В статье автор исследует устройство здания школы-лицея с точки зрения архитектуры, изучения декоративных украшений на фасаде школы. Выполненное исследование дает важные, ранее неизвестные знания по истории города Тайшета, его культуре.
Ключевые слова: архитектурные стили, лепнина, классицизм, русты, фронтон, ризалит.
Цель исследования: определить архитектурный стиль зданий РЖД лицея № 12 г. Тайшет.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
- Изучить статьи о стилях архитектуры.
- Выявить основные части здания школы.
- Определить архитектурный стиль здания по его основным элементам.
- Особенность архитектуры: лепнина (количество, виды).
Актуальность исследовательского проекта обусловлено отсутствием в документах музея города описания здания школы-лицея по адресу ул. Крупской д. 97 в г. Тайшет. Таким образом, ученики школы и жители города не изучали особенности устройства здания.
Новизна исследовательского проекта заключается в исследовании важных ранее неизвестных знаниях по истории города Тайшета.
В ходе работы использованы следующие методы исследования:
— теоретические (анализ фактов из литературных и интернет-источников, обобщение материала); анкетирование, провести опрос в своем классе спросить человек 10 — знают ли они архитектурные элементы здания школы (как они называются, показать фотографии).
— сравнительный анализ по определенному алгоритму (исследование): структура, тематическая группа, анализ и систематизация полученного материала.
В рамках изучения теоретических аспектов изучены важные термины, которые дают представление о тематики исследования:
Термин «Архитектура» в представленииИоганна Вольфганга Гете, это онемевшая музыка. Архитектура одновременно является сложной научной дисциплиной, которая решает задачи создания пространственной среды для комфортного проживания людей. Построенные объекты не только должны соответствовать прямому назначению и приносить пользу человеку, но и соответствовать многочисленным техническим и эстетическим требованиям. Они должны быть прочными, долговечными и иметь красивый внешний вид [5, 6, 7].
Ещё существует такой термин, как архитектурные стили — это набор особенностей зданий, благодаря которым можно определить дух эпохи и понять, чем жили люди сотни веков назад. Каждому направлению соответствуют определённые черты, связанные с периодом истории и конкретным местом. За многие годы люди развивали архитектуру, создавая новые архитектурные стили, и все что требовалось для возведения новых придуманных зданий [5, 6, 7].
Основные виды архитектуры: объемные сооружения, ландшафтная и градостроительная. Данный проект исследует архитектуру и стиль объемных сооружений, в частности, здание школы-лицея.
Из научных статей и уроков истории в школе мы знаем о различных архитектурных стилях. Рассмотрим классицизм, так как здание школы-лицея построено в этом стиле. Докажем это, рассмотрев основные характерные черты и декоративные элементы здания, изображенные на рисунках 1–4 [1, 2, 3, 4].
Рис. 1. Фотография фасада учебного корпуса |
Рис. 2. Фотография торца учебного корпуса |
Рис. 3. Фотография фасада вспомогательного корпуса |
Рис. 4. Фотография оборотной стороны вспомогательного корпуса |
Зарождение архитектурного стиля классицизм — результат развития всех других стилей. Он был популярен в Европе с середины XVIII века до 1830-х годов.
Особенности. Этот стиль сменил в архитектуре рококо: вновь стали актуальными чёткие линии, простые конструкции и упорядоченные элементы. Здания были масштабными, а их облик — строгим. Окна располагались от пола до потолка, а двери — чётко посередине помещения. Архитекторы отказывались от лишнего декора, в некоторых сооружениях его и вовсе не было. Основные материалы — мрамор, бетон и камень [2, 3, 4].
Рассмотрев рисунок 1 — главный фасад здания школы, мы видим строгую симметрию, что является признаком классицизма. Все части здания ясно и четко обозначены архитектурными приемами, элементами. Симметрия видна в расположении окон, симметрия правого и левого крыла здания, соотношении первого этажа и двух других по высоте, расположение треугольного фронтона, лепных гирлянд.
