Роль психологической помощи и её влияние на развитие школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Пересецкая, М. В. Роль психологической помощи и её влияние на развитие школьников / М. В. Пересецкая, О. А. Бирюкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4118/ (дата обращения: 16.11.2024).



Представленная работа посвящена изучению вопросов, связанных с ролью психологической помощи в процессе обучения и воспитания школьников, ее влиянием на формирование личности ребенка, на его эмоциональное и психическое состояние, а также на успеваемость и мотивацию к учебе. Так, результаты работы помогут понять, зачем вообще нужна психологическая помощь, как её можно оказать и как она может оказывать влияние на жизнь школьников. Статья посвящена педагогам, детям, психологам, родителям и всем, кто заботится о развитии детей, их здоровье и внутреннем состоянии.

Тема «Роль психологической помощи и ее влияние на развитие школьников» является очень актуальной в нашей современной образовательной системе, так как школьный период является одним из самых важных этапов в жизни человека, на котором формируются его личность, социальные навыки, культура поведения и привычки. Так, в последнее время дети все чаще сталкиваются со стрессовыми ситуациями в этот период, такими как буллинг, домашнее насилие, выгорания, эмоциональная нестабильность. Образовательная система становится все требовательнее и требовательнее, что также приводит к увеличению уровня стресса среди детей. Именно поэтому в статье освящено то, насколько важно оказание психологической помощи и поддержки детям в современное время.

Целью статьи является изучение роли психологической помощи в жизни школьников и анализ её влияния на развитие личности.

Для достижения указанной цели были сформулированы и поставлены следующие задачи:

– Узнать, что такое психологическая помощь и как её оказывают.

– Изучить, зачем вообще нужна психологическая поддержка и почему она особенно важна в школьном возрасте.

– Выяснить, как психологическая помощь оказывает влияние на формирование личности, эмоциональное состояние и мотивацию к учёбе.

– Провести анкетирование среди учащихся ГАУ КО ОО ШИЛИ на тему «Роль психологической помощи и ее влияние на развитие школьников».

– Подвести итоги проделанной работы.

Психологическая помощь. Понятие и виды

Психологическая помощь — это процесс, в рамках которого профессиональный психолог оказывает поддержку и помощь людям, испытывающим трудности в психологической сфере. Например, такими трудностями могут являться семейные проблемы, страхи, депрессивные состояния, трудности на работе или в школе, проблемы в личной жизни, одиночество. Так, психологическая помощь направлена на устранение различных проблем, связанных с эмоциональным состоянием, поведением, мышлением и отношениями с окружающими.

Психологическая помощь имеет широкое применение в различных сферах жизни, включая образование, медицину, социальную работу, бизнес. Она может быть оказана как детям, так и взрослым; как в индивидуальной, так и в групповой форме.

В ходе процесса психологической помощи психолог использует различные методы и техники работы с пациентом. Обычно принято выделять всего несколько методов оказания такой помощи:

– Психологическая консультация. Это самый распространённый вид поддержки, в ходе которой человеку предлагается индивидуальная профессиональная помощь в решении проблемной ситуации. Консультирование направлено на психически здоровых людей, которым тяжело справиться со своими переживаниями, эмоциями, трудностями. Такую помощь оказывают практически везде — на базе школы, образовательных учреждений, организаций, медицинских учреждений.

– Психологический тренинг. Это занятия, которые являются формой групповой работы. Так, под руководством психолога создаются различные группы, обычно включающие в себя от 5 до 15 человек со схожими проблемами. Например, существуют тренинги по борьбе с алкоголизмом, по борьбе с депрессией. Таким образом, люди совместными усилиями пытаются осознать свою проблему и решить её под присмотром профессионального психолога.

– Психологическая коррекция. Это обоснованное воздействие психолога на внутренний мир человека, направленное на исправление недостатков поведения, человеческой психологии. В работе с детьми этот метод используется довольно часто. Причина тому — детские капризы, необоснованные обиды, страхи, агрессивность и застенчивость. Для коррекции таких недостатков обычно используется арт-терапия, игротерапия, психогимнастика, сказкотерапия. [1]

Цель психологической помощи. Её значение в школьном возрасте.

