Нейросеть — эффективный помощник в изучении лексики и грамматики иностранного языка. Правда или миф? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 07.02.2024

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Астафурова, С. Л. Нейросеть — эффективный помощник в изучении лексики и грамматики иностранного языка. Правда или миф? / С. Л. Астафурова, А. А. Ястреб. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4123/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует особенности и эффективность использования нейросети для изучения иностранного языка.

Ключевые слова: иностранные языки, лингвистика, работа мозга, искусственный интеллект

По определению нейросеть — математическая модель, работающая по принципам нервной системы живых организмов. Ее основное назначение — решать интеллектуальные задачи. То есть те, в которых нет изначально заданного алгоритма действий и спрогнозированного результата. Главной особенностью нейросетей является способность к обучению. Они могут обучаться как под управлением человека, так и самостоятельно, применяя полученный ранее опыт. Другими словами, нейросеть — это программа, которая притворяется человеческим мозгом. Она состоит из нейронов, которые общаются между собой. Вместе они создают сеть «мозговых клеток», чтобы запоминать информацию и принимать решения. В ней нет никакой магии — только непонятные формулы из математического анализа и теории вероятностей. Но всё это магическим и математическим образом помогает компьютеру думать.

Изучение иностранного языка в современном мире — это один из важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека. Знание иностранного языка не просто желательно, оно необходимо. Сегодня появляется все больше людей, желающих знать иностранный язык, соответственно возникает потребность качественному обучения иностранного языка. Использовать искусственный интеллект для изучения иностранного языка на первый взгляд кажется заманчивой идеей. Чат-бот можно установить на любой носитель, с ним не надо договариваться о времени общения, можно изучать язык в удобном месте и в удобное время. Для многих сбылась мечта о доступный собеседнике-учителе, с которым можно общаться, когда тебе удобно, на любимые темы, отрабатывая навыки иностранного языка и не получая замечания и плохие оценки. На первый взгляд преимуществ у нейросети больше, чем недостатков. Но разберём подробнее все возможности, которые дает нам нейросеть для изучения иностранного языка, а также постараемся выделить «западающие» моменты:

Одна из наиболее полезных функций — помогает учить слова.

Учить слова без контекста — не самый эффективный способ освоения языка. Но если необходимо набрать первоначальный словарный запас, нейросеть может оказаться в такой ситуации отличным помощником.

В голосовом помощнике «Алиса», например, встроен навык «Учим английские слова». Принцип действия прост — мы слышим английские слова, переводим их на русский. Если не знаем перевода, нажимаем на кнопку «дальше» и слушаем правильный ответ.

Те слова, которые мы плохо знаем, навык будет повторять для закрепления. В навыке два уровня: около 1000 слов и фраз для начинающих и пара сотен слов для продвинутых пользователей.

Если совмещать инструмент с другими ресурсами для изучения языка, то можно освоить элементарную лексику.

Проверяет грамматику.

На сегодняшний день нейросети вполне можно доверить проверку текста на предмет того, насколько он хорошо выстроен грамматически. Программа Grammarly, не просто помогает грамотнее писать на английском, но и выдает рекомендации касательно правильности сообщения.

Переводит фразы в контексте.

Одно и то же иностранное слово может иметь десятки значений. И понять, о чем именно идет речь, можно порой лишь из контекста. Обыкновенные машинные переводчики не способны выбирать необходимое правильное значение слова. В отличие от машинных переводчиков, искусственный интеллект алгоритмически анализирует миллионы двуязычных текстов, выдавая соответствующий контексту перевод. По такому принципу работает Reverso Context — мобильное и веб-приложение для поиска перевода в контексте, основанное на искусственном интеллекте. Искать адекватные значения, обращая внимание на стилистику и контекст, можно также, используя ChatGPT и DeepL.

Объясняет правила.

Если мы не понимаем какое-то грамматическое правило, можно попросить нейронную сеть его объяснить. Это намного проще и быстрее, чем искать нужный ответ в учебнике или интернете самому. Неоспоримое преимущество нейросети — бесконечное количество примеров для каждого правила, словосочетания или конструкции.

При всех, казалось бы, неоспоримых преимуществах нейросеть имеет ряд недостатков, которые позволяют сделать вывод о том, что эффективное изучение иностранного языка при помощи нейросети — это скорее миф, чем правда. Один из главных недостатков — сеть ориентируется на нас, соответствуя нашим запросам. Живой диалог с сетью невозможен, соответственно невозможно развитие ряда коммуникативных навыков и речи.

Главный секрет успешного изучения языков — желание, чтобы тебя поняли. Вступая в диалог с живым носителем, студент аккумулирует все свои ресурсы для того, чтобы донести свою мысль до собеседника и понять, что ему отвечают. Заражаясь вдохновением педагога, учащийся сам испытывает прилив вдохновения и глубокое удовлетворение от общения. В случае общения с нейросетью, изучающему иностранный язык остаётся рассчитывать на внутреннюю мотивацию.