Основные декоративные элементы в ансамбле зданий РЖД лицея № 12 представлены ниже на рисунках 5–8.
Рис. 5. Фотография геральдического щита на фронтоне учебного корпуса |
Рис. 6. Фотография декоративных элементов — тимпан фронтона вспомогательного корпуса |
Рис. 7. Фотография части фасада. Русты и замковые камни |
Рис. 8. Фотография ризалита на фасаде учебного корпуса |
Фронто́н — завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого, украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами [5, 6, 7].
Лепни́на — это элементы декоративного украшения зданий, колонн, внутренних помещений и т. п. — так же встречается в классицизме [5, 6, 7].
В центральной части фронтона лепнины учебного корпуса, представленного на рисунке 5 наблюдается геральдический щит, на котором имеется известное выражение В. И. Ульянова — Ленина: учиться, учиться и учиться. Левая и правая части этой лепнины уравновешены одинаковым количеством элементов — по 8–9 элементов с каждой стороны, но не полностью повторяющиеся: по две ветви лавра, пионерский горн с вымпелом, пионерский барабан, барабанные палочки, глобус, книга, тубус, прямоугольный предмет какой-то, знамя (или флаг) скорее всего знамя школы со знаменной лентой и кистью, навершием с государственным символом «серп и молот»; и лента с раздвоенным концом. Под пятью окнами третьего этажа здания по ширине ризалита помещены изящные лепные гирлянды, цветом потускневшей бронзы. Вся эта рельефная лепнина — бронзового окраса, трудно сказать изначальный ее цвет. Художник не скупился на детали, что позволило создать прекрасное художественное произведение. Первый этаж здания отделен от остальных довольно мощным молдингом, т. е. межэтажным поясом, который на ризалите прерывается еще одним выступом за линию фасада и лепным обрамлением дверного проема [1, 2, 3, 4].
На рисунке 6 невозможно не увидеть чрезвычайно интересный и замечательный элемент декоративного лепного оформления тимпана фронтона, который весьма уместно смотрится на фронтоне именно школьного здания [1, 2, 3, 4].
Русты — декорирование углов фасада рустом. Классическим способом отделки углов дома является рустовый камень (руст) [5, 6, 7]. Окна всего здания школы (рисунки 1, 2, 7) не имеют обрамления, ее видимость создается именно рустами и замковыми камнями, просто и изящно, да несложными подоконными карнизами первого этажа и более сложными второго этажа
Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту [5, 6, 7]. Рассмотрев рисунок 8, можно отметить, что красочное разнообразие ризалиту придают русты первого этажа и одновременно утяжеляют его. Они симметричны своими размерами по всему зданию, широкие, длинные, достаточно рельефные, в основе своей имеющие кирпичную кладку. Русты на здании создают игру света и тени, тем самым украшают его и создают объем [1, 2, 3, 4].
Вид оборотного фасада (рисунок 4) соответствует описанию здания как образца провинциального классицизма. Здание симметрично, имеет два крыла: левое и правое, между которыми расположился верхний этаж спортивного зала, который имеет несколько отличающиеся элементы декора по сравнению со всем зданием. Над оконными проемами имеются русты с замковыми камнями.
Исследовав архитектурную стилистику здания вспомогательного корпуса, представленного на рисунке 2, 3, обратим внимание на симметрию, треугольный фронтом, подоконники. При этом главной особенностью рассматриваемого объекта являются элементы фронтона. Фронтон представлен не в классическом виде, он не имеет горизонтального карниза, отделяющего его от стены здания. Также заметно отсутствие декоративных лепных карнизов.
