Разработка методического пособия в электронном варианте для подготовки к ОГЭ по литературе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Кириллина, И. И. Разработка методического пособия в электронном варианте для подготовки к ОГЭ по литературе / И. И. Кириллина, Т. Н. Дьячковская, С. К. Заровняева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 242-243. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4179/ (дата обращения: 25.12.2024).



В работе описана разработка электронного пособия для подготовки к ОГЭ по литературе. Пособие рассчитано на учеников, сдающих ОГЭ по литературе.

Ключевые слова: электронное пособие, литература, писатели, теория.

Актуальность: Наше электронное пособие представляет собой сборник теоретических материалов в электронном варианте, необходимых для подготовки к ОГЭ по литературе. При подготовке к ОГЭ по литературе учащиеся школы встречают некоторые трудности в поиске теоретических материалов, так как в данное время нет такого пособия, где были включены все сведения по произведениям, также имелись примерные вопросы заданий по разделам. Поэтому мы считаем, что наше пособие поможет эффективно подготовиться к ОГЭ по литературе, не теряя времени на поиски информации по произведениям.

Предмет исследования: электронное пособие по литературе.

Объект исследования : создание электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе.

Цель: Разработка электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе.

Гипотеза исследования: Самостоятельно можно подготовиться к ОГЭ по литературе при помощи данного пособия.

В соответствии с предметом, объектом, гипотезой, целью исследования мы поставили следующие задачи:

  1. Составить содержание пособия в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для ОГЭ по литературе.
  2. Проанализировать художественные тексты по плану в соответствии с перечнем проверяемых умений на ОГЭ по литературе.
  3. Разгруппировать по произведениям писателей, приложить примерные задания к произведениям из платформы «РЕШУ ОГЭ по литературе»;
  4. Создать модель электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе;
  5. Разработать структуру и содержание электронного пособия.

Новизна. Отметим, что единого пособия для подготовки к ОГЭ по литературе нет, поэтому мы разработали электронное пособие, которое включает себе всю информацию для эффективной подготовки к ОГЭ по литературе.

Практическая значимость: наше пособие может использовать учащийся, который будет сдавать ОГЭ по литературе, также учителя на своих уроках.

Методы исследования: сбор материалов, компьютерный дизайн.

Характер нашей работы подразумевает поиск и обработка различной информации о произведениях русских поэтов и писателей, исследование литературы, приведение к единому оформлению.

Изучив литературу по разработке пособий в электронном варианте, выяснили, что за последние десятилетия накоплен значительный теоретический и практический опыт в области применения информационных коммуникационных технологий в обучении школьников и студентов. В существующих методических описаниях электронных учебников представлены этапы работы, которыми может воспользоваться любой человек при создании электронных пособий. Например, Беляев М. И. в статье «Из опыта создания электронных учебников» выделяет следующие шаги в разработке электронного пособия: детальную структуризацию, интерактивность, гипертекстовую структуру мультимедийных приложений, встроенные блоки практических и проверочных мероприятий, гиперссылки на различные образовательные порталы, научные ресурсы и др. [2]

Далее ознакомились со статьей Лубашевской Е. Г., где она отмечает трудоемкость создания электронного продукта, также предлагает распределить этапы работы над электронным пособием: обозначение целей и задач электронного учебника; определение структуры электронного учебника; разработка содержания по разделам и темам учебника; программирование; апробация; корректировка содержания ЭУ по результатам апробации; подготовка методического пособия для пользователя [5].

Мы рассмотрели научно-популярные литературы и материалы в интернет. Но, к сожалению, не нашли пособия по подготовке к ОГЭ по литературе в электронном варианте. Разработанное пособие по подготовке к ОГЭ по литературе представляет собой первый опыт наиболее полно отразить все материалы для подготовки к экзамену по литературе. При анализе конкретных художественных произведений необходимо знание: темы, идейного богатства, проблематики, системы образов и средств их создания; композиции, жанра. Поэтому мы предлагаем следующие подразделы:

— История создания произведения;

— Тема;

— Проблема;

— Композиция произведения;

— Жанр;

— Характеристика героев;

— Краткое содержание произведения.

Наш электронный учебник состоит из следующих разделов:

— Древнерусская литература.

— Литература ХVIII века

— Литература ХIХ

— Литература ХХ века.

  1. Составили содержание пособия в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для ОГЭ по литературе.
  2. Проанализировали художественные произведения;
  3. Разгруппировали по разделам произведения русских писателей, где даны анализы произведений, рекомендации по подготовке к выполнению заданий с развернутым ответом ограниченного объема и заданий, основанных на сопоставительном анализе.
  4. Разработали модель электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе, также его структуру и содержание электронного пособия.

Мы использовали в своей работе такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, многослойность учебного материала по подготовке к ОГЭ по литературе. В нашем электронном учебнике вы познакомитесь с анализом 102 произведений русских поэтов и писателей. В ходе создания электронного учебника были изучены материалы учебников, статей и сайтов по исследуемой теме.

Таким образом, разработанное электронное пособие является универсальной и необходимой формой для подготовки к ОГЭ по литературе. При помощи него каждый ученик может заниматься индивидуально. Пропустив занятие, школьник имеет возможность изучить ту или иную тему самостоятельно при помощи электронного пособия.

Литература:

  1. Баранова Ю. Ю. и др. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе //Информатика и образование. — 2000. — №. 8. — С. 43–4
  2. Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс] –Режим доступа: (vlsu.ru) — (дата обращения: ноябрь, 2022)
  3. Ковина Т. П. От концепции до реализации: опыт разработки электронного учебного пособия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: (ot-kontseptsii-do-realizatsii-opyt-razrabotki-elektronnogo-uchebnogo-posobiya.pdf) — дата обращения март, 2023)
  4. Краснова, Г. А.Технологии создания электронных обучающих средств / [Г. А. Краснова, М. И. Беляев, А. В. Соловов]; М-во образования Рос. Федерации [и др.]. — Москва: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001. — 117, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 5–276–00203–7

5. Бояркин, А. Исследовательская работа по теме «Создание электронного учебника» / А. Бояркин. — Текст : электронный // Алые паруса : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/12/28/issledovatelskaya-rabota-to-teme-sozdanie-elektronnogo-uchebnika (дата обращения: 16.02.2024).



Похожие статьи

Текст-биография на уроке русского языка как иностранного

В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.

Система работы по подготовке к ОГЭ по английскому языку

В статье автор дает рекомендации и стратегии подготовки к выполнению задания № 3 устной части.

Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы

В статье автор пытается определить возможные пути развития учебных пособий по литературе.

Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений

В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

Критерии разработки авторской рабочей тетради по английскому языку для учащихся 5 класса средней школы

В представленной статье авторами рассматривается вопрос о критериях разработки авторской рабочей тетради по английскому языку как инструмента развития самостоятельной учебной деятельности учащихся. Исследователями изучены стандарты разработки рабочей...

Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО

В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Похожие статьи

Текст-биография на уроке русского языка как иностранного

В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.

Система работы по подготовке к ОГЭ по английскому языку

В статье автор дает рекомендации и стратегии подготовки к выполнению задания № 3 устной части.

Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы

В статье автор пытается определить возможные пути развития учебных пособий по литературе.

Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений

В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

Критерии разработки авторской рабочей тетради по английскому языку для учащихся 5 класса средней школы

В представленной статье авторами рассматривается вопрос о критериях разработки авторской рабочей тетради по английскому языку как инструмента развития самостоятельной учебной деятельности учащихся. Исследователями изучены стандарты разработки рабочей...

Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО

В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Задать вопрос