Любая нейросеть далека пока что от идеала, что требует от пользователя использования критического мышления в работе, тщательной проверки информации. Всё это требует дополнительного времени и сил, поэтому говорить об нейросети как о быстром помощнике, способном сэкономить силы и время пока ещё рано. Но при этом нейросеть — неплохая альтернатива поисковикам по известным и хорошо изученным темам, таким как грамматика и орфография.Изучая в различных источниках информацию и различные мнения специалистов о нейросетях, я столкнулась с множеством противоречивой информации, которую мне удалось тезисно выразить следующим образом: нейросети могут существенно облегчить работу человека, потому что они:

— активно обучаются и могут находить оптимальные решения вместо человека;

— хорошо работают в связке «человек — нейронная сеть»

— увеличивают угол обзора для принятия решения и страхуют от серьёзных ошибок. Но несмотря на все преимущества, нейросети не идеальны и результат их работы зависит от выбора исходных данных для обучения, они не гарантируют верное решение задачи, так как зависят от данных, которые выбрал для них человек.

Искусственный интеллект предоставляет широкие возможности для образовательных процессов. Однако необходимо осторожно подходить к внедрению нейросетей в образование в целом и в рутину каждого ученика, учитывая позитивные аспекты и потенциальные риски этих технологий. Баланс между инновациями и традиционными методами обучения — ключевой фактор для успешного использования нейросетей. Для достижения такого баланса как уже упоминалось выше очень важно критически относиться к результату работы нейросетей, не забывать анализировать получаемые результаты и расширять сферу своих интересов и знаний посредством живого общения.

Литература:

  1. Как нейросети помогают учить иностранные языки. — Текст : электронный // Яндекс Образование : [сайт]. — URL: https://education.yandex.ru/journal/kak-uchit-yazyk-s-nejrosetyami (дата обращения: 02.02.2024).
  2. Федоров, Д. Нейросети для изучения языков: какими сервисами пользоваться и что пока нельзя поручить алгоритму / Д. Федоров. — Текст : электронный // RB.RU : [сайт]. — URL: https://rb.ru/opinion/nejroseti-izuchaut-yazyk/ (дата обращения: 02.02.2024).
  3. Использование нейросетей на уроке английского языка (cyberleninka.ru)
  4. Марченко, А. Нейросети для изучения английского: как использовать + 5 чат-ботов (помимо ChatGPT) / А. Марченко. — Текст : электронный // English Help : [сайт]. — URL: https://enghelp4students.wordpress.com/ (дата обращения: 02.02.2024).


Похожие статьи

Трудности перевода научно-популярной литературы в сфере искусственного интеллекта

В статье автор исследует трудности, возникающие в процессе перевода научно-популярных текстов по искусственному интеллекту.

Использование методов нейролингвистики при изучении иностранного языка

В статье автор исследует методы нейролингвистики при изучении иностранного языка.

Робототехника — одновременно и наука, и предмет, и метод обучения

В статье автор раскрывает понятие термина и анализирует возможности использования робототехники как одного из методов инновационного преподавания различных дисциплин.

«Умные» технологии запоминания слов на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены и проанализированы особенности современных технологий для заучивания английской лексики, предложены нетрадиционные способы запоминания слов в методике иностранного языка.

Искусственный интеллект: использование в экономике

В статье авторы предприняли попытку проанализировать роль искусственного интеллекта в экономической жизни страны.

Искусственный интеллект в сфере образования

В статье автор пытается определить роль и назначение искусственного интеллекта в образовании, а также разобрать плюсы и минусы его внедрения в данную сферу.

Ментальные риски внедрения искусственного интеллекта в управление персоналом

В статье автор исследует проблему моделирования структуры и свойств менталитета в комплексе искусственного интеллекта.

Применение игровой методики в изучении английского языка

В статье автор пытается определить важность применения игровой методики в изучении английского языка, а также разобрать, какие существуют эффективные игровые технологии.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Какие задачи позволяет решать машинное обучение

В статье автор изучил понятие «машинное обучение» и представил его методы и основные классы задач, которые решают с помощью машинного обучения.

Похожие статьи

Трудности перевода научно-популярной литературы в сфере искусственного интеллекта

В статье автор исследует трудности, возникающие в процессе перевода научно-популярных текстов по искусственному интеллекту.

Использование методов нейролингвистики при изучении иностранного языка

В статье автор исследует методы нейролингвистики при изучении иностранного языка.

Робототехника — одновременно и наука, и предмет, и метод обучения

В статье автор раскрывает понятие термина и анализирует возможности использования робототехники как одного из методов инновационного преподавания различных дисциплин.

«Умные» технологии запоминания слов на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены и проанализированы особенности современных технологий для заучивания английской лексики, предложены нетрадиционные способы запоминания слов в методике иностранного языка.

Искусственный интеллект: использование в экономике

В статье авторы предприняли попытку проанализировать роль искусственного интеллекта в экономической жизни страны.

Искусственный интеллект в сфере образования

В статье автор пытается определить роль и назначение искусственного интеллекта в образовании, а также разобрать плюсы и минусы его внедрения в данную сферу.

Ментальные риски внедрения искусственного интеллекта в управление персоналом

В статье автор исследует проблему моделирования структуры и свойств менталитета в комплексе искусственного интеллекта.

Применение игровой методики в изучении английского языка

В статье автор пытается определить важность применения игровой методики в изучении английского языка, а также разобрать, какие существуют эффективные игровые технологии.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Какие задачи позволяет решать машинное обучение

В статье автор изучил понятие «машинное обучение» и представил его методы и основные классы задач, которые решают с помощью машинного обучения.

Задать вопрос