Дополнительно в ходе исследования был проведен социологический опрос среди учеников 6–7 классов школы-лицея на тему «Классицизм в архитектуре». По результату опроса, представленному на рисунках 9–10, более 80 % школьников не разбираются в архитектурных стилях и их элементах. И лишь единицы знают о геральдическом щите на фронтоне учебного (центрального) корпуса. Данные исследования подтверждают актуальность выбранной мною темы проекта.
Заключение
Проведя исследование декоративных элементов архитектурного ансамбля зданий школы-лицея, составлена Классификация элементов и деталей зданий РЖД Лицея № 12, которая представлена в таблице 1.
Благодаря сравнительному анализу декоративных элементов (таблица 1) на учебном (центральном) и вспомогательном корпусах представленному ниже в таблице, я увидел, сколько и каких элементов найдено в архитектуре и оформлении зданий школы. Ведь у неё есть и симметрия, и элементы.
Поэтому архитектурный ансамбль зданий РЖД лицея № 12 относится к классицизму.
Таблица 1
Классификация элементов и деталей зданий школы-лицея
Наименование элементов |
Учебный (центральный) корпус |
Вспомогательный корпус |
Итого |
Симметрия |
+ |
+ |
+ |
Арочные окна, двери |
- |
- |
- |
Карнизы |
- |
- |
- |
Фронтоны |
+ Многоступенчатый, прямой, не сложный |
+ Красивый фронтон- круглое слухокно в лепном обрамлении-наличнике; ниже с двух сторон розетки; под окном полукруглая лепнина имитирует окно; ниже –карниз, еще ниже фризе с маленьким розетками |
+ |
Портик |
- |
- 10 шт. больше, маленькие на фасаде под фронтоном |
|
Замковый камень |
+ Декоративный замковый камень над окнами 1 этажа заделан в русты |
+ Молдинги на фасаде с разетками |
|
Сандрик |
- |
- |
- |
Пилястры |
- |
- |
- |
Русты |
+ |
- |
+ - |
Обрамления окон, дверей |
+ Только подоконники, на 2 этаже более богатый в несколько ступеней |
- Окна не выразительные |
+ - |
Ризалиты |
+ Красивый, межокон. проемы имитируют полуколонны, первый этаж отделен молдингом |
- |
+ - |
Лепнина, молдинги |
+ На фронтоне, гирлянды на ризалите под окнами 3 этажа |
- |
+ - |
Разетки |
- |
+ 10 шт. большие, маленькие на фасаде под фронтоном |
- + |
Филенка |
+ Квадратные под окнами 3 этажа |
- |
+ - |
Лоджия |
- |
- |
- |
Литература:
- Сайт педагогов Селезневых «Тайшетская история» — URL: https://taishetrn.ru/ (дата обращения 21.12.2023).
- Селезнев Е. С. Исторические записки дилетантов 20.12.2018 / Брошюра «Звуки окаменевшей музыки» // Селезневы Т. А. и Е. С., Аристархова Н., Сорока К. — URL: https://taishetrn.ru/seleznev-e-s-istoricheskie-zapiski-dil/ (дата обращения 22.12.2023).
- Селезнев Е. С. Исторические записки дилетантов 23.01.2019 / «Статья о Стройучастке», // Селезнев Е. С. — URL: https://taishetrn.ru/seleznev-e-s-istoricheskie-zapiski-dil-2/ (дата обращения 26.12.2023).
- Селезнев Е. С. Шедевры архитектурного ансамбля Стройучасток // Селезнев Е. С. — URL: https://taishetrn.ru/smert-arhitekturnogo-pamyatnika/ (дата обращения 03.01.2024).
- Яровая М. С. Архитектура. Искусство понимать» // М.: АСТ — 2022, 192 с., ISBN: 978–5–17–138391–6.
- Информационный канал — URL: https://skillbox.ru/media/design/stili-arh/ (дата обращения 07.01.2024).
- Информационный канал- URL: https://realty.rbc.ru/news/60faf77e9a7947e3aa2fdc39 (дата обращения 04.01.2024).