Воспитание вторичной языковой личности | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Иностранные языки

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 01.02.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Макеенкова, А. А. Воспитание вторичной языковой личности / А. А. Макеенкова, Е. Э. Власова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4088/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье приведена информация о важности воспитания вторичной языковой личности и описаны результаты исследования о сравнении модели языковой личности школьника с учениками Калининградской области, изучающими иностранные языки, по их качественным характеристикам.

Ключевые слова: вторичная языковая личность, качественная характеристика, способности, условия формирования.

В сегодняшнем мире глобализации все больше людей вынуждены изучать и применять второй язык. Этот процесс не только расширяет возможности общения, но и глубоко влияет на личностное развитие и культурную идентичность индивида. Кроме того, изучение языка приводит к формированию вторичной языковой личности, что является важным аспектом языкового развития и межкультурной коммуникации.

Обращение к вопросу формирования языковой личности школьников, обусловлено социальными, психологическими и педагогическими причинами. Социальная точка зрения отражает связь данной проблемы с демократическим развитием нашего общества и гуманизацией образовательной системы в целом. Гуманизация образования и обучения предполагает установление оптимальных условий для развития личности ученика, его самоопределения, самосовершенствования и самореализации. Мы постоянно взаимодействуем с языком, и поэтому анализ лингвистических средств, особенно лексических, играет важную роль в изучении как индивидуального, так и коллективного сознания. Он позволяет нам изучать национальную языковую картину мира и служит важным инструментом в общем изучении языка.

На современном этапе перед школой встает одна из актуальных задач — воспитание языковой личности, что предполагает наличие таких способностей у человека, которые обусловливают уровень владения родным языком. В последние годы становится очевидным противоречие между потребностью общества в школьниках с высоким уровнем владения языком и недостаточной разработанностью методики и технологии, обеспечивающих эффективность воспитания языковой личности школьников в процессе преподавания русского языка.

Вторичной языковая личность определяется как «совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне и предполагающая адекватное взаимодействие с представителями других культур» [1]. Она формируется, когда человек изучает и использует второй язык, и происходит адаптация к новым языковым нормам, правилам и способам общения.

Изменение методов преподавания языка, безусловно, требует пересмотра множества подходов и элементов учебного процесса. Несмотря на то, что язык и речь тесно взаимодействуют в процессе обучения и находятся в диалектическом единстве, лингвисты отмечают, что язык подвержен нормам, в то время как речь и общение, нет. По этим причинам было принято решение о проведении исследования. Цель исследования заключалась в изучении воспитания вторичной языковой личности у школьников и сравнении уровня сформированности вторичной языковой личности с моделью языковой личности школьника по ее качественным характеристикам (на примере учеников Калининградской области).

Исследование было проведено с помощью проведения анкетирования. В опросе приняли участие ученики из разных городов Калининградской области, из которых 54,8 % — ученики ГАУ КО ОО ШИЛИ; по 9,6 % — ученики МАОУ СОШ № 6 с УИОП и МАОУ Гимназия 22; остальные 26 % поровну распределены между учениками МАОУ СОШ 50, МАОУ СОШ п. Переславское, Нестеровская МАОУ СОШ г. Нестерова, МБОУ СОШ г. Мамоново, МАОУ СОШ 25, МАОУ СОШ № 58, МАОУ СОШ № 56, МАОУ Лицей № 10 г. Советск. Опрос проводился среди учеников 7–11 классов, больше половины из которых оказались учениками 9 классов. Также 35,5 % среди опрошенных — ученики профильных классов с лингвистическим направлением, остальные 64,5 % — нет. Сам опрос был основан на качественных характеристиках модели языковой личности школьника [2]. Результаты исследования приведены на рис. 1.

.

Рис. 1.

Изучив данные, полученные после проведения опроса, можно сказать, что достаточное количество учеников Калининградской области (больше половины) имеет способности и умения, соответствующие характеристике языковой личности школьника. Такой результат говорит о хорошем уровне условий, способствующих развитию целостной языковой личности, в школах города Калининграда и Калининградской области. Эти условия можно поделить на две взаимосвязанных группы [3]:

1) Условия, влияющие на формирование внутренней мотивации: интерес, осознание практической и теоретической значимости получаемых знаний для применения их в будущем;

2) Условия, влияющие на формирование внешней мотивации, — создание ситуации успеха или осознание неудачи и ее причин, соревновательность занятий, коммуникативная направленность занятий.

Таким образом, можно сказать, что формирование вторичной языковой личности является комплексным процессом. Оно зависит от множества факторов и включает различные механизмы. В формировании вторичной языковой личности, взаимодействуют мотивационные, обучающие и психологические факторы (самооценка, уверенность в себе и коммуникативные навыки). Оно также зависит от социокультурной среды, в которой происходит изучение и использование второго языка, и включает в себя взаимодействие с носителями языка и принятие норм и ценностей этой культуры [4].

Подводя итоги, можно сказать, что получение навыков владения вторым языком включает не только понимание лексических и грамматических структур, но также осознание культурных особенностей, тонкостей и коммуникативных норм, связанных с этим языком. Вторичная языковая идентичность отражает изменения в индивидуальной личности и является результатом взаимодействия между первичной языковой идентичностью и новыми языковыми и культурными контекстами.

Вторичная языковая личность играет ключевую роль в контексте межкультурного взаимодействия и обмена языковой информацией. Она способствует эффективной адаптации людей к разнообразным языковым и культурным сценариям. Процесс формирования вторичной языковой личности представляет собой сложный путь, требующий времени, усилий и накопленного опыта. Этот процесс может оказать существенное воздействие на способности индивида, сделав его не только коммуникативно компетентным, но и культурно осведомленным личностью.

Литература:

1. Кузнецова, Е. А. Вторичная языковая личность / Е. А. Кузнецова. — Текст: непосредственный // NovaUm.Ru. — 2021. — № 32. — С. 23–25.

2. Быкова, Г. И. К вопросу воспитания языковой личности старших школьников / Г. И. Быкова // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: тезисы докладов II научно-практической конференции, 12–15 марта 2002 г., г. Екатеринбург. [В 3 ч.] Ч. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. — С. 8–11.

3. Клименко, Т. Г. Английский язык для специальных целей в процессе формирования вторичной языковой личности / Т. Г. Клименко. — Текст: непосредственный // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. — 2013. — № 26. — С. 172–175.

4. Климцев, К. Е. Формирование вторичной языковой личности / К. Е. Климцев. — Текст: непосредственный // Картина мира в системно-структурном и антропоцентрическом аспектах: поиски общих закономерностей : Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. — 2023: Сборник трудов конференции, 2023. — С. 94–97.



Ключевые слова

способности, вторичная языковая личность, условия формирования, качественная характеристика

Похожие статьи

Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся

В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Методики изучения профессиональной языковой личности

В статье раскрывается содержание феномена «профессиональной языковой личности». Проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной языковой личности на примере разных специальностей. Рассматривается проблема совершенст...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Похожие статьи

Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся

В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Методики изучения профессиональной языковой личности

В статье раскрывается содержание феномена «профессиональной языковой личности». Проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной языковой личности на примере разных специальностей. Рассматривается проблема совершенст...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Задать вопрос