлены предложенные инновационные решения и разработки для повышения интереса к физике у учащихся 5–6 классов.
Ключевые слова: физика, познавательный интерес, мотивация к знаниям, цифровые образовательные технологии, приемы и методы обучения.
В настоящее время одной из проблем современной школы является снижение интереса учащихся к предмету «Физика». Динамика количества выпускников за последние 5 лет, по данным Рособрнадзора [1], сдавших ЕГЭ по физике, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика количества выпускников-участников ЕГЭ по физике за 2019–2023 гг. [1]
Из рис. 1 видно, что количество выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, в последние годы неуклонно снижается.
Известно, что в современном мире, где наука и технологии играют все более важную роль, знание физики является необходимыми для понимания многих аспектов жизни. Недооценка физического образования сегодня может привести нашу страну к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем [2, 3]. Заложив основы понимания мира вокруг себя и объяснения различных явлений, происходящих в природе у подрастающего поколения сегодня, общество сделает существенный вклад в свое качество жизни на будущее.
Поэтому разработка проекта по повышению интереса к изучению физики у учащихся 5–6 классов до начала изучения предмета в 7 классе является актуальным и своевременным для образовательной системы страны.
В ходе настоящего исследования установлены факторы, влияющие на уровень интереса у учащихся к изучению физики, представленные на рис. 2.
Рис. 2. Факторы, влияющие на уровень интереса к изучению физики у учащихся в Российской Федерации [4–7]
Кроме этого, из проведенного анализа сделан вывод, что использование традиционных: объяснительно-иллюстративных методов обучения физике, ограничивают активность учащихся и не способствуют развитию творческих способностей; ограниченное использование наглядных средств обучения, затрудняет восприятие материала и снижать интерес учащихся; недостаток лабораторных работ и практических занятий, делают изучение физики менее увлекательным и менее понятным для учащихся; отсутствие акцента на развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения физики, приводит к утрате интереса к предмету; ограниченное применение инновационных подходов к обучению физике, делают процесс обучения неувлекательным и непонятным для учащихся [4–7].
Таким образом, анализ причин снижения интереса учащихся к изучению физики указывает на необходимость пересмотра традиционных методов обучения, увеличения использования наглядных средств, внедрения практических занятий и развития творческих способностей учащихся.
Поэтому считаю, проект разработки современных (инновационных) методов и средств по повышению интереса к школьному предмету «Физика» у учащихся 5–6 классов актуальным, направленным на привлечение внимания и заинтересованности у учащихся к изучению предмета «Физика» в будущем.
В рамках настоящего исследования автором разработан опросной лист (анкета). Образец анкеты представлен на рис. 3. В опросе приняли участие учащиеся 5 «Г» класса, лицея 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга в количестве 26 человек в возрасте 10 лет (34 %), 11 лет (65,4 %). Фрагмент обработки опросных листов представлен на рис. 4.
|
|
Рис. 3. Общий вид разработанной анкеты |
Рис. 4. Фрагмент обработки опросных листов |
Частичные результаты проведенного социологического опроса сведены и представлены на рис. 5.
Рис. 5. Распределение ответов участников опроса
Согласно полученным данным 62,0 % моих одноклассников — учеников 5 «Г» класса незнакомы с предметной областью «Физика» и неправильно указали на общее определение понятия «Физика». Кроме этого, 77 % ребят предполагают, что во многих детских игрушках заложены принципы законов физики. Также в ходе опроса одноклассники вспомнили свои любимые детские игрушки и постарались установить были ли у этих игрушек заложены принципы науки физики.
Для повышения интереса к школьному предмету «Физика» среди подрастающего поколения автором разработаны и предлагаются формы, методы и средства, обеспечивающие подходы, в том числе инновационного формата, и именно:
- Календарь Юного Физика. Это минируководство по повышению познавательной активности, направленной на формирование и развития интереса к науке «Физика» (рис. 6).
- Онлайн Викторина «Юный Знаток Физики» в мини-приложения Тесты 2.0 ВКонтакте.
- Интерактивный кроссворд на знания основ физики для учащихся 5–6 классов на основе применения современной QR-технологии (рис. 6).
- Переносной Комбо-Кейс «Юного физика» для организации самостоятельной внеурочной деятельности, направленной на формирование интереса обучающихся к учебному процессу по школьному предмету «Физика» (рис. 6).
|
|
|
Рис. 6. Фрагменты разработанных форм, метод и средств, направленных на повышения интереса к изучению предмета «Физика»
В целом, предлагаемые в проекте разработки, в том числе и с применение ИК-технологий по вопросу формирования интереса у учащихся к физике позволят: заинтересовать школьников к изучению физики; расширить интеллектуальные способности и кругозор; осознать важность и универсальность изучаемых законов; развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки; вооружиться необходимым инновационным методологическим материалом.
Литература:
1. Итоги ЕГЭ по физике 2023 года[Электронный ресурс] — Режим доступа:https://dzen.ru/a/ZKVY-zf4iWr0–6AD(дата обращения: 25.01.2024).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) Об образовании в Российской Федерации КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.12.2023).
3. Необходимо возвращать интерес школьников к физике //Современный учительский портал [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://easyen.ru/news/neobkhodimo_vozvrashhat_interes_shkolnikov_k_fizike/2022–12–16–2202 (дата обращения: 26.01.2024).
4. Бровенко А. Ю. Метод проектов как способ повышения интереса обучающихся к изучению физики // Научные высказывания. 2023. № 6 (30). С. 21–26. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://nvjournal.ru/article/Metod_proektov_kak_sposob_povyshenija_interesa_obuchajuschihsja_k_izucheniju_fiziki (дата обращения: 25.01.2024).
5. Румбешта Е. А., Кисленко Е. С. Пропедевтический курс по физике для 5–6 классов как средство развития интереса к предмету и его практической составляющей // Вестник Томского гос. пед. ун-та. — 2017. — Вып. 4 (181). — С. 57–63.
6. Кабардин О. Ф. Внеурочная работа по физике //под ред. О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
7. Ральперштейн Л. Я. Занимательная физика. — М.: РОСМЕН, 2000.
8. Физика для всех // Проект развития физики для школьников и студентов [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://физикадлявсех.рф (дата обращения: 26.01.2024).