В статье рассматривается проблема, связанная с обеспечением безопасности учащихся образовательной организации в случае возникновения пожара при невозможности самостоятельной эвакуации из здания; представлены результаты анализа состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации за последние 10 лет: по количеству пожаров и погибших в них детей; предложено новое техническое средство спасения, описаны его основные преимущества, намечены пути для дальнейших исследований.
Ключевые слова: пожар, эвакуация, пожарная безопасность, средства спасения, современные технологии.
Сегодняшний современный мир XXI века все более уязвим. Резко возрастает число опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций, приводящих к гибели людей, уничтожению материальных ценностей и экономическим потерям. Преобладающей и глобальной угрозой для всего мира сегодня остаются пожары.
Известно, что огонь уничтожает все на своем пути и оставляет после себя только безжизненные пустоты. В нашей жизнедеятельности огненная стихия бушует все чаще и чаще, а ее результаты масштабны и ужасающи. Прогрессирующая статистика количества пожаров в мире делает их сегодня масштабной проблемой для человечества.
Так Соединённые Штаты Америки (США) лидируют по количеству пожаров в мире, где ежегодно регистрируют 1,2–1,4 млн. пожаров. Однако статистика погибших в пожарах показывает, что наибольшее число жертв на 100 тыс. человек приходится на Российскую Федерацию (РФ) [1].
Так, за последние 10 лет (2012–2022 гг.) в РФ зарегистрировано 2 671 300 случаев пожаров и возгораний, которые сопровождались гибелью и травмированием людей. Динамика основных показателей обстановки с пожарами в РФ за 2012–2022 гг. представлена на рисунке 1 [1].
Рис. 1. Динамика количества пожаров в РФ за 2012–2022 гг. [1]
Из рисунка 1 видно, что с 2012 г. по 2018 г. наблюдается заметная динамика снижения количества пожаров в нашей стране, а в 2019 году число пожаров резко увеличилось практически в 4 раза, затем началось незначительное снижение. Данное снижение не говорит нам об улучшении ситуации, а наоборот заставляет задуматься и продолжать работать над мерами по недопущению пожаров в будущем.
Большую тревогу и озабоченность вызывает динамика количества погибших детей на пожарах в РФ за период с 2021 по 2023 гг. (рисунок 2).
Так, по данным МЧС России уже за первый месяц 2024 года на пожарах погибли 46 детей, тогда как в прошлом году на это время числились погибшими — 34 ребенка [2].
В целом, из проведенного анализа стало известно, что в мире при пожарах около 80 % людей погибает в жилых домах [3, 4].
Рис. 2. Динамика количества погибших детей на пожарах в РФ за период с 2021 по 2023 гг.
В нашей стране на пожары в зданиях жилого назначения, в том числе высотные строения приходится около 90 % погибших. Также пожары происходят и в производственных, административных, учебных и зданиях общественного назначения, что нередко сопровождается массовым отравлением, травмированием и гибелью людей [4]. Следовательно, по числу объектов наиболее пожароопасными считаются здания: жилого назначения; производственного назначения; общественного назначения: учебно-воспитательного назначения (школы, колледжи, лицеи, вузы, техникумы, центры дополнительного образования и дошкольные учреждения).
По статистике, ежедневно в России минимум в двух образовательных учреждениях происходят возгорания [5, 6]. Так, например, в январе 2023 года произошел пожар в школе № 1252 имени Сервантеса на севере Москвы. По уточненной информации датчик пожарной сигнализации сработал из-за короткого замыкания в сушилке для рук, пострадавших нет [1].
14 сентября 2023 года в школе Екатеринбурга чрезвычайное происшествие произошло около 13:00 по местному времени (около 11:00 по московскому) на улице Санаторная. На площади 10 квадратных метров горел пристрой средней образовательной школы. До прибытия пожарных 760 человек эвакуировались самостоятельно. В тушении пожара участвовали девять человек и три единицы техники [1]. Обзор случаев возгораний и пожаров представлен на рисунке 3 в виде фотофрагментов.
Рис. 3. Обзор случаев возгораний и пожаров в ОУ РФ в виде фотофрагментов
Проведенный анализ состояния пожарной безопасности в образовательных учреждениях (ОУ) РФ показал [7], что зачастую пожары в них происходят по причинам: отсутствия знаний элементарных противопожарных правил педагогами и учащимися — это около 70 % от всех случаев пожаров; перегрузок электрооборудования и проводов — 13 %, образований переходных сопротивлений — 5 %, поджогов — 10 % и шалостей детей — 2 % (рисунок 4).
Рис. 4. Основные причины пожаров в образовательных учреждениях РФ [7]
Современное состояние пожарной безопасности в ОУ России подчинено законодательным и нормативным актам, а также требованиям, направленным на обеспечение безопасности персонала и учащихся.
Некоторые из основных мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в ОУ, включают:
— обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения, связи и сигнализации, знаками пожарной безопасности;
— проведение учебных эвакуаций людей при пожаре [8];
— перезарядку огнетушителей;
— соблюдение правил пожарной безопасности всеми сотрудниками и учащимися образовательных учреждений.
Несмотря на вышеизложенное сегодня уже ни для кого не секрет, что на пожарах продолжат гибнуть и травмироваться дети (учащиеся). Главными причинами жертв среди детей становятся: отсутствие у детей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев — отсутствие средств спасения и неумение взрослых правильно организовать эвакуацию детей в случае возникновения пожара или возгорания.
