Оружейное дело является одной из древнейших отраслей традиционных ремёсел бурятского народа. Оно позволяет нам сохранить и передать будущим поколениям наши корни, идентичность и культурное наследие.
Возрождение культуры бурятского ножа мы связываем с творчеством мастера-оружейника Жигжита Баясхаланова.
Жигжит Баирович — художник, ювелир, скульптор. Он является мастером-оружейником современной России, и его работы в числе произведений лучших мастеров по созданию ножей со всей России. Работы Жигжита Баясхаланова выполнены в технике бурятской традиционной чеканки, художественного литья, ковки и смешанной технике. Мы можем смело говорить о том, что его творчество, изделия холодного оружия являются брендом Агинского Бурятского округа и современного бурятского искусства.
Казалось бы, что можно сказать о ноже? Этот нехитрый инструмент известен человечеству начиная, пожалуй, с каменного века. А его изобретателя по гениальности можно сравнить разве что с тем, кто придумал колесо. И сегодня, как и тогда, без него невозможно обойтись ни в быту, ни на рыбалке или охоте. А все его премудрости, как может кому-то показаться, сводятся лишь к остроте заточки и длине лезвия, но это не так.
Основными традиционными ремёслами у бурят являются ювелирное, кузнечное и оружейное дело. Испокон веков мастера-дарханы считались посланниками Небес — Тэнгэри, они пользовались огромным уважением среди сородичей, большинство секретов передавалось по наследству, исключительно по отцовской линии и только посвящённым.
Термин «дархан» был широко распространён в средние века в Центральной и Средней Азии у тюркских и монгольских народов. В прошлом кузнецами-дарханами часто были шаманы, т. к. их работы сопровождались выполнением многих обрядов. Железо, как и сами дарханы, глубоко почиталось людьми, поэтому изделия из железа несли сакральный смысл. Если кто-то был болен, то для его исцеления возле изголовья постели обязательно клали хутага (нож) или hухэ (топор), сделанный руками местного кузнеца. Считалось, что это защищало больного от влияния злых духов, которые насылали все недуги [2].
Кузнецы подразделялись на черных и белых. Черные работали по железу и изготовляли орудия охоты, военного снаряжения (наконечники стрел, ножи, копья, топоры, шлемы, доспехи), предметы быта и орудия труда, принадлежности конской сбруи. Белые кузнецы работали по цветным металлам и занимались ювелирным ремеслом. Мастера создавали настоящие произведения искусства. Они работали в основном с серебром, золото использовали очень редко ввиду его дороговизны. Серебром украшали большинство железных изделий, как бытового, так и военного назначения. Наиболее древние образцы конской упряжи, охотничьего снаряжения и одежды украшены железными посеребренными пластинами [1]. Многие изделия холодного оружия были инкрустированы поделочными, полудрагоценными камнями, что придавал ножам этнический колорит. Так постепенно большая и многовековая культура ярко отображается и в современном искусстве бурятского народа. Современное художественное оружие переживает в настоящий момент из самых ярких этапов своего развития. Таким образом, в производстве и декорировании оружия принимали участие не только ремесленники, но и художники. Некоторые изделия холодного оружия представляют исключительную художественную ценность как выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства. Художественное творчество мастера-оружейника явилось предметом данного исследования.
Сегодня в культурном движении бурятского искусства, определённо занимает творчество Жигжита Баясхаланова, который является уникальным наследием бурятского народа. Жигжит Баирович создает холодное оружие в национальном стиле — это художественное оружие. В его работах читается хорошее знание исторических оружейных стилей и канонов, исполнительских техник и конструкций, демонстрируется широкий спектр возможностей художественного языка декоративного искусства. Он способен создавать новые образы и формы, отталкиваясь от четких и ясных представлений о том, какие возможности заложены в ту или иную традицию. Его художественные идеи чрезвычайно разнообразны. Например, в композиции «Единство». Каждая её деталь полна динамики и внутреннего напряжения. Всадник стреляет в тот момент, когда конь совершает прыжок, а ветер, развевающий султан на шлеме, подхватывает стрелу. Художественный образ запечатлевает человека, животное и природу, слитых в едином порыве. Или нож «Ворон», где обтекаемая форма ножа придаёт изображению ощущение движения, полёта на волнах воздушных потоков. Прослеживается авторский стиль Баясхаланова — это текстурная обработка поверхности головы птицы стремится к упрощению детализации. Вместо рисунка перьев — короткие штрихи. Условность не ограничивает образность, но раскрывает её в характерной художественной манере. Ножи Жигжита Баировича относятся к авторским художественным оружиям. Интерес к историческому оружию (это освоение творческого наследия мастеров старых, с копирования, с повторения) Для мастера — оружейника стал важнейшим стимулом развития художественного оружия в бурятском стиле. Следование автора традиции — это возможность дать зрителю ключ для восприятия и понимания авторской идеи, художественного образа [3]. Это хорошо видно в изделиях Ж. Б. Баясхаланова, где в декор заложены космогонические представления народа, выраженные в переплетении мифологических персонажей и орнаментальных мотивов, имеющих символические значения.
Мастер чуток ко всяким новым веяниям, определяющим тематическую и стилистическую направленность художественного процесса и органично к нему подключается [4]. В своих творческих работах использует современные средства декоративного искусства, где демонстрирует трепетное отношение к материалу, максимальное выявление его декоративных качеств, тщательность прорисовки и цельность в композиции ножа.
Жигжит Баясхаланов не только занимается кузнечным и ювелирным делом, но и работает над тем, чтобы традиционное ремесло не исчезло. Для этого Жигжит Баирович разрабатывает программу образования и просвещения, чтобы общество осознавало важность исторического и культурного наследия. В июле 2023 года состоялось открытие первой в России оружейной школы — мастерской Международной ассоциации бурятских оружейников «МАБО» в п. Агинское, Агинского Бурятского округа. В стенах школы расположились арт-галерея и Академия бурятского современного искусства Жигжита Баясхаланова, где желающие могут изучить азы бурятского традиционного искусства.
В ноябре этого года сотрудниками Академии бурятского современного искусства Ж. Баясхаланова было организовано серия мастер-классов на разные темы. Мы стали участниками мастер-класса по созданию мини картины в технике бурятской традиционной живописи. Мы считаем, что подобные мероприятия являются примером для сохранения культурного наследия.
Несомненно, сохранение наследия требует усилий и ресурсов. Необходима системная работа для защиты и восстановления памятников и традиций, чтобы общество осознавало важность исторического и культурного наследия.
В своем исследовании попытались выявить значимость творчества мастера оружейного дела Ж. Баясхаланова в развитии оружейного дизайна в национальном стиле. Жигжит Баирович является достойным продолжателем традиций оружейного искусства прошлого. И это стало сильнейшим стимулом в развитии культуры наших предков, сохранении исторической памяти о прошлых событиях, людях и укреплении нашей социальной идентичности и чувство принадлежности к бурятской культуре. Кроме того, оно способствует развитию туризма, созданию рабочих мест и экономическому развитию нашего региона.
Литература:
- Бурятские ножи — значимая часть культуры этнической Бурятии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mabostudio.com/tpost/siaemo2111-buryatskie-nozhi-znachimaya-chast-kultur;
- Кузнечное и ювелирное искусство бурят [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/618871/kulturologiya/kuznechnoe_yuvelirnoe_iskusstvo_buryat
- Холодное оружие и доспехи. — Чита: Издательская мастерская С. Я. Непомнящих, 2020. — С. 323.
- Баясхаланов Жигжит Баирович [Электронный ресурс: Википедия]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/