Прокрастинация: что это такое и чем она отличается от лени | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 08.02.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, С. Д. Прокрастинация: что это такое и чем она отличается от лени / С. Д. Соловьева, Е. Ю. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 254-259. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4148/ (дата обращения: 17.11.2024).



В статье автор исследует такой психологический феномен, как прокрастинация.

Глава 1. Введение термина «прокрастинация»

В этой главе будет введен термин «прокрастинация», рассказано про проявления и виды этого феномена, и отличие его от обычной лени.

Прокрастинация выражается в «отлынивании» и исполнении обязательств в самый последний момент, а зачастую и тогда, когда все сроки уже миновали. Психологи часто определяют прокрастинацию как механизм борьбы с тревогой, связанной с начинанием либо завершением каких-либо дел, принятием решений.

§ 1. Что такое прокрастинация?

Прокрастинация впсихологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Человек остается деятельным, но его активность направлена на посторонние дела, не касающиеся выполнения задачи.

Психологи определяют прокрастинацию как склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящую к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. «Прокрастинация» = откладывание.

Прокрастинация является эмоциональным состоянием, так как это выражение реакции относительно планируемых необходимых дел. В зависимости от вида эмоций прокрастинация разделяется на два типа.

Первый тип — это «расслабленная прокрастинация». Она происходит, когда человек тратит время на различные приятные для него занятия или развлечения. Признаки прокрастинации «расслабленного типа»: приподнятое настроение, легкие периодические наплывы тревожности, суетливость, удовлетворенность, легкость в своих действиях.

Второй тип — «напряженная» прокрастинация, связанна с перегрузкой обязанностями, делами, задачами. Признаки прокрастинации «напряженного типа»: утрата ощущения времени, сбой в понимании своих жизненных целей, неудовлетворённость своими достижениями, неуверенность и нерешительность.

Прокрастинация проявляется в том, что человек осознает важность выполнения запланированных дел, но он пренебрегает этой возможностью, отвлекаясь на развлечения или бытовые дела. Большому количеству людей знакомо это чувство, которое до определенной степени является нормальным. Прокрастинация становится проблемой, когда превращается в обычное «рабочее» состояние, в котором человек проводит большую часть времени. Такой человек откладывает всё важное «на потом», а когда оказывается, что все сроки уже прошли, либо просто отказывается от запланированного, либо пытается сделать всё отложенное «рывком», за невозможно короткий промежуток времени. В конце концов «отложенные надолго дела» выполняются с низким уровнем качества, зачастую с опозданием или не в полном объеме, что приводит к получению отрицательных эффектов в виде неприятностей в коллективе, упущенных возможностей, недовольства окружающих из-за некачественно выполненной работы и так далее. Следствием этого может быть стресс, чувство вины, потеря производительности. Совокупность этих чувств и перерасхода сил (сначала — на второстепенные дела и борьбу с нарастающей тревогой, затем — на работу в авральном темпе) может спровоцировать дальнейшую прокрастинацию.

Нейробиологи отчасти могут объяснить причину откладывания. Рассмотрим головной мозг и узнаем, что лимбическая система — вот та часть мозга, которая «отговаривает» нас браться за работу. Она представляет собой совокупность ряда структур, окутывающих верхнюю часть ствола головного мозга и образующих его край (лимб).

Доктор Шерон Грин, специализирующаяся на лечении тревожного расстройства и депрессии в Семейном и детском центре развития Святого Джона в Санта-Монике (США), в своем комментарии популярному изданию Medical News Today объясняет, что лимбическая система является одной из старых частей мозга. «Она срабатывает автоматически и ищет удовольствия либо возможности уйти от того, что вызывает стресс», — говорит она.

В конфликт с лимбической системой входит префронтальная кора мозга (передняя часть лобных долей). Это эволюционно более новая его часть, которая отвечает за планирование, принятие решений и постановку стратегических целей. Споря друг с другом, эти структуры заставляют нас, с одной стороны, прокрастинировать, с другой — переживать из-за этого.

Данная информация, изучаемая нейробиологами, признается большинством исследователей данного феномена, но некоторые ученые расходятся в точном определении и конкретных формулировках. [2]

Тем не менее, можно выделить особенности откладывания дел, характерные для прокрастинации, что позволяет отделить этот феномен от других близких по содержанию явлений:

  1. сам факт откладывания;
  2. наличие планов — откладываются дела, которые были предварительно ограничены определёнными сроками;
  3. осознанность — человек не забывает про важную задачу и физически может ею заниматься, он откладывает её выполнение умышленно;
  4. иррациональность — субъекту очевидно, что откладывание вызовет те или иные проблемы, то есть он действует заведомо вопреки своим интересам;
  5. стресс — откладывание вызывает негативные эмоции и утомление.