Поэтому, на проблему безопасности учащихся при эвакуации в случае пожара не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную, требующую четких скоординированных действий, учителей, родителей, работников различных служб и ведомств.
Согласно, Стратегии комплексной безопасности детей в РФ на период до 2030 года, подписанной Указом Президента от 17.05.2023 г. № 358 снижение уровня детской смертности и детского травматизма, сохранение здоровья детей — это приоритетная цель государственной политики России.
По мнению авторов статьи, наиболее надежным способом обеспечения безопасности учащихся в случае возникновения пожара является быстрая и безопасная эвакуация, в случае невозможности самостоятельной эвакуации за счет применения современных средств спасения.
Безусловно, эвакуация составляет лишь небольшую часть общей безопасности, однако, на наш взгляд, приобретает все большее первостепенное значение.
В настоящее время в учебных учреждениях практически повсеместно отсутствуют технические средства спасения детей в случае возникновения пожара, но разрабатываются Инструкции по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации в соответствии, с которой не реже одного раза в полугодие проводятся практические тренировки [8]. Основной целью тренировки является совершенствование подготовки персонала к действиям в условиях возникновения пожара и снижению стрессового состояния у детей. Поведение ребенка во время тренировки, не говоря уже в условиях непосредственного пожара, показывает, что его отличительной особенностью является пассивно-оборонительная реакция [6]. В таком состоянии ребенок теряет способность правильно оценивать обстановку, принимать решения и ориентироваться в пространстве. Возможность правильной эвакуации с использованием современных средств спасения может повлиять на то, чтобы полностью обойтись без детских жертв.
Именно, поэтому, необходимо комплексное внедрение отвечающего по всем требованиям спасательного оборудования в случае возгораний и пожаров, а также наличия других организационных мероприятий. При проведенном авторами статьи анализе существующих средств спасения при эвакуации было выявлено, что основная их часть предназначена для взрослого человека и по большей части может травмировать ребёнка [9], а также требует значительных финансовых затрат.
На рисунке 5 представлена 3D модель предлагаемого нового спасательного устройства.
Рис. 5. 3D-модель спасательного устройства
Комплект состоит из подставки (каркас) — 4, устанавливаемого на полу перед окном второго этажа, поручня — 3 и полурукава (желоба) — 1 для эвакуации, закрепленного на каркасе с помощью откидывающейся рамки — 2. Полурукав 1 в сложенном состоянии располагается в габаритах каркаса на полу (рисунок 6).
Рис. 6. Комплект оборудования спасательного устройства: 1 — полурукав (желоб), 2 — рамка, 3 — поручень, 4 — подставка (каркас)
Преимуществами предлагаемого устройства является: простота конструкции, доступность, удобство, экономичность, цветовое решение.
Таким образом, сегодня назрела проблема повышения безопасной эвакуации учащихся при пожаре из здания образовательных учреждений и острая необходимость в проведении дальнейших научных исследований по поиску и совершенствованию способов, методов и средств спасения и самоспасения детей в случае возникновения пожара внутри здания.
Литература:
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]: официальный сайт, 2024, «МЧС России». — Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 11.02.2024).
- Гончаренко В. С., Чечетина Т. А., Сибирко В. И., Надточий О. В. Пожары и пожарная безопасность в 2022 году: информ.- аналитич. сб. П 46 Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2023. 80 с.
- Овчаренко А. А., Шпак В. И. Анализ состояния пожарной безопасности в Российской Федерации и пути решения проблемы спасения людей из высотных зданий при пожаре /А. А. Овчаренко, В. И. Шпак // Научный вклад молодых исследователей в сохранение традиций и развитие АПК: сб. науч. тр. междун. науч..-практ. конф. молодых ученых и студентов, Ч.1. /СПбГАУ. СПб., 2016. — С. 375–379.
- Овчаренко А. А., Гончаров М. С., Буллиев А. А. Пожары — большое стихийное бедствие / А. А. Овчаренко, М. С. Гончаров, А. А. Буллиев // Вестник студенческого научного общества № 8 выпуск 2 2017 / СПбГАУ. — СПб., 2017., — С.254–258.
- Овчаренко А. А., Шпак В. И. Пути решения проблемы эвакуации детей при пожаре из зданий детского сада /А. А. Овчаренко, В. И. Шпак //Вестник студенческого научного общества № 8 выпуск 2 2017 / СПбГАУ. — СПб., 2017., — С.261–265.
- Прищенко А. В., Овчаренко М. С. К вопросу обеспечения пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях А. В. Прищенко, М. С. Овчаренко //Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее: сб. науч. ст. Всеросс.-ой науч. конф. в 4-х томах, Том 4. Юго-Зап. гос. ун-т., Курск: ЗАО Университетская книга, 2018, — С. 55–58.
- Основные причины возникновения пожаров [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://businessman.ru/new-osnovnye-prichiny-vozniknoveniya-pozharov-na-proizvodstve-i-v-bytu.html — Загл. с экрана (дата обращения 11.02.2024).
- Организации тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожарах и иных чрезвычайных ситуациях, утв. МЧС РФ от 04.09.2007 № 1–4-60–10–19.
- Пожарные лестницы. Вертикаль. [Электронный ресурс]: Испытания конструкций — Режим доступа: https://www.not-fire.ru/produkcziya/sredstva-spaseniya-i-evakuaczii/sredstva-evakuaczii.html — Загл. с экрана (дата обращения 11.02.2024).