Развитие «гибких компетенций» в процессе изучения иностранных языков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Иностранные языки

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 11.02.2024

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Панфилова, М. В. Развитие «гибких компетенций» в процессе изучения иностранных языков / М. В. Панфилова, А. А. Ястреб. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4143/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует особенности и способы развития гибких навыков в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: гибкие навыки, умения, коммуникация.

В современном мире человек старается добиться успеха в деле, которое он осваивает для обеспечения лучшей жизни. Люди тщательно изучают все тонкости профессии, при этом выбирая ту, которая ему по душе. Чтобы добиться успеха, помимо владения профессиональными компетенциями для того, необходимо владеть так называемыми soft skills или «гибкими навыками» [1]. На рынке труда требуются специалисты, обладающие этими навыками. Целью моего исследования является возможность развития soft skills в процессе изучения иностранных языков. Что же такое гибкие навыки и, почему они так необходимы для жизни, для построения успешной карьеры?

По определению Soft skills (от англ. «мягкие», «гибкие» навыки) — это совокупность надпрофессиональных навыков, не связанных с определенной специальностью, которые отвечают за высокую производительность труда и успешное участие в рабочем процессе. Soft skills, или же, если говорить по-русски, гибкие навыки — это широкий спектр умений в различных сферах. Он может включать в себя умение организовывать командную работу и договариваться, находить взаимопонимание с коллегами. Также он включает в себя возможность адаптации к различным ситуациям, креативность мышления и способность учиться [2]. Рассмотрим 10 основных и самых «востребованных» с точки зрения крупнейших работодателей нашей страны навыков:

  1. Навыки коммуникации. Коммуникация — наверное, самый важный из гибких навыков. Люди с развитыми навыками общения могут эффективно общаться с любой аудиторией, понимать и эффективно действовать в соответствии с инструкциями.
  2. Самомотивация. Позитивный настрой и стремление хорошо работать без постоянного контроля со стороны работодателя — жизненно важный гибкий навык для любого сотрудника.
  3. Лидерство — это мягкий навык, который вы можете продемонстрировать, даже если вы не управляете напрямую другими людьми. Те, у кого есть сильные лидерские качества, смогут вдохновлять других и вести команды к успеху. Это чрезвычайно востребованное качество среди работодателей, особенно в продажах и маркетинге.
  4. Ответственность — это редко обсуждаемый, но высоко ценимый работодателями мягкий навык. Вообще самый большой страх любого работодателя — принять на работу безответственного разгильдяя.
  5. Работа в команде. Как и в случае с лидерством, эффективная командная работа предполагает сочетание нескольких гибких навыков. Работа в команде для достижения общей цели требует интуиции и межличностной проницательности, чтобы знать, когда быть лидером, а когда — слушателем. Хорошие командные игроки проницательны, а также восприимчивы к потребностям и ответственности других. По нашему опыту, все без исключения крупные работодатели проводят оценку способностей соискателей к командной работе. И почти 50 % всех ситуационных тестов оценивают, помимо прочего, этот навык.
  6. Решительность. Решительность характеризуется умением принимать быстрые и эффективные решения. Однако это не означает безрассудство или импульсивность — это, наоборот, отрицательные качества. И они тоже оцениваются с помощью ситуационных тестов и опросников.
  7. Навыки решения проблем. Решение проблем требует не только аналитических, творческих и критических навыков, но и особого мышления; те, кто может подойти к проблеме с хладнокровием и уравновешенностью, часто найдут решение более эффективно, чем те, кто на это не способен.
  8. Умение работать под давлением и тайм-менеджмент. Многие проекты требуют от людей уметь работать в условиях ограниченного времени и, иногда, с высокими ставками в случае неудачи. Рекрутеры ценят кандидатов, которые демонстрируют решительный настрой, способность ясно мыслить, а также способность эффективно работать в ситуации стресса.
  9. Гибкость — важный навык, поскольку он демонстрирует способность и готовность принимать новые задачи и новые вызовы спокойно и без суеты.
  10. Умение вести переговоры и решать конфликты. Быть переговорщиком — значит уметь убеждать и оказывать влияние, при этом чутко ища решение, которое принесет пользу всем сторонам. Точно так же разрешение конфликтов зависит от развитых навыков межличностного общения и способности установить взаимопонимание как с коллегами, так и с клиентами.

Если обратиться к более сжатой классификации гибких компетенций, то наиболее оптимальным является вариант профессора из Мельбурнского университета Патрика Гриффина, который в основу гибких компетенций включил 4К:

1) коммуникация

2) креативное мышление

3) критическое мышление

4) командная работа

Навыки soft skills и способы их развития в процессе изучения иностранного языка:

Развитие умений

Способы развития коммуникации

1

Доступно и интересно излагать свои идеи и мысли.

