Формирование гражданского общества в любом государстве привлекает внимание ведущих теоретиков и практиков. Значение исследования проблем становления гражданского общества позволяет выявить ключевые факторы, способствующие или тормозящие этот процесс, выработать подходящие способы решения.
Развитие гражданского общества в России — глубокий и многовекторный процесс [1]. Главной тенденцией последних лет стал рост гражданской активности и самоорганизации. Вполне закономерно, что в последние годы роль и участие гражданского общества в развитии страны неуклонно возрастают. Однако и на современном этапе присутствует ряд проблем, препятствующих формированию полноценного гражданского общества.
В настоящее время важность концепции гражданского общества возрастает, приобретает актуальность и особый интерес, что обусловлено стремительным развитием информационных технологий, благодаря которым люди, объединяясь через социальных сети в группы, могут совместно решать волнующие их проблемы, выступая как единая движущая сила.
Гражданское общество — это своеобразный спутник правового государства, то есть правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество. Понятия «гражданское общество» обусловлена очевидным повышением роли граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной. В трудах ученых прошлого и современности гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более всестороннее, вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую многовариантность.
Сущностное единство гражданского общества состоит в совокупности общественных отношений (экономических, социальных, политических и т. д.), формальных и неформальных структур, в рамках которых имеет место удовлетворение многообразных потребностей и реализация интересов индивидов и групп, тождественных достигнутому уровню общественного развития. Критерием отнесения общественных отношений и институтов к сфере гражданского общества является удовлетворение потребностей и реализация интересов личности.
В различных источниках понятие «гражданское общество» трактуется по-разному, но основная идея одна. Гражданское общество — это, прежде всего, наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии; высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества; законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.
Современное гражданское общество имеет следующую структуру:
- Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей.
- Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.
- Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.
Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации): государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации.
Наличие гражданского общества в государстве — это неотъемлемая часть его функционирования. В современных условиях люди нашей страны стараются ощутить себя полноправными членами цивилизованного, развитого государства. Имея поддержку граждан, социальная структура, а вместе с ней и все институты государства становятся устойчивыми и жизнеспособными. Вследствие этого в современной России актуальной задачей является создание эффективной системы управления, которая базируется на повышение ответственности государственного аппарата перед обществом.
Становление общества свободных граждан противоречивый, сложный процесс, развивающийся вместе с созданием правового государства, демократической культуры.
Преобразования, проводимые в России, направлены на модернизацию и инновационное развитие административной власти, и также, государственной службы гражданского назначения, которая обеспечивает ее деятельность.
Конституция Российской Федерации декларирует приоритет соблюдения прав и свобод человека и гражданина, отражает широкий список этих явлений и обеспечивает их правовое закрепление. За годы реформаторской деятельности создано более 100 объединений и ассоциаций, характеризующихся различным уровнем развития, которые отражают интересы населения, позволяют их учитывать, формулировать их претензии и возражения, и лоббировать их решения через органы власти. Одним из основных принципов общества свободных граждан является наличие патриотических чувств, сохранение национальной структуры. Все эти качества по мере возможности государство старается привить и воспитать в людях, путём привлечения общественных масс, например, к участию в акции «Бессмертный полк». Также государственная деятельность направлена на проведение патриотических мероприятий и акций.
Также наблюдается активизация деятельности некоторых слоев населения, направленная на представление претензий, связанных с нарушениями во время проведения выборов, плохим состоянием жилищно-коммунальной системы [10]. Это свидетельствует о положительных моментах в становлении гражданского общества.
Можно выделить следующие типы проблем становления гражданского общества.
Во-первых, это общетеоретическая проблема. Общетеоретические проблемы развития гражданского общества в России возникают из-за неопределенности теоретико-методологической базы. Современные исследователи сталкиваются со сложностью описание «границ» гражданского общества: включает ли оно политические организации или нет. Важной особенность гражданского общества в РФ является то, что оно соответствует тому месту и той эпохе, в которой оно формируется [7].
Во-вторых, это социально-политические проблемы.