§ 2. Отличие прокрастинации от лени

Между понятиями лени и прокрастинации существует огромная разница. Они вызваны разными причинами, отличны действия феноменов и способы борьбы.

И лень, и прокрастинация возникают из-за проблем с мотивацией. Однако сами эти проблемы носят принципиально разный характер.

В нормальной ситуации мотивация работает очень просто: у человека возникает мотив, который подталкивает его к действию. Например, личные цели и желания, внешние стимулы, чувство ответственности, страх неудачи, интерес к деятельности и так далее.

Причина лени — недостаток мотивации или ее отсутствие. [1]

При этом у человека могут быть желания и силы, но их не будет хватать на то, чтобы начать приближаться к поставленной цели. Все желания формируются из простого «а неплохо было бы, если…». Например, Саша хочет научиться играть на саксофоне, но не настолько сильно, чтобы заниматься этим каждый день, хотя бы по часу. Или, Маша хочет начать зарабатывать, но не настолько сильно, чтобы предпринять какие-то действия для этого и так далее.

С прокрастинацией все намного сложнее. Ее причина — это конфликт мотиваций или отсутствие четкого плана. Например, Олег хочет иметь стройную и подтянутую фигуру, но не настолько сильно, чтобы рано вставать, бегать по утрам и наладить питание. Или, Катя хочет убрать квартиру, но боится количества предстоящей работы.

То есть, в обоих случаях речь идет о мотивации. Но в первом случае ее слишком мало или нет совсем, а во втором случае наоборот: мотивов огромное количество, и они противоречат друг другу

Проблемы и последствия:

Проблемы, вызванные прокрастинацией, отличаются от проблем, вызванных ленью.

Прокрастинация — это болезненное и неприятное состояние. Прокрастинатор отлично понимает, что стоящие перед ним задачи нужно выполнить, но не выполняет их. Из-за этого он испытывает негативные эмоции: напряжение и тревогу, стресс, чувство вины, подавленность. К тому же, прокрастинатор устает, хоть и не выполняет поставленные задачи, но при этом он активно занимается посторонними вещами и испытывает внутреннее напряжение. В результате он теряет энергию точно так же, как если бы он по-настоящему работал. Рассматривая лень, можно утверждать, что она не является болезненным состоянием, ведь изначально человек понимает, что не будет выполнять поставленную задачу. Он не переживает, не тревожится, не испытывает внутреннее напряжение, не испытывает чувство вины. В отличие от прокрастинатора, лентяй расслаблен и не теряет свою энергию, ведь он не пытается заменить поставленную задачу чем-то другим (например, социальные сети, необязательное выполнение бытовых задач, просмотр фильма). Несмотря на вышесказанное последствия прокрастинации и лени могут быть очень похожими. В обоих случаях человек уклоняется от важных дел, поэтому в будущем возможны неприятности, а также упущено время, которое можно было бы провести с пользой для себя или окружающих

§ 3. Кто и почему подвержен прокрастинации?

С полной уверенностью можно сказать, что с прокрастинацией сталкиваются все люди в современном мире, хоть и в разной степени. Мужчины и женщины подвержены прокрастинации примерно в равной степени, но по абсолютно разным причинам.

Немецкий психолог Курт Левин подробно разложил суть различий в своей работе «Теория поля в социальных науках». Согласно этой теории существуют два типа поведения — волевое и полевое.

Волевое поведение вызвано внутренними потребностями и мотивами и, по большей части, характерно для мужчин. У мужчин часто есть определенная цель, но из-за ее сложности или объема к ней может быть сложно подступиться. В этот момент и начинается откладывание на потом или переключение на другие задачи. Например, у Коли есть хобби — писать стихи. Однажды он решил написать книгу, долго размышлял, с чего лучше начать: придумать название, героев, примерный план, сюжет или, может, сразу приступить к написанию первой главы?

После долгих и упорных размышлений, Коля понял, что не пришел к правильному решению, поэтому решил заменить раздумья на приятное для него времяпрепровождение, а именно, игру в компьютере. Каждый раз, когда Коля задумывался о написании книги, в конечном итоге, он отвлекался на более приятные для него дела.

Полевое поведение вызвано влиянием внешних объектов и больше характерно для женщин. Женская прокрастинация часто основана на том, что на пути к цели встречается очень много отвлекающих факторов, на которые в конечно счете и тратится большая часть времени и сил. [3]

Например, Оля тоже пишет стихи, и, как и Коля, решила написать собственную книгу. У Оли был четкий план реализации данной цели, но с утра нужно было решить проблемы на работе, отвести ребенка в детский сад, днем сходить за продуктами, сходить на маникюр, вечером встретиться с подругой и забрать ребенка с детского сада. Каждый день находились какие-то дела, которые требовали срочного выполнения и отвлекали от написания книги.