поощрение

2

Уверенно говорить

Дискуссионные формы работы

3

Выступать перед аудиторией

Совместная реализация проектов

4

Умение отстаивать свою точку зрения

Интервью и самопрезентация

В таблице указаны способы развития гибких навыков на уроках иностранного языка, которые в той или иной степени постоянно применяются на уроках. Гибкие навыки — это востребованные и полезные умения, которые можно применить в различных сферах, а не только в какой­-то конкретной области, независимо от профессии. Гибкие компетенции отчетливо проявляются в социальном поведении посредством следующих умений: адекватное реагирование на критику, обращение с просьбой о помощи, защита своих интересов. В ходе формирования гибких компетенций происходят не только процессы адаптации и индивидуализации, но и не менее важные процессы произвольности и саморефлексии, а также потребность в социально-значимой деятельности.

Одним из самых эффективных способов развития гибких навыков является подготовка и защита презентаций и проектов. Что касается подготовки презентаций на иностранном языке, то к подготовке презентации предъявляются определенные требования, такие как свободные от текста слайды, то есть развивается умение говорить самостоятельно, из головы, “проживая” представленную информацию. Никаких формальностей, необходимо продуктивно делиться информацией, которая интересна аудитории. В каждой презентации, в проекте должен быть диалог с аудиторией, обсуждение. Также в процессе подготовки и защиты презентаций развивается умение задавать вопросы по теме, выражать свое отношение к теме, выражать своё отношение — нравится проблема (тема)/не нравится, умение выражать согласие или несогласие с мнением других. При подготовке проектов как раз включаются гибкие компетенции: это коммуникация, творческое мышление, критическое мышление, где выражают свое отношение к теме и сотрудничество.

Также для развития гибких компетенций часто используется такая форма работы, как пересказ прочитанного текста по заранее составленным разным шаблонам. И с помощью вводных фраз как начать пересказ, связывать предложения, делать заключение (для подготовки качественного пересказа лучше всего представить, что в классе кто-то отсутствовал, во время чтения и обсуждения этого текста и теперь необходимо сделать такой пересказ, чтобы он понял). Подобным образом задания на описание картин, портретов, способствуют формированию речевых навыков [3]. На первый взгляд вышеперечисленные способы развития гибких навыков могут показаться очень трудными, но со временем навык отрабатывается и подобного рода задания не представляют больше никакой сложности.

К soft skills относятся различные универсальные навыки. Ниже более подробный список soft skills, которые возможно развивать именно в процессе изучения иностранных языков:

1) тайм­менеджмент или умение производить анализ, синтез материалов на иностранном языке и давать оценку;

2) толерантность к другим культурам, умение организовывать взаимодействие в мультикультурной среде;

3) умение рационально организовывать свое время и самодисциплина как необходимый навык для самостоятельного изучения иностранного языка;

4) умение грамотно формулировать собственную точку зрения на определенную проблему и выражать ее на иностранном языке;

5) умение работать в команде при изучении материалов и решении задач, составленных на иностранном языке;

6) стремление и готовность проводить эксперименты, желание решать новые коммуникативные задачи, связанные с изучением иностранного языка;

7) умение ориентироваться в иноязычном цифровом контенте.

В заключении своей статьи я хотела бы отметить, что до момента изучения материала по своему проекту я и не задумывалась о том, что развитие гибких навыков происходит в процессе изучения иностранных языков постоянно. Современные учебники изобилуют упражнениями с заданиями в процессе выполнения которых в той или иной степени нам приходится отрабатывать умение работать в команде, формулировать и выражать свою точку зрения, решать коммуникативные задачи.

Литература:

  1. В. В. Зайцева, А. С. Фомина /Потенциал предмета «Иностранный язык» для развития гибких навыков (soft skills) — potencial-predmeta-inostrannyy-yazyk-dlya-razvitiya-gibkikh-navykov.pdf (ratio-natura.ru)
  2. Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности // Образовательная социальная сеть nsportal.ru.—2020.—URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/05/07/gibkie-kompetentsii-soft skills-vozmozhnosti-ih (дата обращения: 29.01.2024)
  3. Василиженко М. В. Формирование soft skills у учащихся при обучении иностранному языку посредством внедрения технологии проектной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020.—№ 1(47).—С.137–138
  4. Развитие «гибких компетенций» в процессе изучения иностранных языков.: 1 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)


Похожие статьи

Развитие медиативных умений учащихся старших классов на уроках английского языка

В статье автор раскрывает понятие «медиативные иноязычные умения» и предлагает набор заданий, направленных на развитие данных умений у учащихся старших классов.

Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка

Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей

В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...

Похожие статьи

Развитие медиативных умений учащихся старших классов на уроках английского языка

В статье автор раскрывает понятие «медиативные иноязычные умения» и предлагает набор заданий, направленных на развитие данных умений у учащихся старших классов.

Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка

Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей

В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...

Задать вопрос