Таким образом, цель психологической помощи — помочь человеку справиться с эмоциональными, поведенческими и психологическими проблемами, которые могут мешать ему жить полноценной жизнью. Психологическая помощь направлена на улучшение качества жизни человека, его самооценки, уверенности в себе, улучшение отношений с окружающими и на помощь в принятии осознанных решений. [2]

Психологическая поддержка важна для людей в любом возрасте, но особенно важна она в детском, подростковом возрасте. В этот период жизни происходят значительные изменения в физическом, эмоциональном и социальном развитии, которые могут вызывать стресс и тревогу у школьников. Образовательная система становится всё требовательнее и требовательнее. Ситуацию ещё больше усугубляет недостаток личного времени и большое количество учебной нагрузки.

Обычно практика показывает, что школьник не всегда может сам обратиться за поддержкой к взрослому, педагогу или психологу в какой-либо трудной ситуации. Причина тому — страх осуждения, непонимания, умаление своих проблем и трудностей. [3]

Такое замалчивание проблем приводит к печальным последствиям. Как правило — это различные психические расстройства, повышенный уровень стресса, проблемы с социализацией, появление когнитивных расстройств и даже суицид. [5]

Согласно статистике, на 2023 год, до 15 % российских детей страдают лёгкими когнитивными расстройствами. Как правило, такие расстройства проявляются из-за игнорирования детьми своих проблем и внутренних переживаний. «Если игнорировать эти проблемы у детей, то со школы у них запускается «неблагоприятная цепочка». Она начинается со школьной неуспеваемости и дезадаптации и может закончиться асоциальным поведением, уголовными преступлениями, несостоятельностью в браке и низкой производительностью труда», — указывает известный российский педиатр-невролог Каркашадзе.

Поэтому так необходимо продвигать в массы идею о том, как важно оказывать психологическую поддержку в школьном возрасте. Ведь именно от этого зависит эмоциональное благополучие, здоровье и будущее ребёнка.

Влияние психологической поддержки на формирование личности и учебный процесс школьников

Психологическая поддержка оказывает значительное влияние на формирование личности и учебный процесс школьников. Вот несколько основных аспектов этого влияния:

  1. Эмоциональное благополучие. Психологическая поддержка помогает школьникам лучше понимать и управлять своими эмоциями, что приводит к улучшению их эмоционального состояния и снижению уровня стресса.
  2. Развитие самооценки. Благодаря психологической поддержке учащиеся могут развивать здоровую самооценку, что положительно влияет на их мотивацию к жизни и учёбе.
  3. Улучшение взаимоотношений . Психологическая поддержка помогает школьникам развивать навыки эмпатии, конструктивного взаимодействия и решения конфликтов. Это помогает социализироваться в обществе и поддерживать хорошие отношения с друзьями, учителями и сверстниками.
  4. Управление стрессом. Школьники, получающие психологическую поддержку, учатся эффективным стратегиям управления стрессом и адаптации к изменениям. Это в свою очередь помогает детям приспособиться к трудностям, возникающим во время учебного процесса.
  5. Улучшение учебной эффективности. Психологическая поддержка способствует повышению учебной эффективности школьников, поскольку они могут лучше сосредотачиваться на учебе и правильно распределять своё свободное время.

Как понять, что человеку необходима психологическая помощь?

  1. Изменения в поведении: внезапные изменения в образе жизни, интересах, резкое сужение круга общения.
  2. Эмоциональные признаки: панические атаки, тревога, продолжительная грусть, агрессивность и раздражительность.
  3. Физические проявления: потеря аппетита или его увеличение, частые головные боли, потеря сна.
  4. Речи и мышление: мысли о самоповреждении, сложности в общении, частое упоминание смерти и самоубийства.

Как оказать человеку поддержку?

Рекомендации

1. Проявите эмпатию.

Покажите, что вы понимаете, что человек переживает, и проявляйте сочувствие. Будьте готовы внимательно выслушать его, постарайтесь ни в чём его не упрекать и не обвинять.

2. Предложите практическую помощь.

Не стесняйтесь предложить конкретную помощь в решении проблемы или выполнении задач. Например, вы можете предложить помочь выполнить какое-либо дело, дать совет или найти информацию.

3. Будьте терпеливым и дружелюбным.

В сложные моменты важно быть терпеливым и понимающим. Помните, что каждый человек переживает трудности по-своему, поэтому постарайтесь быть дружелюбным и сострадательным, не давите на человека.

4. Предложите возможность для разговора.

Важная часть оказания эмоциональной поддержки — это простой разговор. Предложите человеку поговорить, рассказать о своих чувствах и мыслях. Дайте ему излить свои эмоции и переживания. [4]

Опрос

В ходе работы над статьёй был проведён опрос среди школьников, с целью более углублённого изучения вопроса о психологической поддержке на практике. Участие в анкетировании приняло более ста человек школьного возраста из Калининграда. Так, опрошенным были заданы следующие вопросы:

Как вы считаете, влияет ли психологическая поддержка на развитие школьников?