Так же есть два промежутка в возрасте человека, где чаще всего проявляется прокрастинация — 17–23 и 30–45 лет. В обоих случаях главная причина — отсутствие мотивации.

Что касается людей 17–23 лет, то человек, недавно окончивший школу еще не имеет четкого представления о том, кем он хочет стать и чем будет заниматься.

Рассматривая людей 30–45 лет, можно сказать, что люди достигают определенного потолка в карьере и не понимают, куда двигаться дальше. Из-за этого и возникает прокрастинация.

Однако прокрастинации не является болезнью 21 века. Упоминания об этом явлении были еще в источниках, оставшихся от древних цивилизаций.

От этого недуга страдал даже Антон Павлович Чехов, который, просидев пару минут за «Палатой № 6», вставал и бежал к буфету за рябиновкой. [4]

Одними из первых, кто начал описывать проблему прокрастинации, были античные философы. Например, Гесиод писал, что того, кто откладывает дела на завтра, ждет нищета. А несколькими веками позже историк Фукидид назвал прокрастинацию одной из наиболее вредных человеческих черт.

С прокрастинацией также был связан греческий термин «акрасия» — совершение не того поступка, который считается правильным. Описывая это явление, Аристотель назвал его главными причинами слабость и импульсивность.

Методы борьбы

Вполне естественно, что раз проблемы вызваны разными причинами, то и решать их нужно по-разному. Борьба с ленью и прокрастинацией — это очень обширная тема, поэтому подробно эту тему мы рассмотрим в следующем параграфе.

Основной способ борьбы с ленью — это создание сильной мотивации, которая способна подтолкнуть человека к действию.

Возможны два варианта решения данной проблемы:

  1. Усилить свои желания от «неплохо было бы» до нормального «хочу». Здесь годятся любые средства: мотивирующие книги и фильмы, создание подходящей среды и т. д.
  2. Найти свои истинные желания и цели, которые будут по-настоящему мотивировать. Часто причина лени заключается просто в том, что человек пытается заниматься не своим делом
  3. Хвалить себя даже за выполнение маленьких дел. Хорошо выполненное задание принесет вам ощущение морального удовлетворения. А это, в свою очередь, станет дополнительной мотивацией к выполнению следующих заданий.

С прокрастинацией все гораздо сложнее. Здесь простое усиление мотивации может ничего не дать, а к каждому случаю зачастую требуются индивидуальный подход. В целом методы борьбы с прокрастинацией сводятся к тому, чтобы разделить противоречие мотивации и начать выполнять работу в нормальном темпе.

Существует множество способов борьбы с прокрастинацией. Условно их можно разделить на две группы:

1) Технические, которые просто направляют прокрастинатора в «нужное русло». Сюда относятся жесткое расписание и такой же жесткий контроль самого себя, которые не оставляют человеку выбора.

2) Психологические, которые помогают восстановить механизм мотивации, то есть ослабить ненужные мотивы и усилить нужные. Сюда относятся: анализ причин прокрастинации, различные психологические трюки. Также очень важную роль играет решение внутренних проблем: развитие уверенности в себе, поиск своих истинных целей, саморазвитие, любовь к себе, борьба со страхами и комплексами.

Есть один способ борьбы, подходящий к лени и прокрастинации — это развитие самодисциплины, то есть способности действовать вопреки сиюминутным желаниям и потребностям.

Заключение

В заключении проекта об изучении прокрастинации можно отметить, что это распространенная проблема, с которой сталкиваются многие люди. Прокрастинация может сильно влиять на производительность, качество жизни и психическое состояние человека. Однако, существуют различные методы и стратегии, которые могут помочь преодолеть прокрастинацию.

Прокрастинация однозначно не является ленью.

Различать лень и прокрастинацию важно потому, что от этого зависит алгоритм дальнейших действий. Если мы имеем дело с ленью, нам следует озаботиться методами самомотивации и правильной постановкой целей. Если же мы столкнулись с прокрастинацией, нам следует проанализировать ситуацию и пересмотреть свои подходы к работе.

В процессе изучения прокрастинации были выявлены различные причины этого поведения, такие как отсутствие мотивации и т. д. Также были рассмотрены различные методы борьбы с прокрастинацией, включая установление ясных целей, разбиение задач на более мелкие, установление сроков и т. д.Изучение прокрастинации позволяет лучше понять этот феномен и найти способы его преодоления. Это может быть особенно полезно для тех, кто сталкивается с проблемой прокрастинации в своей повседневной жизни или на работе. Надеемся, что результаты этого проекта помогут людям научиться более эффективно управлять своим временем и повысить свою продуктивность.

Для создания брошюры по теме «Как понять, что у тебя прокрастинация? И как с ней справиться?» использовался интернет-источник, книга про прокрастинацию, советы с психологами ГАУ КО ОО ШИЛИ.

