Задачи на построение одной линейкой | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость

Рубрика: Математика: алгебра и начала анализа, геометрия

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 08.02.2024

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Субботина, Е. А. Задачи на построение одной линейкой / Е. А. Субботина, М. А. Долговец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4147/ (дата обращения: 16.11.2024).



В школьной программе математики содержится изучение задач на построение линейкой и циркулем. В этой статье мы рассмотрим задачи на построение одной линейкой, не используя циркуль как часть решения задачи.

Задание № 1

Даны две параллельные прямые. С помощью одной линейки разделите пополам отрезок, лежащий на одной из данных прямых (рис. 1).

Построение к заданию № 1

Рис. 1. Построение к заданию № 1

Решение:

  1. Возьмём точку P, не лежащую на данных прямых.
  2. Соединим точки A и B на прямой с точкой P, получим отрезки AP и BP.
  3. Отметим точки пересечений отрезков AP и BP с прямой b, C ∈ AP, D ∈ BP.
  4. Соединим точки в отрезки AD и BC.
  5. Отметим точку пересечения получившихся отрезков, AD ∩ BC = Q.
  6. Соединим точки P и Q, продлим получившийся отрезок до пересечения прямой a в точке E.
  7. E — середина отрезка AB -> AE = BE.

Задание № 1 решено.

Задание № 2

Даны две параллельные прямые и отрезок, лежащий на одной из них. Удвойте этот отрезок (рис. 2).

Построение к заданию № 2

Рис. 2. Построение к заданию № 2

Решение:

  1. Возьмём точку K, не лежащую на данных прямых.
  2. Соединим точки C и D на прямой с точкой K, получим отрезки CZ и DZ.
  3. Отметим точки пересечений отрезков CK и DK с прямой a, F ∈ CK, G ∈ DK.
  4. Соединим точки в отрезки CG и DF.
  5. Отметим точку пересечения получившихся отрезков, CG ∩ DF = L.
  6. Соединим точки K и L, продлим получившийся отрезок до пересечения прямой b в точке M.
  7. Продлим отрезки AM и BD до точки пересечения, AM ∩ BD = P.
  8. Продлим прямую CP до пересечения с прямой a, CP ∩ a = E.
  9. AE = AB -> EB = 2AB.

Задание № 2 решено.

Задание № 3

Даны две параллельные прямые и точка P. Проведите через точку P прямую, параллельную данным прямым (рис. 3).

Построение к заданию № 3

Рис. 3. Построение к заданию № 3

Решение:

  1. Соединим точки A и B на прямой с точкой P, получим отрезки AP и BP.
  2. Отметим точки пересечений отрезков AP и BP с прямой b, C ∈ AP, D ∈ BP.
  3. Соединим точки в отрезки AD и BC.
  4. Отметим точку пересечения получившихся отрезков, AD ∩ BC = F.
  5. Соединим точки P и F, продлим получившийся отрезок до пересечения прямой a в точке H.
  6. Отметим точку M на пересечении отрезка PH и прямой b.
  7. Продлим отрезки BD и CH до точки пересечения, BD ∩ CH = Q.
  8. Прямая PQ (прямая c) — искомая прямая.

Задание № 3 решено.

Задание № 4

Дана окружность, её диаметр AB и точка P, не лежащая на окружности. Проведите через точку Р перпендикуляр к прямой AB (рис. 4).

Построение к заданию № 4

Рис. 4. Построение к заданию № 4

Решение:

  1. Отметим точки пересечений отрезков AP и BP с окружностью, C ∈ AP, D ∈ BP.
  2. Соединим точки в отрезки AD и BC.
  3. Отметим точку пересечения получившихся отрезков, AD ∩ BC = Q.
  4. Соединим точки P и Q, продлим получившийся отрезок до пересечения отрезка AB в точке H.
  5. PH ⟂ AB.

Задание № 4 решено.

Задание № 5

Дана окружность, её диаметр AB и точка P, лежащая на окружности. Проведите через точку Р перпендикуляр к прямой AB (рис. 5).

Построение к заданию № 5

Рис. 5. Построение к заданию № 5

Решение:

  1. Возьмём точку P1, не лежащую на окружности.
  2. Отметим точки пересечения отрезков AP1 и BP1 с окружностью, A1 ∈ AP1, B1 ∈ BP1.
  3. Соединим точки в отрезки AB1 и A1B.
  4. Отметим точку пересечения получившихся отрезков, AB1 ∩ A1B = Q.
  5. Соединим точки P1 и Q, продлим получившийся отрезок до пересечения отрезка AB в точке H1 -> P1H1 ⟂ AB.
  6. Продлим P1H1 до пересечения с окружностью, P1H1 ∩ окр(O;R) = C, P1H1 ∩ окр(O;R) = D.
  7. Продлим AB и CP до пересечения, AB ∩ CP = E.
  8. Соединим точки D и E, отметим точку пересечения DE с окружностью, DE ∩ окр(O;R) = F.
  9. Соединим точки P и F, отметим точку пересечения с отрезком AB, AB ∩ PF = H.
  10. PH ⟂ AB.

Задание № 5 решено.