Определение степени автономности гражданского общества от политики и экономики государства является дискуссионным вопросом. Одни ученые отмечают, что гражданское обществе и гражданские институты должны быть не политизированы и решать свои вопросы самостоятельно, без прямой взаимосвязи с государством. Другие говорят, что они могут и должны влиять на политику Правительства [9, 11].
Можно выделить три модели развития гражданского общества:
1 — Модель участия государства в развитии гражданского общества.
2 — Негосударственная модель развития общества.
3 — Эффективное взаимодействие двух противоположных подходов. Государство в любых вариантах будет представлено в общество.
Также проблемой для становления гражданского общества является различность подходов между приоритетом юридических прав при сохранении неравенства или принципов справедливости и социально-экономического равенства. Важным замечанием здесь становится то, что равенство в юридических правах не означает фактического равенства. Равенство делает граждан равными только перед законом, но одновременно закрепляет и укрепляет их неравенство перед другими. Например, частная собственность уравнивает граждан, однако свобода появляется только у тех, кто ею владеет.
Следует отметить и проблемы сохранения общественного прогресса и менталитета народа, культурных традиций. Национальное многообразие России является сложным фактором, влияющим на развитие гражданского общества. Однако выстраивание отношений между народами, народностями, сохранение национальных традиций является условиями существования российского многообразия.
Также следует выделить социоприродные проблемы в становлении гражданского общества. Россия богата природными ресурсами и территориями. Однако их использование не всегда эффективно. В этой области также можно выстаивать успешные взаимоотношения граждан и государства, что однозначно будет оказывать влияние на состояние гражданского общества.
Проблематика становления гражданского общества затрагивает и такие вопросы, как: бюрократизация и рутинизация функционирования гражданских структур, ужесточение законодательства и усиление контроля государства за деятельностью институтов гражданского общества.
Таким образом, процесс создания гражданского общества продолжается, он еще не окончен. Фиксируемая динамика может свидетельствовать о том, что действующие сегодня институты гражданского общества обладают значительным ресурсным потенциалом для выполнения перечисленных нами функций. На сегодняшний день в России создан институциональный базис для эффективного взаимодействия и взаимовлияния институтов гражданского общества и государства.
Перечисленные проблемы требуют комплексного подхода при их решении, учета интересов всего общества, рассмотрение их через призму экономических, политических, социальных событий, происходящих в государстве.
Литература:
- Консовский А. А., Лясецкая Е. А. Проблемы становления и развития гражданского общества в России // Символ науки: международный научный журнал. — 2020. — № 11. — С. 64–68.
- Воронцов С. А., Понеделков А. В. Проблемы взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в современной России // Вестник Поволжского института управления. 2016. №. 5 (56). С. 4–10.
- Кожевников С. Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Право. 2002. №. 1. С. 37–46.
- Кукарников Д. Г. Государство и гражданское общество: взаимосвязь и взаимодействие//Личность, общество, государство, право. Проблемы соотношения и взаимодействия: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. 15–16 окт.2013. С. 55–58.
- Михеев В. А. Власть и гражданские институты: к проблеме доверия и недоверия // Власть. 2017. Том 25. № 5. С. 162–167.
- Музычук В. Ю. Партисипативное бюджетирование: институты гражданского общества в реализации социально значимых проектов //Вестник Института экономики РАН. 2016. №. 3.С. 38–52.
- Нейфельд К. А. Гражданское общество и проблема его развития на постсоветском пространстве // Инновационные процессы в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 216–218.
- Никитина Е. С. Особенности и основные этапы становления гражданского общества в России // Власть. 2010. №. 12. С. 145–148.
- Растимешина Т. В., Антонов Ф. С. Становление и развитие институтов гражданского общества и их взаимодействие с государством //Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. №. 1 (21). С. 168–179
- Шарыпова Т. Н., Корчагина И. П. Проблемы становления гражданского общества в России //Аллея науки. 2019. Т. 4. №. 1. С. 742–746.
- Калиниченко, А. О. Становление гражданского общества в России: проблемы и перспективы развития / А. О. Калиниченко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2021. — № 2(43). — С. 46–52.