В ходе работы над проектом была изучена литература, а также были проанализированы электронные ресурсы. Данные источники помогли дать общую характеристику теме проекта.

Продуктом в проекте является брошюра, которая поможет всем желающим подробно узнать об этом феномене; понять, что брошюра создавалась в три этапа. Первый — сбор информации и редактирование. Второй — второй выбор программы, преимущества и недостатки программы. И третий — исправление ошибок и распечатка. На основе рассказанных мною параграфов была проведена аналитическая работа с участием 9 «Б», 9 «В», 11 «А» и 11 «В». Аналитическая работа заключалась в раздаче теста «Шкала прокрастинации для студентов» авторства С. Лэя. С помощью данного теста было выявлено, что большая часть опрошенных страдает средним и высоким уровнем прокрастинации. Учащимся были даны советы из составленной брошюры.

Работа над проектом завершена. Был исследован собирательный образ. На основе всей информации была разработана брошюра по теме проекта.

Таким образом, проделанная работа свидетельствует о том, что поставленные цель и задачи проекта выполнены.

Литература:

  1. https://time-blog.ru/len-i-prokrastinaciya/
  2. https://psihomed-com.turbopages.org/turbo/psihomed.com/s/prokrastinatsiya/
  3. https://levelvan.ru/pcontent/procrastination-18/ponyatie
  4. https://ilibrary.ru/text/989/p.1/index.html


Похожие статьи

Что такое эффект дохода и эффект замещения в экономике

Данная статья была написана мною, так как данная тема необходима каждому, кто хоть как-то связан с экономикой. В данной статье автор пытается объяснить, что же такое эффект дохода и эффект замещения.

Что такое творчество и что побуждает человека творить

Данная работа посвящена изучению творческого процесса. Она позволяет погрузиться в философские размышления о самой сути творчества и о том, что побуждает человека созидать. Целью статьи является выявление отдельных закономерностей в различных видах и...

Студенческое самоуправление

В статье автор рассматривает самоуправление как инструмент для становления будущего профессионала.

Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых

В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...

Революция как социальный риск: признаки революции

Как пишет Т. В. Елистратова в своей работе, «риск — всегда социален». [1, c.167]. Целью данной статьи будет изучение революции как одного из актуальных современных социальных рисков. В данной статье дается определение революции, описываются виды рево...

Нарушение интеллектуальной собственности

В данной статье мы рассмотрим, что такое интернет-пиратство, его виды и формы. Также расскажем об истории интернет-пиратства и почему до сегодняшнего дня оно растет с каждым годом, почему его невозможно запретить.

Оценка подростками своего здоровья

В данной статье рассмотрено понятие здоровья и отношение подростков к здоровью, как к одной из главных человеческих ценностей. А также самооценка подростками своего здоровья. Проведено исследование на отношение подростков к здоровью.

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Электронные инновации: недоверие населения как точка роста в банковской сфере

В статье рассматриваются понятие и классификация инноваций в банковской сфере, а также анализируется одна из проблем в процессе внедрения инновации — это адаптация инновации среди населения. Рассмотрены примеры положительного опыта внедрения инноваци...

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Похожие статьи

Что такое эффект дохода и эффект замещения в экономике

Данная статья была написана мною, так как данная тема необходима каждому, кто хоть как-то связан с экономикой. В данной статье автор пытается объяснить, что же такое эффект дохода и эффект замещения.

Что такое творчество и что побуждает человека творить

Данная работа посвящена изучению творческого процесса. Она позволяет погрузиться в философские размышления о самой сути творчества и о том, что побуждает человека созидать. Целью статьи является выявление отдельных закономерностей в различных видах и...

Студенческое самоуправление

В статье автор рассматривает самоуправление как инструмент для становления будущего профессионала.

Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых

В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...

Революция как социальный риск: признаки революции

Как пишет Т. В. Елистратова в своей работе, «риск — всегда социален». [1, c.167]. Целью данной статьи будет изучение революции как одного из актуальных современных социальных рисков. В данной статье дается определение революции, описываются виды рево...

Нарушение интеллектуальной собственности

В данной статье мы рассмотрим, что такое интернет-пиратство, его виды и формы. Также расскажем об истории интернет-пиратства и почему до сегодняшнего дня оно растет с каждым годом, почему его невозможно запретить.

Оценка подростками своего здоровья

В данной статье рассмотрено понятие здоровья и отношение подростков к здоровью, как к одной из главных человеческих ценностей. А также самооценка подростками своего здоровья. Проведено исследование на отношение подростков к здоровью.

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Электронные инновации: недоверие населения как точка роста в банковской сфере

В статье рассматриваются понятие и классификация инноваций в банковской сфере, а также анализируется одна из проблем в процессе внедрения инновации — это адаптация инновации среди населения. Рассмотрены примеры положительного опыта внедрения инноваци...

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Задать вопрос