  1. да (97 %)
  2. нет (3 %)

Какие проблемы школьников, по вашему мнению, наиболее часто требуют психологической помощи? (несколько вариантов ответа)

  1. буллинг (42 %)
  2. проблемы в семье (39 %)
  3. зависимости (13 %)
  4. конфликты с друзьями/одноклассниками (45 %)
  5. страхи (22 %)
  6. стресс (67 %)
  7. псих. расстройства (7 %)

Как вы считаете, насколько эффективна психологическая помощь в решении проблем школьников? (по пятибальной системе)

  1. 1 (5 %)
  2. 2 (2 %)
  3. 3 (13 %)
  4. 4 (27 %)
  5. 5 (53 %)

Как часто вы обращаетесь за психологической помощью в школе?

  1. никогда (82 %)
  2. редко (11 %)
  3. иногда (2 %)
  4. часто (5 %)

Если вы обращались к психологу, то как вы оцениваете эффективность помощи, которую вы получили (по пятибальной)

  1. 1 (2 %)
  2. 2 (0 %)
  3. 3 (0 %)
  4. 4 (5 %)
  5. 5 (11 %)
  6. не обращался (82 %)

Как вы считаете, часто ли школьники обращаются к психологам?

  1. очень редко (70 %)
  2. редко (12 %)
  3. иногда (9 %)
  4. часто (7 %)
  5. очень часто (2 %)

Заключение

В ходе работы было проанализировано, что такое психологическая помощь, какой она бывает, почему она так важна в школьном возрасте и её влияние на ребёнка. Так, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что психологическая помощь играет ключевую роль в развитии школьников, полностью влияя на их эмоциональное состояние, учебу, мотивацию, личность и даже будущее. В результате получения поддержки ребёнок учится управлять своими эмоциями, развивать здоровую самооценку, улучшать отношения со сверстниками, правильно распределять своё свободное время, а также справляться и приспосабливаться к трудностям, возникающим во время учебного процесса.

Так, школьники могут добиться большей учебной эффективности и лучше адаптироваться к изменениям в жизни. Именно поэтому так важно развивать и совершенствовать систему психологической помощи и работу психологов в школах — всё это необходимо для того, чтобы обеспечить полноценное развитие школьников и их успехи в будущем.

Литература:

  1. Адизова Т. // «Психокоррекция. Учебное пособие», 2006.
  2. Экстренная психологическая помощь МЧС России (сайт) https://psi.mchs.gov.ru/
  3. Московская помощь психологической помощи населению (сайт) https://msph.ru/
  4. Владиславова Н. // «Психологическая помощь: приёмы, секреты, рекомендации», 2023
  5. Фримен А., Бек А. // Когнитивная психотерапия, 2022


Похожие статьи

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Проблема профессионального самоопределения подростков в старшем школьном возрасте

Представленная работа посвящена изучению важных вопросов, представляющих интерес для подростков в старшем школьном возрасте, родителей и педагогов. Она направлена на изучение факторов, влияющих на процесс выбора профессии у подростков. В рамках иссле...

Влияние родителей и воспитателей детских садов на формирование у детей эстетического воображения

В статье освещена важная проблема современности – эстетическое воспитание детей в семье. Для детей дошкольного возраста очень важно эстетическое воспитания в семье, так как дети перенимают всё от своих родителей. Родители оказывают сильное влияние на...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям

Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации первоклассников к новым социальным условиям. Рассмотрены особенности проявления этих феноменов в современной школе, выделена их взаимосв...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Похожие статьи

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Проблема профессионального самоопределения подростков в старшем школьном возрасте

Представленная работа посвящена изучению важных вопросов, представляющих интерес для подростков в старшем школьном возрасте, родителей и педагогов. Она направлена на изучение факторов, влияющих на процесс выбора профессии у подростков. В рамках иссле...

Влияние родителей и воспитателей детских садов на формирование у детей эстетического воображения

В статье освещена важная проблема современности – эстетическое воспитание детей в семье. Для детей дошкольного возраста очень важно эстетическое воспитания в семье, так как дети перенимают всё от своих родителей. Родители оказывают сильное влияние на...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям

Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации первоклассников к новым социальным условиям. Рассмотрены особенности проявления этих феноменов в современной школе, выделена их взаимосв...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Задать вопрос