Литература:

  1. https://old.mccme.ru//free-books//prasolov/planim/gl8s12.htm


Похожие статьи

Алгоритмы решения комбинаторных задач по теме «Раскраски»

В данной статье автор рассматривает некоторые алгоритмы решения комбинаторных задач, основанных на идее применения раскраски в несколько цветов, а также их применение для решения олимпиадных задач по математике.

Декомпозиционный метод решения транспортной задачи с квадратичной целевой функцией

Предложен декомпозиционный метод решения транспортной задачи с квадратичной целевой функцией. Приведены результаты численного эксперимента, иллюстрирующие возможности метода по значительному увеличению размерности решаемых задач.

Применение автомата Мура для решения элементарных логических задач

В данной статье рассматривается создание автомата Мура на примере вычисления простейших логических операций. В ходе данной работы будет проведена оценка экономических затрат на построение схемы, а также оценку её быстродействия.

Особенности системы задач на исследование расположения корней квадратного трёхчлена при обучении учащихся основной школы решению задач с параметром

В статье автор раскрывает особенности построения системы задач на исследование расположения корней квадратного трехчлена, способствующих формированию у учащихся основной школы умения решать задачи с параметром.

Алгоритмы преобразования Фурье и их применение при анализе звуковой информации

В этой статье представлен вашему вниманию обзор алгоритмов преобразования Фурье и их применение при анализе звуковой информации. В статье представлены несколько конкретных реализаций преобразования Фурье, их анализ, а также накладываемые ограничения....

Решение геометрических задач методом n-прямых

В статье показано применения некоторых простых геометрических способов, в частности применения метода n-прямых к решению поставленных задач [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. В данной работе получены интересные результаты исследования, которые ранее не были о...

Обучение учащихся использованию дополнительных построений в геометрических задачах

Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.

Способы классификации движущихся объектов на видео

В данной статье мы рассмотрим область машинного зрения, связанную с распознаванием объектов (трекингом). Рассмотрим область применения трекинга. Опишем основные принципы и подходы к распознаванию объектов. Также рассмотрим проблемы, связанные с треки...

Векторы в геометрических задачах

В настоящей работе излагаются методы решения геометрических задач с использованием аппарата векторной алгебры. В отличие от большинства имеющихся задач, где основной акцент сделан на изучении и закреплении формальных операций над векторами, в данной ...

Определение максимального прогиба прямоугольных пластинок

В статье на нескольких примерах показано, что с помощью метода интерполяции по коэффициенту формы можно достаточно просто определять величину максимального прогиба прямоугольных пластинок со сложными граничными условиями, нагруженных равномерно распр...

Похожие статьи

Алгоритмы решения комбинаторных задач по теме «Раскраски»

В данной статье автор рассматривает некоторые алгоритмы решения комбинаторных задач, основанных на идее применения раскраски в несколько цветов, а также их применение для решения олимпиадных задач по математике.

Декомпозиционный метод решения транспортной задачи с квадратичной целевой функцией

Предложен декомпозиционный метод решения транспортной задачи с квадратичной целевой функцией. Приведены результаты численного эксперимента, иллюстрирующие возможности метода по значительному увеличению размерности решаемых задач.

Применение автомата Мура для решения элементарных логических задач

В данной статье рассматривается создание автомата Мура на примере вычисления простейших логических операций. В ходе данной работы будет проведена оценка экономических затрат на построение схемы, а также оценку её быстродействия.

Особенности системы задач на исследование расположения корней квадратного трёхчлена при обучении учащихся основной школы решению задач с параметром

В статье автор раскрывает особенности построения системы задач на исследование расположения корней квадратного трехчлена, способствующих формированию у учащихся основной школы умения решать задачи с параметром.

Алгоритмы преобразования Фурье и их применение при анализе звуковой информации

В этой статье представлен вашему вниманию обзор алгоритмов преобразования Фурье и их применение при анализе звуковой информации. В статье представлены несколько конкретных реализаций преобразования Фурье, их анализ, а также накладываемые ограничения....

Решение геометрических задач методом n-прямых

В статье показано применения некоторых простых геометрических способов, в частности применения метода n-прямых к решению поставленных задач [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. В данной работе получены интересные результаты исследования, которые ранее не были о...

Обучение учащихся использованию дополнительных построений в геометрических задачах

Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.

Способы классификации движущихся объектов на видео

В данной статье мы рассмотрим область машинного зрения, связанную с распознаванием объектов (трекингом). Рассмотрим область применения трекинга. Опишем основные принципы и подходы к распознаванию объектов. Также рассмотрим проблемы, связанные с треки...

Векторы в геометрических задачах

В настоящей работе излагаются методы решения геометрических задач с использованием аппарата векторной алгебры. В отличие от большинства имеющихся задач, где основной акцент сделан на изучении и закреплении формальных операций над векторами, в данной ...

Определение максимального прогиба прямоугольных пластинок

В статье на нескольких примерах показано, что с помощью метода интерполяции по коэффициенту формы можно достаточно просто определять величину максимального прогиба прямоугольных пластинок со сложными граничными условиями, нагруженных равномерно распр...

Задать вопрос